«Зеркало» Андрея Тихомирова
Дата: 30.06.2019
Место: Томская областная государственная филармония
Состав:
- Томский академический симфонический оркестр
- Шагдар Зондуев (бас)
- Дирижер Михаил Грановский
«Хорошо бы собаку купить…» Нет, все-таки поэт Иван Бунин — не моё. Чего никак не могу сказать про музыку Андрея Тихомирова. Теперь, когда несколько раз послушал запись исполнения симфонии «Зеркало» в Томской областной государственной филармонии, могу поделиться с читателями чем-то, кроме восторженных междометий, сопровождавших первое знакомство с произведением.
Начну сразу с записи, поскольку мои впечатления в данном случае — компонент второстепенный и не обязательный. Итак, «Зеркало. Симфония в трёх поэмах», композитор Андрей Тихомиров. Исполняет Томский государственный симфонический оркестр под управлением Михаила Грановского. Романс на стихи И.Бунина в третьей части — Шагдар Зондуев (бас). Качество записи не студийное, со всеми достоинствами и недостатками живого звука.
Слова вроде «грандиозно» не хочу произносить — слишком личной для меня оказалась эта музыка, полностью обращенная внутрь — даже Марш (я бы сказал — особенно Марш). Меньше всего в «Зеркале» ощущается упоение автора созданием грандиозного музыкальное высказывания. Уж скорее — отрываемый прямо от сердца личный монолог на творческом вечере — если проводить аналогию с актерами.
В каждой части звучит завершенный рассказ — «музыкальные новеллы», причины объединения которых в трилогию каждый слушатель поймет на свой лад. У каждого из нас свое Одиночество — которое иссушает, свой Марш — который ранит, и свое (не обязательно бунинское) Молчание — которое лечит. Да и единство чувств слушателей, пожалуй, даже противопоказано этой интроспективной «симфонии в трех поэмах», как назвал ее автор. Гораздо значимее — что произведение увлекает, трогает и ненавязчиво поворачивает каждого к своему Зеркалу.
Что касается аудитории, к которой обращена музыка «Зеркала», с удовольствием констатирую: при несомненной изысканности, симфония остается доступной для проживания простым слушателем, не умеющим раскладывать по полочкам музыкальный язык и композиторские приемы, но жадным до новой музыки, привыкшим слушать вглубь, умеющим ценить искренность композитора и не боящимся быть искренним в ответ.
Не могу найти достойных слов, чтобы выразить признательность дирижеру Михаилу Грановскому и Томскому академическому симфоническому оркестру, чьими усилиями родилось столь проникновенное исполнение. Вдыхать жизнь в новую музыку — и ответственность, и дар, и кропотливый труд. Поклон — всем причастным к исполнению и записи концерта. История симфонии «Зеркало» и этого исполнения на сайте автора.
Если бы не музыка композитора Тихомирова, я бы так и продолжал относиться к опере — как к музею, а к постмодернизму и авангарду — как к неизбежному будущему, куда ведут все пути не только в разных жанрах музыки, но и в современном искусстве. Ведь именно это нам, слушателям, пытаются внушить глашатаи-интеллектуалы. Спасибо, Андрей! Для меня твои произведения — симфонические, оперные, камерные — манифест того, что «классическая музыка» — живая сущность, а не бирка в антикварной лавке. Что та современная музыка, которую я когда-то представлял в блаженных фантазиях, — рождается и звучит «во плоти». Причем, уверен — не только мой этот манифест. Нас много. Просто мы не умеем ходить Маршем, поэтому, каждый в своем Одиночестве, ждём твою новую музыку.
Фотографии предоставлены Томской областной государственной филармонией
Похожие темы
Андрей Тихомиров: «Говорить музыкой то, что я никогда не сумел бы выразить словами»
Вопросы охватили и вечные темы — лейтмотивы современной музыкальной композиции, и некоторые аспекты, до сих пор не раскрывавшиеся
Причудливая логика мусора
Ради прославления своего города денег не пожалели, и оценивать конкурсные работы были приглашены многие знаменитости. Почти все члены жюри оказались представителями экспериментальных направлений в современной музыке
Две песенки на концерте «Вокальная музыка XX–XXI»
Вчера в Овальном зале музея Н. Г. Рубинштейна состоялось мое первое очное знакомство с двумя песнями-сценками цикла в исполнении молодого тенора Валерия Макарова и Карины Погосбековой (фортепиано)