Концертное исполнение «Андре Шенье» (КЗЧ 22.03.2016)

Автор: Александр Чернышов

Дата: 22.03.2016

Место: Концертный зал им. П.И. Чайковского

Состав:

  • Андре Шенье – Антон Иванов
  • Мадлен де Куаньи – Елена Евсеева
  • Графиня де Куаньи – Людмила Кузнецова
  • Шарль Жерар – Петр Соколов
  • Берси – Лолита Семенина
  • Пьер Флевиль – Руслан Розыев
  • Аббат – Олег Полшков
  • Матье – Кирилл Филин
  • «Невероятный», шпион – Леонид Бомштейн
  • Роше, друг Шенье – Станислав Ли
  • Мадлон – Татьяна Гарькушова
  • Фукье-Тенвиль – Антон Виноградов
  • Шмидт, Мажордом – Александр Маркеев
  • Дирижер – Валерий Полянский
Шенье - Антон Иванов, Мадлен - Елена Евсеева
Шенье - Антон Иванов, Мадлен - Елена Евсеева

Андре Шенье в наших холодных краях — редкий гость. И как автор стихов, и как главный персонаж одноименной оперы итальянского композитора Умберто Джордано.

Но если полное собрание стихов Шенье в России не так давно все же увидело свет благодаря издательству «Наука», то отечественной записи этой оперы как не было, так и нет. Впрочем, надо оговориться. Полная запись оперы «Андре Шенье» с участием в главной роли бывшего советского певца есть. Это Вячеслав Полозов. Запись была сделана в 1988 году во время концертного же исполнения этой оперы в Карнеги-холле. Партнерами певца были Милло и Сальвадори. Дирижировала Ева Квелер (или Ив Куэлер, тут уж как кому больше нравится). Но к тому времени Полозов уже покинул СССР, перебравшись в Америку в 1986 году. В отечественных оперных театрах эта опера исполнялась (во всяком случае, насколько я это знаю) только до революции. Понятно, что опера об аристократе, убитом народной революцией, не была актуальна в СССР, а переделать Шенье в советского пропагандиста, убиваемого басмачами было бы уж как-то очень кощунственно и не соответ­ствовало музыке оперы. Да подобных опер хватало тогда и без переделок. В постсовет­ское же время, когда из сюжета оперы любой «прогрессивный» режиссер смог бы слепить актуальный лубок, вероятно в связи с массовым оттоком певцов за рубеж, претендентов на роль Шенье не осталось. Тем интереснее было решение Валерия Полянского включить концертное исполнение этой оперы в абонемент № 17 «Оперная феерия» на этот год.

Сразу скажу, что концертный зал им. Чайковского не был переполнен. Это, возможно, связано с  интернет-трансляцией исполнения. Многие слушатели не слишком жалуют акустику Зала Чайковского, не чувствуя большой разницы в живом звучании певцов, особенно в верхних ярусах, с трансляционным звучанием, предпочитая второе в комфортных домашних условиях.

Партию Андре Шенье исполнял Антон Иванов. Насколько я понимаю ситуацию, изначально предпо­лагалось участие в этой партии Сергея Дробышевского. Я не знаю обстоятельств этой замены и на каком этапе подготовки исполнения она произошла, но, в любом случае, певец, спасающий спектакль, достоин, как минимум, уважения. Но соизмерил ли Антон Иванов, взявшийся за исполнение этой партии, свои возможности, я не уверен. На мой дилетантский взгляд, эта партия требует более крепкого тенора, чем тот, которым располагает певец. Голос певца, безусловно, имеет ряд неоспоримых достоинств. По звучанию это не худосочный баритон с вытянутыми верхами, которых сейчас часто выдают за теноров, а настоящий тенор на всем диапазоне, довольно красивый по тембру. Дыхание его широко и хорошо выровнено. Голос правильно сфокусирован, что позволяет певцу, при далеко не самой грандиозной силе звука, довольно уверенно преодолевать оркестровые звучности. Но у певца, как мне (возможно и неоправданно) показалось, есть ряд вокальных проблем. Переходные ноты звучат неуверенно, куда-то западая. Отмечается некоторый недостаток, как бы я это определил, вокальной концентрации, когда часть слов пропевается на снятом дыхании, особенно в концах и началах фраз, отчего голос звучит тускло и чуть сипловато. Было слышно, что певец очень старался и пытался соответствовать вокальной партии, но все эти недочеты портили для меня впечатление от его исполнения. Понимаю, что в наши времена дефицита спинтовых и драматических теноров, Иванова будут нещадно эксплуатировать именно в этих партиях. Но я хотел бы видеть его в более лирических партиях, где его голос должен звучать, как мне кажется, более предпочтительно. Через какое-то время, немного подправив свою вокальную технику и «распев» голос, Иванов, безусловно, возвратился бы к более тяжелому репертуару, но, на мой взгляд, уже более оснащенным. И к этому в его голосе есть все предпосылки.

