Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Заметки с VI онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@»

Автор: Федор Борисович (21 апреля 2015 10:58)  |
 Комментировать 

dubl-dva-mini

Став одним из призеров в номинации «За лучшую зрительскую рецензию» VI онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@» подумал, что не зазорно будет воспользоваться служебным положением и выложить на «Голос публики» «неформатную» для посвященного музыке ресурса компиляцию из текстов, написанных мной по фестивальным поводам — личные впечатления о фильмах и эпилог. Заметки приведены в хронологическом порядке.

Репетиции

Режиссер: Оксана Карас

Репетиции - режиссер Оксана Карас

Вкусно снятый фильм с отличной игрой актеров: каждый эпизод — рельефный характер. Бойкий текст. Но в целом фильм, пожалуй, из категории хипстерских. Героям я бы ни за что не дал их тридцатник (по сценарию). Не из-за внешности, конечно, ведь солидная внешность — дело наживное. Отношения героев, их реакция на события и образ жизни свидетельствуют о том, что они подзасиделись в голубоглазой юности. По-моему, взрослому человеку этот фильм может быть интересен как акт эмоциональной ностальгии: очень точно передано состояние поры, когда неисчерпаемая энергия щедро расходуется на пустяки (в т. ч. во себе во вред), а образ жизни непобедимо требует значительно больше средств, чем есть в кармане. Прибавьте пьянящее таинство закулисной жизни театра. Скучно становилось пару раз — когда герой в свитере и горнолыжной маске на лбу заунывно-надрывно декламировал и во время какой-то уж слишком бесконечной интимной сцены (никогда не пойму какие-такие чувства, кроме неловкости, я должен испытывать глядя на чужой акт близости). Но в целом динамично, симпатично и трогательно.

Дом, милый дом…

Режиссер: Александр Басов

«Дом, милый дом…» Режиссер: Александр Басов

Подобно тому, как road movie обозначает фильм, начинающийся и заканчивающийся вместе с дорогой, это building movie. Характеры героев раскрываются в истории неказистого выполнения подряда на отделку примосковного особнячка. Небрежная манера съемки удивительно точно соответствует тому, как движется дело у строителей. Но непритязательные ракурсы и принципиально по-бытовому «заземленная» игра обманчивы. Под шелухой политэкономической злободневности — не обремененное ни граммом эпатажа, но приправленное щепоткой гротеска пронзительное повествование о несчастных людях, причудой судьбы собранных под крышей недостроенного дома. О людях, которым некуда вернуться.

Как меня зовут

Режиссер: Нигина Сайфуллаева

«Как меня зовут» Режиссер: Нигина Сайфуллаева

Несмотря на ярких и вызывающе юных главных героинь, фильм больше адресован отцам, чем детям. Во всяком случае, мне, как отцу, показалось именно так, а дети могут иметь на этот счет суверенное мнение. Можно сопоставлять характеры девочек с их постепенно раскрывающимися историями. Можно пытаться поймать и увязать хвосты противоречивого характера главного героя, напоминающего странную помесь кокосового ореха с бешеным огурцом. Можно негодовать по поводу распущенных нравов нового племени, больного бездумным гедонизмом. А можно просто любоваться крупными планами Константина Лавроненко, выразительное лицо которого в моих воспоминаниях неразрывно связано с незабываемыми первыми впечатлениями от первых фильмов Звягинцева. Слоев у фильма много, мыслей о главном он рождает столько, что даже не берусь расставить приоритеты — одного просмотра явно мало. Создается впечатление, что авторы взялись за объятие необъятного… и немало преуспели.

Роль

Режиссер: Константин Лопушанский

«Роль» Режиссер: Константин Лопушанский

История о движении души большого актера, покинувшего мир благополучия, чтобы в шинели, пахнущей землей и потом, не просто погрузиться в роль, но слиться с ней, переступив запретную черту мыслимого профессионального перфекционизма. Эстетика 20-х годов прошлого века показана как произведение искусства — художественно, со вкусом, без смакования неприглядностей. Безупречно убедительны и открывающий действие монолог Амалии (Мария Ярвенхельми), и дальнейший актерский монолог Максима Суханова в трех ипостасях — актера, роли и «оригинала». В кинематографе несколько слагаемых успеха. Упорство в кастинге должно быть подкреплено везением. Техническая оснащенность должна встретиться с мастерством оператора, а необычный сценарий — с умением художника создать в кадре цельный и достоверный мир. Когда все это и кое-что еще объединяется с умением режиссера доступным языком рассказать о серьезном — рождаются незабываемые фильмы, которые интересно пересматривать, разглядывая и заново открывая. «Роль» — случай, когда звезды сошлись, и удалось создать «универсальный» фильм, интересный как для ценителей глубокого содержания, так и для тех, кто смотрит кино ради сюжета и картинки.

