Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Князь Игорь» Мити в Мете

Автор: Федор Борисович (22 февраля 2014 11:57)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Место: Метрополитен Опера

Состав:

Князь Игорь – Ильдар Абдразаков
Ярославна – Оксана Дыка
Владимир Игоревич – Сергей Семишкур
Галицкий – Михаил Петренко
Кончак – Стефан Кочан (Stefan Kocan)
Кончаковна – Анита Рачвелишвили
Скула – Владимир Огновенко
Ерошка – Андрей Попов
Овлур – NN
Половецкая девушка – NN
Дирижер – Джанандреа Нозеда

Дмитрий Черняков на пресс-конференции к спектаклю «Князь Игорь» (Метрополитен Опера, февраль 2014)

После трансляции начнется смакование или оплевывание митиных находок, а мне понравилась предоставленная интернетом возможность послушать оперу без черняковского видеоряда. Дело в том, что ко мне попала запись по радиотрансляции одного из премьерных спектаклей — именно к ней я буду апеллировать в дальнейшем повествовании, с указанием конкретного места по хронометражу.

Есть такое слово — «добротно». Им я для себя определил то, как Ильдар Абдразаков спел титульную партию. Все на месте, но не хватает героического пафоса (в опере Чернякова, понимаю — смешно) и специфической русской жирности звука. Аккуратненько, по-европейски — мне показалось еще более рафинированно, чем на его «Power Players».

При всем уважении, не понял о каком «тесситурном корсете», который «пробивает» Оксана Дыка говорил Александр Курмачёв применительно к партии Ярославны. Всю жизнь эту партию пели драмсопрано и всегда — с пронзительными форте в меру вокальных данных. Оксана Дыка впечатляюще забивает гвозди, начиная с «прощаааай!» в прологе, но между гвоздями «рот открыла и стаканы ваши — йок» в партии есть другие слова, которые тоже надо петь, демонстрируя кантилену, динамические оттенки (таки да — пиано тоже). Вот здесь дела обстоят не лучшим образом — тон и фокусировка плавают, окончания фраз мучительно дотягиваются — умирающую Джильду достали из мешка и перед смертью заставили петь «плач Ярославны». У Ярославны два длинных выхода («Немало времени…» и собственно «Плачу я») которые призваны быть яркими номерами оперы, но в таком исполнении они не только безжизненны и монотонны, но и неприятны на слух. А вот дуэт с Галицким мне понравился — темпераментно, мощно и красиво.

В «Князе Игоре» есть номер с… скажу так: весьма простым текстом, который, будучи спет большими артистами, приводит в восторг, а при исполнении от «так себе» и хуже вызывает смущение и сочувствие певцам, которым приходится такое петь. Речь о дуэте Владимира Игоревича и Кончаковны. Вернее, об Аните Рачвелишвили. Я не сумел оценить ее в черняковской «Царской невесте» из-за яркой характерности застольного дуэта с (чудовищным) Грязным и глупого антуража «Вот до чего я дожила». Оставив на совести рецензентов манерные определения вроде «Любаша с темпераментом тигрицы», решил подождать Кончаковну.

Беда даже не в том, что у певицы проблемы с русским произношением — есть много уважаемых слушателей, обожающих записи русских опер, где иностранные певцы поют с сильным акцентом, йотируя гласные и коверкая их форму. Куда хуже проблемы с дикцией, без которой, по-моему, не может быть пения. И тут до смешного — один шаг.

Среднестатистический нелюбитель определяет оперу как «вытьё». Должен признаться, иногда и мне хочется употребить этот маргинальный термин — когда твердо знаю, что согласных в прослушиваемом материале должно быть значительно больше, чем слышу. За вокализом (sic!) Кончаковны через положенную арию Владимира следует упомянутый выше дуэт, на котором я вздрогнул, услышав «Дай убью я тебя всей страстью, всей силой души молодой» (на записи часть 2, 24:20). Вместе с нездоровыми кровожадными интонациями Кончаковны (привет от режиссера, конечно) фраза довершила в воображении картину в духе Брэма Стокера — Джонатан и вампиресса. Сдержанно резюмирую: я не разделяю многочисленные восторги в адрес данной певицы.