Партию Мадлен Де Куаньи исполняла уважаемая мной Елена Евсеева, которую я очень люблю и считаю во многом недооцененной певицей. Исполнение было, как всегда у Евсеевой, выразительным и вокально уверенным. Немного грустно было расслышать оттенки усталости голоса, намечающуюся небольшую тремоляцию, но… Нравится мне эта певица. Понравилась и ее Мадлен.

В меццо-сопрановой партии графини Де Куаньи выступила Людмила Кузнецова, что является практически неизменным атрибутом концертных исполнений опер под руководством Полянского. Каждый из нас может «прогудеть» пару слов басом профундо, заглубляя звук. Но Людмила Кузнецова сделала этот прием своим alter ego, умудряясь пропевать таким образом целые партии, и довольно объемные. Ноты, как правило, озвучиваются довольно корректно, но это озвучание производит впечатление неестественного химического процесса, и меня, как слушателя-непро­фесси­онала, несколько напрягает и не очень радует. Впрочем, Кузнецова — довольно эффектная женщина, и если не ухо, так глаз радует всегда. Возможно. этого вполне достаточно.

Шарль Жерар — Петр Соколов. В «Nemico della Patria» «o» наверху могла бы звучать чуть более округло. Все. Это единственная мелкая придирка, которую я могу предъявить певцу, изрядно напрягшись. В остальном — эталонное роскошное исполнение. Голос певца красив тембрально, звучит объемно насыщенно на всем диапазоне. Дыхание широко и выровнено «по ниточке». Интересно следить за сменой интонаций, настолько они разнообразны и оправданы текстом. Еще раз с удовольствием повторю, что исполнение Соколовым партии Жерара показалось мне на уровне лучших мировых образцов прошлого.

Хорошо прозвучала в партии мулатки Берси Лолитта Семенина.

В партии Пьера Флевиля Руслан Розыев, склонен заглублять звук, пытаясь придать ему большую весомость и значимость, что не кажется мне необходимым в данном случае. Честно говоря, я бы с интересом послушал исполнение, поменяв местами Розыева с Александром Маркеевым, голос которого в небольших партиях Шмидта и мажордома звучал певуче, без нажима и слышимого напряжения, с по-настоящему басовой красотой.

Из исполнителей других небольших партий в этой, довольно многолюдной, опере очень перспективно прозвучал голос Станислава Ли (Руше). Плотно, округло, сфокусировано. Хотелось бы услышать певца в недалеком будущем в более «представительной» партии и понять его реальные возможности. Хотелось бы услышать в более крупной партии и Мадлон — Татьяну Гарькушову, привлекшую внимание к своему красивому голосу, тем более, что на родной сцене в Нижнем Новгороде она исполняет Кармен, Любашу, Кончаковну и другие главные партии, что следует из буклета, выпущенного к концерту. Не буду перечислять остальных солистов, певших в этот вечер, поименно, но все они были «на своем месте» и удачно аккомпанировали. Спасибо им за квалифи­цированное создание ансамбля!

Выступление хора мне понравилось. Все было спето слаженно, живо. Как всегда, молодцы! Оркестр под управлением Валерия Полянского звучал выразительно. Каких-то значимых для восприятия музыки расхождений и ляпов я не услышал, впрочем, возможно ввиду не самого идеального музыкального слуха, и знатоки — специалисты меня подправят. Единственное, мне показалось, что в финале дирижер так раззадорился, нагнетая оркестровую звучность, что певцам стало очевидно жарко. Понятно, что каждому «полководцу» хочется извергнуть канонаду позаливистей, дабы показать всю мощь и неустрашимое величие своей армии, но… Полянский заставил отнюдь не героического helden-тенора Антона Иванова, прилагать героические усилия для того, чтобы не быть погребенным под тутти оркестра, гремевшее на три квартала вокруг зала Чайковского, в кульминации оперы.

В заключение хочется еще раз сказать огромное спасибо всем исполнителям, позволившим слушателям услышать живьем эту редко исполняемую в нашей стране оперу! Когда еще всем нам представится подобный случай?

Официальная запись концерта на сайте Московской филармонии