«Зимний путь» Маттиаса Гёрне
Дата: 26.11.2014
Место: Московский международный дом музыки, Камерный зал
Состав:
- Маттиас Гёрне – баритон
- Маркус Хинтерхойзер – фортепиано
Вам когда-нибудь хотелось слушать, например, «Песни и пляски смерти» или рахманиновский Op.38 в сопровождении видеоряда? Если да — то беру свои дальнейшие слова обратно. А для оставшихся у голубых экранов — продолжу.
Сегодня по программе фестиваля с позитивным названием «НЕТ» (Новый Европейский Театр) в Камерном зале ММДМ прошел концерт… Вру. Согласно анонсу, это было «визуальное путешествие» — на размещенных уступом экранах, покрытых шевелящимися листками бумаги, демонстрировался анимационный фильм. Но дальше в анонсе было сказано: «поэтическую многоплановость видеоряду придает участие Маттиаса Гёрне — на сегодняшний день самого признанного исполнителя немецких песен lied». За роялем (трудно избежать горько-циничного «в роли тапера») — австрийский пианист Маркус Хинтерхойзер. А в качестве аккомпанемента для придания видеоряду многоплановости должен был прозвучать «Зимний путь». Поэтому я и был в зале.
Маттиас Гёрне выступал в Москве не далее, как в прошлом году и запомнился тем, что вступил в полемику с одним из слушателей, призывая его отвлечься от телефона. Кроме того, в прошлом году Гёрне был болен. В этот раз получилось дежа-вю: перед началом мероприятия по трансляции объявили о том, что в случае нарушений тишины аплодисментами или телефонами исполнитель прервет выступление и не продолжит до тех пор, пока нарушитель не покинет зал. А следом, — не поверите, — прозвучало объявление о том, что певец болен «и не сможет петь в полную силу». Видимо, в зале было достаточно слушателей прошлогоднего концерта, поскольку ответом на объявление прокатилось несдержанное досадное хмыканье с явным оттенком сарказма.
Нездоровье певца, к сожалению, было заметно в голосе. Верхние ноты имели фальцетный призвук, нижние пелись «другим голосом», середина, в основном звучала подстёрто, а где-то к двадцатой песне — еще и заметно устало.
Увы, вокального события не случилось, но такой столп немецкой лирики, как «Зимний путь», да в исполнении опытного немецкого певца — как минимум, событие культурное. В отличие от прошлогоднего концерта, в этот раз КЗ ММДМ был забит под завязку — я впервые в жизни сидел на балконе, да еще наблюдал, как на центральных балконах люди стояли. Это при том, что цена на билеты в партер была для этого зала небывалой и в точности равна стоимости билетов на оперные спектакли Большого театра, дающиеся на Исторической сцене (для ведущих учет: ближние ряды — 5 т. р, подальше — 4 т. р.) Видимо, престижный фестиваль.
Отрадно, что суровое увещевание по трансляции принесло плоды: кроме нервного покашливания в паузах музыку ничто не нарушало. То есть обстановка для усваивания шедевра Шуберта была создана близкая к идеальной.
Тем обиднее, что «Зимний путь» в живом исполнении был и запланированно, и фактически низведен до саундтрека к анимированным рисованным картинкам, связанных с музыкой, в основном, демонстрируемыми в паузах названиями лидов (с переводом названий на английский). Честное слово, если бы вместо отвлекающего от исполнителя мельтешения включили бы синхронный русский перевод стихов Мюллера — было бы интереснее. Но, быстро поняв, что этот театральный праздник — не для меня, я сидел скромно, пытаясь уловить в происходящем флюиды, адресованные мне. Кстати, небезуспешно.
Похожие темы
Сергей Лейферкус и Семен Скигин в Камерном зале ММДМ (24.03.2016)
Позволю повториться: для камерных произведений, помимо голоса, в гораздо большей степени, чем для оперы, необходима бессмертная душа — та составляющая исполнения, которая оживляет героев и доносит их чувства в зал
Академия «Ла Скала» и Молодежная оперная программа
В связи с большим количеством участников рассказ о концерте в на Новой сцене Большого театра 9 ноября, посвященном юбилею обменных гастролей БТ и «Ла Скала», я начну с программы концерта, чтобы всем было всё сразу видно
Ольга Перетятько и Александр Гиндин в БЗК
Подозреваю, когда Ольга Перетятько в самом начале своего сольного концерта в Большом зале консерватории решила обратиться к публике, это было несколько неожиданно для данной аудитории.
Золотые голоса Монголии в Большом
Наверное, многие с некоторым недоумением обнаружили в ноябрьской афише Большого театра этот концерт. Меня даже спрашивали, в честь какого это юбилея. Но, во-первых, выяснилось, что никакого юбилея нет
Комментарии
Fedor Borisovich
27 ноября 2014 • 13:26
Могу еще добавить, что мой любимый исполнитель «Зимнего пути» (и «Веселой мельничихи») — Иэн Бостридж. Да простит меня классическая запись гениального исполнителя лидов Дитриха Фишера-Дискау. Голос Бостриджа, уверенно льющийся вокально, но неуловимо хрупкий по-человечески, идеально соответствует настроению музыки и стихотворной основы цикла. Сразу вспоминается, что Шуберт изначально писал «Зимний путь» для тенора — и становится понятно для какого именно тенора.
Что касается видеорядов действительно многочисленных музыкально-театрально-анимационных перфомансов на основе «Зимнего пути», то вот что думаю. Депрессивное настроение этого музыкального произведения делает его идеальным «саундтреком» для многозначительных в своей мрачности декадентских видеорядов, которые всегда будут популярны у определенной, довольно широкой, прослойки зрителей. Важную роль так же играют известное имя (позволяет претендовать на аудиторию интеллектуалов) и отсутствие авторских ограничений (т.е. отчислений композитору роялти за каждое исполнение).
Я не отрицаю возможности симбиоза «Зимнего пути» с видеорядом. Просто сам не испытываю потребности в таком продукте, когда речь идет о живом исполнении. Камерный цикл, по-моему, предполагает главенство исполнителей, и лично для меня любые претензии других составляющих (в частности, видеоряда) на власть исполнителя в камерном концерте — одиозное самозванство.