Кащей Бессмертный и Жар-птица с Российским национальным оркестром (КЗЧ 07.09.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 07.09.2015

Место: Концертный зал имени П.И. Чайковского

Состав:

  • Кащей Бессмертный – Михаил Губский
  • Царевна Ненаглядная Краса – Анастасия Москвина
  • Иван-королевич – Борис Дьяков
  • Кащеевна – Ксения Вязникова
  • Буря-богатырь – Дмитрий Скориков
Борис Дьяков, Анастасия Москвина, Михаил Плетнёв. Концертное исполнение оперы «Кащей Бессмертный» и сюиты «Жар-птица» в КЗЧ, 7 сентября 2015

Филармонический сезон открыли большим фестивалем РНО с Михаилом Плетнёвым, и программа очень интересная: «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова и «Жар-птица» Стравинского.

Только в зале до меня дошло, что эти два произведения написаны на сюжет практически одной и той же сказки…, ну, сюжет с вариациями. Надо же! Сколько лет назад слышал я оперу «Кащей Бессмертный»? Мне кажется, это было в конце 80-х, начале 90-х, страшно сказать, прошлого века! Кажется, раза три тогда послушал эту «Осеннюю сказочку», и было это в Московском доме медицинского работника. Тогда даже «Геликона» еще не было, а называлось это «Оперная студия при доме медиков», где молодой Дмитрий Бертман оперы ставил. Я уже где-то писал, что в спектаклях принимали участие и самые настоящие медики и, между прочим, пели весьма неплохо. Выяснилось, что в молодости всё хорошо запоминается, потому что как только в КЗЧ петь начали, я поймал себя на том, что про себя артистам подпеваю, ну надо же, через столько лет из памяти вылезли и музыка, и слова даже… Вот как полезно в юности музыку слушать!.. Впрочем, ее в любом возрасте полезно слушать.

Что касается нынешнего исполнения, то я слушал с удовольствием. Особенно рад был снова услышать (и увидеть!) Анастасию Москвину из Минска. Мне очень нравится ее голос. Шикарно она тогда Рецию спела в «Обероне», и сейчас Царевна Ненаглядная Краса прекрасно получилась. И тембр очень красивый, и звучит все надежно, стабильно, внятно, певуче, с хорошим легато. И достаточно разнообразно по динамическим оттенкам. И дикция замечательная!

Михаил Губский в партии Кащея — это точное попадание! Он нашел в своем голосе нужные краски для этой роли, и получилось очень здорово! И музыкально очень точно, и стиль прекрасно передан, и всё было с чувством меры — с характерностью не переборщил, вот что значит опыт! Получился очень яркий, запоминающийся образ. И дикция тоже очень четкая. Я потому это отмечаю, что здесь, мне кажется, это очень большое значение имеет.

Приятное впечатление произвел Борис Дьяков в партии Ивана-королевича. Его баритон звучал светло, достаточно сочно и, главное, достаточно свободно. Лишь в паре мест мне почудился немного напряженный звук на верхах. Однако в целом образ получился привлекательным. Дьяков был четок и внимателен в ансамблях и вообще удачно спел.

Ксения Вязникова пела очень сложную и яркую партию Кащеевны. Там такая огромная сцена у нее! И она смогла ее спеть практически без потерь. Немного не удалась самая первая фраза, по-моему, она слишком «заглубилась», но потом всё наладилось, звук стал ярче. Фразировка была очень осмысленной. Мне, правда, показалось, что иногда голос звучал несколько зажато, а внизу — чуть глуховато. Но постепенно все выровнялось, и в заклю­чительной картине, мне кажется, всем стало даже жалко Кащеевну, певице удалось вызвать сочувствие к своей героине (хотя и изначально отрица­тельной).

Дмитрий Скориков пел весьма эффектную, но тоже трудную партию Бури-богатыря. Хороший такой бас у него, тембр роскошный. И объем голоса большой, и летит звук хорошо. Правда, мне показалось, что вот здесь как раз дикция немного нечеткая была, и оркестр пару раз все-таки певца заглушил. Правда, возможно, это ощущение связано с акустическими особенностями места, где я сидел. Дело в том, что большую часть своей партии Скориков пел с краю по левой стороне, т. е. у меня из-за спины.

А вот что я для себя заново открыл в этой опере — это Невидимые голоса, исполняемые хором. Это был Камерный хор Московской консерватории. По-моему, гениально написано это Римским-Корсаковым, и очень здорово все прозвучало!

Оркестр и Михаил Плетнёв были на высоте — и в «Кащее», и в «Жар-птице», по-моему. Я не очень разбираюсь в оркестровых тонкостях, но, мне показалось, что ни одна из тем не потерялась, всё очень четко и внятно прозвучало. Мне было очень интересно следить за развитием всех тем в оркестре и у Римского-Корсакова в опере, и в сюите у Стравинского, где я для себя открыл много нового в русских мотивах. Одним словом, отличное открытие сезона в Филармонии! Спасибо всем!

Фото автора.