Собачий рай

Режиссер: Анна Чернакова

«Собачий рай» Режиссер: Анна Чернакова

По-моему, дети и собака в этом фильме переиграли взрослых, которых было «очень много и очень громко». Харизматичная девочка-лидер Таня (Аня Корнева) и ведомый ей «Агусик» (Саша Кудрявцев) заставили не обращать внимание на некоторую лубочность декораций и сюжета в целом, забыть условности кинематографа и полувековую дистанцию. Найти артистичных детей, которые смогут вот так сыграть перед камерой — редкая удача. При этом ощущение семейного кино в привычном смысле — с эпитетами «милый», «добрый», «трогательный» — у меня не возникло. Скорее, в памяти всплыла довлатовская фраза про «кастрюлю, полную взаимного раздражения». Дружное построение детьми собачьего рая выглядит куда более осмысленным действием, чем мир взрослых — мир, в котором родные люди непрерывно выясняют отношения, не желают друг друга видеть и заняты странными ритуалами, тщательно охраняя собственное одиночество.

Тупой жирный заяц

Режиссер: Вячеслав Росс

«Тупой жирный заяц» Режиссер: Вячеслав Росс

По-хорошему, в жанре маргинальной алкогольной комедии можно было ограничиться «Особенностями национальной охоты» — и на этом поставить точку. Но продолжение получили не только «Особенности…», но и сам жанр, ставший такой же особенностью национальной культуры, как «русский шансон». Колорит глубинки, разной степени грубости гротеск как основное художественное средство, суровые женщины пост-рубенсовских форм, одной левой расправляющиеся с помятыми брутальными мужиками — как один обладателями утонченных душ. Ну и безобразно навязчивый лейтмотив: «ты — русский? значит, должен выпить!» В данном случае к источникам вдохновения можно причислить канонический мульт «Пиф-паф, ой-ой-ой», где в главе «Детский утренник» фильм, о котором идет речь, тезисно изложен за пять минут. Если говорить о находках, то со знанием дела показано чем для творческих проектов чревато спонсорство — при кажущейся абсурдности практически без преувеличений. В остальном, если умеете смеяться над чередой положений «выпили и пошли чудить» — есть где поржать. Мне, во всяком случае, удалось.

Класс коррекции

Режиссер: Иван Твердовский

«Класс коррекции» Режиссер: Иван Твердовский

Все, у кого дети учились в школе, знают, что проблем в образовании сейчас — навалом. И уж точно все, даже далекие от темы, знают корневую причину — низкий приоритет финансирования образования. А еще кадры. Сейчас уйдут на пенсию последние учителя советского поколения — кто придет им на смену, когда вузы не первый десяток лет на каждого педагога выпускают по дивизии экономистов, юристов и журналистов? Когда за год у классов меняется по два-три учителя предмета — и часто это люди без педагогического образования — студенты-вечерники, пытающиеся подработать во время учебы (да-да! — на юристов, экономистов и журналистов) или не сумевшие устроиться по профессии (что сейчас тоже остроактуально).

В жанре социального кино мало показать проблему. Даже в самом беспросветном мраке должен быть свет в конце тоннеля — и не научно-фантастический, предсказуемо преподнесенный как откровение в этом фильме. Хочется особой интонации повествования, сочувственного отношения авторов произведения к героям и осторожного — к проблемам. Иначе получится фильм о том, как плохие родители плохо воспитывают, а профнепригодные учителя плохо учат жестоких детей. Не говоря уже о том, что сами дети могут многое почерпнуть из таких фильмов — от лексикона до отношения к учителям. Не верю, что создатели фильмов в эстетике гайгерманиковской «цифровой правды» с небрежными пунктирами психологии, зато детально и со смаком изображенными непотребно ведущими себя детьми, не в курсе того, о чем знает каждый родитель. Что в среднем и старшем школьном возрасте очень развито подражательство и поиск оправданий: если по телеку школьники посылают учителей на три буквы, пьют и трахаются — чем мы хуже?

Демонстрация патологий общества вообще рискует быть заподозренной в популизме — подобно тому, как сегодня псевдоисторические сериалы «про войну» принимают за патриотическое кино. И эпатаже ради эпатажа — когда дети с отклонениями в развитии используются с той же целью, с которой герои фильма Балабанова «Про уродов и людей» использовали сиамских близнецов. К порокам можно подходить со скальпелем — пытаясь в меру способностей обнаружить, распознать и принять посильное участие в излечении. А можно ограничиться злорадным тыканием пальцем в опухоль. По впечатлениям от фильма лично мне кажется, что в данном случае речь идет о втором варианте. И дважды посмотрев фильм я не переменил свое мнение, а укрепился в нем.