К счастью, пробивавшийся даже на записи режиссерский бред был прерван Игорем, пришедшим по-джентльменски сдержанно петь арию. Но об Игоре я уже рассказал.

Будь я юмористом, обязательно сказал бы, что у Кончаковны дикция — возможно, наследственность. Ибо Кончак (Стефан Кочан), появившийся в свой черед (как-то слишком вкрадчиво для хозяина положения), на немецкий манер не желал петь букву «л» («но разве ты живешь как пьенник»). Хотя Кончак-то как раз убедил — у него и согласные были, и характер в пении слышался (на «ты как хан здесь живешь» эффектно спел «хан» верхней нотой). Правда, уважаемый Нозеда соригинальничал с темпом, превратив и без того размеренную арию в колыбельную.

Овлур (к сожалению, не знаю кто пел на записи) то ли недоучил текст, то ли пел его спиной к дирижеру и мониторам — помимо подсказки текста, хорошо слышной в записи для всех артистов, Овлуру подсказывали («три! четыре! раз!») где вступать. Так себе Овлур, мне не понравился. А я, надо сказать, люблю и этот эпизод и мелодию Овлура — по-моему, одна из лучших мелодических находок в опере.

Сергей Семишкур «попал в обойму» достаточно давно и, на мой взгляд, рановато, если судить по записям с ним. Но с каждым разом его пение доставляет мне все больше удовольствия, а Владимир Игоревич у него, по-моему, так просто хорошо получился — звонко и в меру крепко.

Очень понравился Михаил Петренко. В его Галицком было то, чего недоставало Абдразакову — мохнатая тембристая «русскость», к которой опытный певец залихватски добавил дикий кураж героя.

Скула и Ерошка — роли, выгодные для исполнителей. Ничего особо петь не надо, а публика запомнит — ведь и мелодии шлягерные, и слова смешные, и потенциал буффонады в ролях такой, что через край хватить при всем желании не удастся. Особенно если постановщики под сурдинку аутентизма не вырезали народный финал с бессмертным «с умом да с вином на Руси не пропадем». Митя круто разобрался с финалом, но оставил сольную сцену Скулы и Ерошки, в которой, как и в сцене у Галицкого блеснули Владимир Огновенко и Андрей Попов. Получил большое удовольствие от интонаций их персонажей — то похабных, то трусливых, но неизменно смачных.

Я почти нигде не упомянул о главной (и традиционной) засаде саундтрека черняковских опер. Певцы часто вынуждены петь выраженно характерным звуком. Про Кончаковнино монстрическое «радость моя! счастье мое!» я уже вскользь заметил. Кончак издает неприличный звук на слове «булат» в арии. Игорь в «лишь только дай ты мне свободу» поет так, будто душит то ли Кончака, то ли себя (второе, судя по звуку, более вероятно). Как водится, на сцене ржут и верещат по поводу и без. Словом, постоянно происходит обычное для режоперы принижение используемого наследия великих композиторов.

В «Князе Игоре» много стилистически разных хоровых номеров. И здесь, по большей части, — печаль. В прологе хор поет с гламурным придыханием. В половецких плясках из-за специфического произношения отчетливо слышно «Хо-мя-ка! На бо-чок!» В моем любимом хоре оперы «Да, вот кому бы княжить на Путивле!» — с убийственным акцентом. Лучше всего получился (также нежно мной любимый) медитативный хор поселян после плача Ярославны. Правда не без ложки дегтя: «кто-то едет вдалеке» в спектакле нет, и после хора поселян изнасилованная музыкальная драматургия спотыкается. Впрочем, она весь спектакль хромает из-за многочисленных режиссерских подножек. Я ограничусь хронологическим перечислением сцен, а то расписался уже сверх всяких мер приличия.

