«Иоланта» – занавес премьерной серии

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 31.10.2015

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Иоланта – Динара Алиева
  • Водемон – Олег Долгов
  • Рене – Михаил Казаков
  • Эбн-Хакиа – Эльчин Азизов
  • Роберт – Игорь Головатенко
  • Альмерик – Арсений Яковлев
  • Бертран – Александр Науменко
  • Марта – Евгения Сегенюк
  • Бригитта – Анастасия Щеголева
  • Лаура – Юлия Меннибаева
  • Дирижер – Антон Гришанин
Евгения Сегенюк, Эльчин Азизов, Олег Долгов, Динара Алиева, Михаил Казаков (Большой театр, «Иоланта», 31 октября 2015) Фото: Александр Шварценштейн

Несколько слов о заключительном спектакле премьерной серии «Иоланты» в Большом театре. В этот день было два спектакля, рассказ о дневном — здесь.

В заглавной роли выступила Динара Алиева. Я очень хотел ее послушать, потому что не попал ни на ее дебютное выступление в этой партии в рамках концертного исполнения оперы в Большом зале консерватории, ни на второй спектакль премьерной серии. Сначала, в первой сцене мне послышалась небольшая тремоляция в голосе певицы, но затем она пропала. Голос звучал тембристо и тепло. Переливающееся легато было очень мягким. И еще мне нравится, как аккуратно певица берет верхние ноты. Филировки у нее бывают очень красивые. В дуэте это особенно хорошо было видно, т. е. слышно. Такой выразительный и очень лирический образ получился. Вот только, видимо, из-за слишком хорошего легато согласные звучат не очень четко, иногда проскальзывают. И это отражается на дикции. Насколько я знаю, вокалистам иногда советуют удваивать-утраивать некоторые согласные, чтобы они лучше звучали, правда, речь обычно о тех звуках, которые в середине слова. А Динаре, как мне кажется, надо обратить внимание именно на согласные в начале слова, я даже вспомнил о так называемом «твердом приступе» в немецком языке, но, конечно, для русского это было бы слишком… Впрочем, на самом деле, мне некоторые недостатки в произношении не мешают с удовольствием слушать Динару Алиеву. Хорошо она поет — очень музыкально, с душой. И смотреть на нее приятно.

Олег Долгов меня опять очень порадовал. Партия Водемона у него сделана весьма добротно. И потом, он вообще стал петь мягче и разнообразнее. Пиано улучшилось. И все верхние ноты теперь звучат исключительно надежно и красивее по звуку стали. И сразу голос приобрел дополнительную полетность. Дикция прекрасная, и вообще всё звучит четко, ритмично и внятно, что очень важно в этой партии. Дыхание очень хорошее, фразировка удачная, чувствуется, что всё отработано уже. Кроме того, необходимо отметить и такое важное для певца качество, как выносливость и стабильность, ведь это был уже для Долгова третий спектакль за 4 дня! И между прочим, после, как я понимаю, весьма напряженного репетиционного периода! А он спел его на таком уровне! Видимо, опыт позволил певцу правильно распределить силы. И держится на сцене он теперь уверенно. Нет, мне интересно и приятно было его слушать. Единственно, когда он поет на мецца воче, звук мне кажется чуть плосковатым и суховатым. Но это замечание относится скорее к тембру, а это — дело субъективное.

Игорь Головатенко, я бы сказал, был предсказуемо хорош! Безусловно, Роберт — его роль! Благородный облик, аристократический тембр, рафинированный звук, очень яркие верхи, зависающие ферматы. В общем — умный, интеллигентный вокал.

Эльчин Азизов — как я уже, кажется, писал о нем в предыдущей постановке «Иоланты» — стопроцентное попадание в образ Эбн-Хакиа. Более стильного мавританского врача вообще трудно себе представить! Этот южный тембр! И эти восточные интонации! Гениальное творение Чайковского — философская ария Эбн-Хакиа — прозвучало более чем убедительно.

Партию Короля Рене пел Михаил Казаков, тембр которого мне всегда очень нравился. Увы, его голос в этот вечер звучал неровно. Певец слишком растягивал и искажал гласные, так что заметно «плыла» интонация, да и на дикции это тоже не лучшим образом сказалось. И с верхним регистром что-то произошло, там тембр, определенно, посветлел и появился какой-то дребезжащий призвук. Очень жаль, но я верю, что прежний густой, красивый и ровный звук вернется. Вероятно, певец просто нездоров.

Изумительным голосом спела партию Марты Евгения Сегенюк. Такой роскошнейший звук — огромного объема, темный, сочный, тягучий, как густым нектаром наполненный. Заворожил он меня и в сцене с Иолантой, и в колыбельной и в сцене с Альмериком. Александр Науменко в партии Бертрана был весьма надежен и убедителен. Ровный, добротный звук, хороший тембр. Прозвучал, я бы сказал, очень весомо. Приятное впечатление произвел и солист Молодежной оперной программы Арсений Яковлев. Небольшую партию Альмерика он спел собранно и внятно.

Хороши были в партиях подруг Иоланты — Бригитты и Лауры — Анастасия Щеголева с приятным голосом, который я хорошо запомнил еще по конкурсу Вишневской, и Юлия Меннибаева, которая вышла на сцену уже второй раз за этот день, конечно, в небольшая партии, но все же требующей таких, безусловно, присущих ей качеств, как внимание и музыкальность.

Обязательно хочу сказать о хоре. По-моему, он звучал великолепно. Под колыбельную я чуть не прослезился… А какие милые там девушки! 16 красавиц! Одна другой лучше!

Об игре оркестре под управлением Антона Гришанина я судить не берусь, это слишком тонкая материя. О постановке пусть судят специалисты. А всем солистам, хористам, артистам миманса, музыкантам оркестра — большое спасибо! Молодцы!