Доктор

Режиссер: Владимир Панков

«Доктор» Режиссер: Владимир Панков

Некоторое время мне довелось работать с несостоявшимся доктором, который любил травить байки из прошлой жизни. Причем, не краснобайства ради, а с неким… назову это экспериментальным любопытством: расскажет что-нибудь эдакое — и внимательно заглядывает в лицо, посмотреть эффект. Со мной ему было неинтересно — понимая какой реакции он ждет, я, напротив, начинал живо интересоваться анатомическими подробностями случая, примененными инструментами и лекарствами, участливо спрашивал много ли у вытекло крови у объекта рассказа и сильно ли забрызгало… ну, словом, успешно вызывал у экс-доктора когнитивный диссонанс. Происходило это довольно давно, и в чем-то было даже приятно вспомнить те забытые ощущения при просмотре фильма «Доктор».

Врачебные истории с чисто врачебным юмором. Целевая аудитория — опять-таки, врачи. Или люди, находящиеся в вечном поиске того, что щекочет нервы. Чтобы придя на сеанс с ничего не подозревающими друзьями можно было в самые смачные моменты заглядывать им в лицо, живо приговаривая, дабы сдержать порыв немедленно выйти: «не, смотрите — сейчас интересно будет!» Праведная мораль как бы тоже есть: условия работы у врачей провинциальных больниц — незавидные, страховая медицина имеет подводные камни, нагрузка на психику, порой, невыносимая. Имеем алгоритм: основательно шокировать человека и заложить в беззащитный мозг некие установки. Итого по воздействию — манипулятивный фильм-психотренинг. В анонсе его сравнивают с булгаковскими «Записками молодого врача», а режиссер считает свое произведение мюзиклом. В обоих случаях это лесть — хотя действа с подобным саундтреком сегодня и оперой запросто называют. В моем понимании — агрессивно чернушный капустник для неслабонервных любителей современного драмтеатра, где претенциозно одетые актеры, кажется, непрерывно орут и совершают странные движения. Первый фильм программы фестиваля, на который мне жаль потраченного времени — оно не окупилось эмоциями.

Дурак

Режиссер: Юрий Быков

«Дурак» Режиссер: Юрий Быков

История о простом сантехнике имеет черты производственной драмы, фильма-катастрофы, криминального триллера. При этом, заигрывая с жанрами, остается современной «повестью о настоящем человеке», бьющей наотмашь развернутой притчей о совести. Живая совесть — изощренная форма проклятия, одно из тяжелейших испытаний, посылаемых человеку, в результате становящемуся изгоем среди чужих и одиноким среди близких. Даже не припомню лучшего высказывания на эту тему. Сильнейшие монологи. Беспощадно закрученный сюжет. Отличная игра актеров — я будто лично знал каждого героя фильма, настолько они живые. Очевидна параллель с «Левиафаном», и, честно говоря, не берусь сказать какой из этих фильмов мне понравился больше.

Если все

Режиссер: Наталия Беляускене

«Если все» Режиссер: Наталия Беляускене

Война уродует землю, калечит судьбы. Но проходят годы, и бои остаются лишь следами от пуль на стенах да в памяти участников. Неожиданным эхом карабахского конфликта в Ереван прилетает девушка Саша — разыскать могилу отца, погибшего в той войне. Саша отца не помнит и лишь из переписки с музеем узнает адрес одного из сослуживцев. По жанру это road movie — с путешествием, знакомствами, встречами и расставаниями в декорациях благословенной природы Армении, захватывающей дух красотой долин и гор. Герои фильма, — бывшие солдаты, — мужчины в возрасте, умеющие и показать себя, и пошутить, при этом не боясь быть смешными. Их отношение к Саше насыщено тысячей нюансов — во взглядах, жестах, диалогах. Тема потревоженной войны удачно контрастирует с комичными элементами абсурда (приведенный кадр напоминает Кустурицу, правда?) — в результате фильм смотрится легко, позволяя исподволь усваивать серьезные размышления авторов о взаимоотношениях народов и поколений.

Испытание

Режиссер: Александр Котт

«Испытание» Режиссер: Александр Котт

Притча с завораживающе красивой картинкой, причем, имеющая весьма точную географическую и хронологическую привязку. Стихия, животные, механизмы — звучат. Люди — безмолвны, и возвышенные, наполненные символикой отношения между ними подчинены, скорее, законам эпоса. Посмотрел с удовольствием, но кино больше для романтиков и точно не для любителей идеальной психологической достоверности. Хотя все актеры играют бесподобно.

Шахта

Режиссер: Нурбек Эген

«Шахта» Режиссер: Нурбек Эген

Антиэстетика шахтерского поселка, доживающего век у закрытой шахты, не тронула — жизнь в нем похожа на макет, кажется, что в поселке живут только герои фильма. Виталий Кищенко — не мой актер. Герои Шнурова — не мои герои. Мне не близка метафора «жизнь — шахта, свет в ней — смерть», произносимая Шнуровым как откровение (еще, конечно, совершенно необходимо смачно выматериться в камеру). Мораль «свою Америку надо строить здесь» — слишком банальна, чтобы ее всерьез обдумывать. Сюжет в принципе может быть интересным, но так, как он подан, — не держит у экрана. Не моё кино, в общем.