1. Пролог

2. Первый половецкий акт

Чудом оставшийся невинным первый половецкий акт — с вокализа половецкой девушки до половецких плясок включительно

3. Сцена в тереме:

  • «Немало времени»
  • «Там девушки пришли»
  • «Ми к тебье кньягьиня»
  • Появление Галицкого, дуэт

4. Сцена у Галицкого:

  • хор «То не речка»
  • ария Галицкого
  • хор девушек «Ой, лихонько!» (sic! получается, что девки нажаловались Галицкому, он договорился с Ярославной, что девку отпустит — видимо, уже «забрал другую» и девки пришли за ней)
  • пьяный хор, Скула, Ерошка (некоторые слова изменены — например, нет «Вот те и к батюшке! Вот те и к матушке! С чем пришли — с тем и ушли», расклад голосов непривычный)

5. Винегрет

  • плач Ярославны
  • хор поселян «Ох, не буйный ветер»
  • внезапно: второй половецкий акт — сцена побега Игоря (только терцет с Кончаковной и Владимиром)
  • Скула и Ерошка: «Ты гуди-гуди, гуда»
  • Скула и Ерошка: увидели Игоря
  • народная сцена радости
  • фрагмент узнавания Игоря Ярославной «Ах, не может быть! Это сон!»
  • «встречный» дуэт Игоря и Ярославны
  • внезапно: второй половецкий акт — речитативая ария Игоря «Зачем не пал я на поле брани»
  • сцена народного прощения Скулы и Ерошки «Кто первый радость нам поведал? Кто?»
  • финальный хор
  • музыка, обликом сходная с увертюрой, но с визгом и звоном

А 1 марта желающие смогут посмотреть как все вышеобозначенное легло на видеоряд «главного русского режиссера».

Похожие темы

  • «Князь Игорь» Мити в Мете — видеовпечатления

    Домучил видеоверсию черняковского «Князя Игоря». Нынче режиссеры стараются поразвлечь публику. Не давать певцам собрать на себя внимание зала в ариях. Не прекращать «движуху» на сцене. И боже упаси оставлять увертюру без…

  • Евгений Онегин (Большой театр 11.06.2014)

    Для меня это уникальный московский аттракцион — черняковский Онегин с Василием Ладюком в титульной партии. Про похабность постановки все давно рассказано, и, к моей радости, привыкание не наступает — личный…

  • Премьера оперы «Война и мир» в Мариинском театре

    Премьерный материал написан для интернет-журнала OperaNews.Ru. В рассказах о прошлогоднем открытии новой сцены Мариинского театра особое внимание уделялось ее совершенной машинерии, позволяющей реализовать самые масштабные проекты. Среди ближайших…

Рубрика: Опера, Премьеры Князь Игорь  Оксана Дыка  Анита Рачвелишвили  Ильдар Абдразаков  Стефан Кочан  Владимир Огновенко  Михаил Петренко  Сергей Семишкур  Александр Бородин  Метрополитен Опера  Дмитрий Черняков  Трансляции 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (3) загрузка...
Певицы (171) загрузка...
Певцы (239) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (32) загрузка...
Постановщики, менеджеры (86) загрузка...
А также (13) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Риголетто» – премьера в Большом театре
    (17.12.2014)

  •  

    Концерт «Открытая опера» в Зеленом театре ВДНХ
    (06.08.2016)

  •  

    Травиата
    (МАМТ 20.10.2014)

  •  

    Андрей Тихомиров: «Говорить музыкой то, что я никогда не сумел бы выразить словами»

  •  

    «Так поступают все» в Большом – премьера, день второй

  •  

    Моцарт в исполнении Камерного оркестра Московской консерватории

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2018 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов