Премьера «Князя Игоря» в Минске
На первый день премьеры выбраться не смог, но вчера послушал и посмотрел нового «Князя Игоря».
Ошеломляюще красивый спектакль без навязчивых режиссерских концепций. Хотя и не без странностей, вроде внезапно перенесенного в финал из второго половецкого стана покаянного речитатива Игоря, превращенного в призывную речь к стоящим здесь же князьям. В сцену Ярославны с боярами вставлено раритетное остроактуальное появление Галицкого, развернувшего предвыборную агитацию, на которую народ не ведётся. Как вы помните, в черняковской постановке Галицкого в финале этой сцены убивают — манекен в его одежде выглядит жутко, но эффектно. Здесь режиссёр Галина Галковская ограничилась красивой сценой на крепостной стене, где независимый кандидат Владимир Ярославич тщетно пытается укрыться от гнева электората. Окончание милосердно закрывает занавес.
Больше всего вопросов у меня осталось к музыкальной редакции. Помните, Ю.П. Любимов говорил, что ставит в московском Большом «Князя Игоря» для тех, кто не подозревает о существовании арии Кончака, варварски, по живому купированной режиссером? В новом минском спектакле придется забыть о существовании Половецкой девушки и Овлура — минус две красивейшие мелодии. Полное описание винегрета, приготовленного из «канонических» и экзотических фрагментов оперы Бородина-Глазунова-Римского-Корсакова, тянет если не на дипломную, то на курсовую работу, не буду растекаться мыслию по древу. Скажу лишь, что второе действие мне показалось скомканным. Опять же, отдаю должное режиссерскому пониманию того, что оперу с двумя антрактами средний современный слушатель не высидит. Да, «Князь Игорь» со всеми когда-либо исполнявшимися сценами — блюдо для маньяков, вроде меня, а наш круг хоть и тесен, но чертовски узок.
Главное всё-таки, как и в случае с «Кармен» того же режиссера, что зритель сполна получает всё, за чем он пришел в настоящий оперный театр. Эпос без транспонирования в другую эпоху с умопомрачительно красивой картинкой. Несколько планов объемных декораций. Живое небо, по которому реалистично плывут луна и облака. Разнообразные костюмы, радующие глаз яркими красками. Реквизит, на который не страшно смотреть в бинокль. Художник Вячеслав Окунев — безусловный триумфатор премьеры.
Если говорить об исполнении, то героем вчерашнего, второго в премьерной серии, спектакля, для меня стал Игорь Святославич — Владимир Петров (наверное, уникальный случай — накануне он пел Галицкого!) Перед исполнительницами роли Ярославны (партия убийственно трудна) испытываю что-то вроде благоговения, поэтому не могу не отметить Ирину Крикунову, эмоционально и звучно представившую свою героиню. Юрия Городецкого как-то по привычке продолжаю считать легким тенором, слишком легким для Владимира Игоревича, но снисходительность не пригодилась — именно проникновенно исполненная им каватина получила первые большие аплодисменты в этом спектакле. Другие роли пели… по-разному. Но на то и премьера, чтобы дальше было лучше. Надеюсь, спектакль проживет не меньше, чем предыдущий, еще не раз порадует минских слушателей. И меня вместе с ними.
Похожие темы
«Князь Игорь» в Минске — спорный и оригинальный
Вопросы к постановке никуда не делись — особенно, до нелепости странный перенос покаянного монолога-завещания Игоря из второго половецкого акта в сцену возвращения. В ней же, к слову, резвятся так и не разоблаченные и, соответственно, не прощенные народом Скула и Ерошка.
«Князь Игорь» вопреки (Большой театр 12.03.2015)
Побывав на премьере «Князя Игоря» в Большом два года назад, в накатившем после спектакля ступоре я решил для себя: «ну вот, больше никогда». Но, подобно тому, как в этом сезоне вновь оказался
«Князь Игорь» Мити в Мете — видеовпечатления
Домучил видеоверсию черняковского «Князя Игоря». Нынче режиссеры стараются поразвлечь публику. Не давать певцам собрать на себя внимание зала в ариях. Не прекращать «движуху» на сцене. И боже упаси оставлять увертюру без видеоряда.