Эпилог

Из зрелищных видов искусства кино — наверное, самый доступный зрителю. Одновременно — баснословно дорогой в производстве и столь же (если не более) дорогой в раскрутке и прокате. Фильм важно не только снять, но и донести не просто до зрителя, а до _своего_ зрителя — что особенно важно для «фестивальных» картин, нацеленных на избирательный доступ к самым тонким струнам души. Вопиющая несправедливость, что именно в этой категории многие фильмы, мелькнув премьерой на фестивалях или в ограниченном прокате, проходят незаметно для широкой публики. За ними приходится охотиться с упорством одержимого коллекционера — причем, без гарантии успеха. Шестой онлайн-кинофестиваль «Дубль дв@» собрал в своей программе именно такие фильмы, и одна из трактовок названия «дубль два» — «вторая премьера». Концептуально «Дубль дв@» — проект, использующий современные технологии для того, чтобы фильм встретился со зрителем. Каждый день на сайте фестиваля появлялся новый фильм-участник. Каждый фильм был «в игре» в течении двух суток, позволяя выбрать удобное время для просмотра.

Я не отношусь к заядлым кинолюбителям, но по собственной инициативе активно участвовал в освещении фестивальной программы. В первую очередь из-за того, что, являясь по натуре энтузиастом, стараюсь в меру способностей поддерживать подвижнические мероприятия. Фестиваль организовал Валерий Кичин — журналист «Российской газеты» много лет пишущий о кино. Что особенно важно — человек, имеющий стержень восприятия и принципиальную позицию — редкое явление не только в журналистике, но и вообще в жизни. В моем понимании его имя стало для фестиваля знаком качества. Отобранные фильмы могут быть в чем-то спорными (что ж, дискуссия — тоже хорошо), но несомненно — достойными просмотра. Поэтому каждый день, несмотря на трагическую ситуацию со свободным временем, я выделял часы для просмотра очередного участника фестиваля и минуты — чтобы коротко описать впечатления от увиденного.

Сегодня утром состоялось торжественное закрытие фестиваля. Значит, ставший привычным кадейдоскоп ежедневных впечатлений остановился на год. Мне было очень приятно стать одним из призеров фестиваля в номинации «За лучшую зрительскую рецензию». Еще приятнее было познакомиться и лично пообщаться с создателями фильмов-победителей, с Валерием Семеновичем и сотрудниками «Российской газеты», принявшими участие в организации и проведении фестиваля, а еще — с такими же зрителями, которых собрала сегодня церемония закрытия. От всей души поздравляю Наталию Беляускене, победившую в фестивале со светлым, исполненным трогательного гуманизма гимном миру и дружбе — фильмом «Если все». Еще раз спасибо организаторам фестиваля — не побоюсь тавтологии, за то, что все было организовано на очень высоком уровне (да-да! — и за красивые, памятные и функциональные призы). В завершение своего сумбурного благодарственного эссе напомню, что, фильмы-победители сегодня можно посмотреть на сайте фестиваля. На чем с сожалением ставлю точку в череде своих фестивальных заметок.

Похожие темы

  • «Сатьяграха»: упанишады, шарлатанство и просветление

    Память не обмануть — оказавшись в знакомом месте при сходных обстоятельствах, она оживляет воспоминания и пытается отождествить события даже вопреки голосу здравого смысла. Сидя в зале Новой сцены Большого театра,…

  • «Королева индейцев» на фестивале «Золотая маска» (Большой театр 23.12.2014)

    Ниже предлагается вниманию мой материал, написанный для OperaNews.Ru, о спектакле «Королева индейцев», показанном на Новой сцене Большого театра в программе фестиваля «Золотая маска». Не будучи…

  • «Хованщина»: пир оправданных ожиданий (МАМТ 18.02.2015)

    Вкусный натюрморт накрытых столов соседствует на сцене с жертвами расправ, свисающими там-сям. Сбоку буднично притулилась телега со стрелецкой жатвой — горой окровавленного тряпья, из которого торчат части тел убиенных. Несмотря…

Рубрика: Кулуары Кино 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Хованщина»: пир оправданных ожиданий
    (МАМТ 18.02.2015)

  •  

    Диктатура новаториата

  •  

    Без сиюминутности и гротеска

  •  

    Владимир Байков на «Вокальных перекрестках»
    (Новая Опера 16.05.2015)

  •  

    Елена Зеленская в Бетховенском зале Большого театра

  •  

    «Игроки» и «Маддалена» в Новой Опере
    (04.05.2016)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов