«Медея» – впечатления премьеры (МАМТ 14–17.05.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 14,15,17.05.2015

Место: МАМТ

Состав:

14 мая 2015

  • Медея – Хибла Герзмава
  • Главка – Дарья Терехова
  • Нерис – Ксения Дудникова
  • Ясон – Нажмиддин Мавлянов
  • Креонт – Феликс Кудрявцев
  • Капитан стражи – Максим Осокин

15 мая 2015

  • Медея – Наталья Мурадымова
  • Главка – Евгения Афанасьева
  • Нерис – Наталья Владимирская
  • Ясон – Николай Ерохин
  • Креонт – Роман Улыбин
  • Капитан стражи – Максим Осокин

17 мая 2015

  • Медея – Хибла Герзмава
  • Главка – Лилия Гайсина
  • Нерис – Ксения Дудникова
  • Ясон – Николай Ерохин
  • Креонт – Феликс Кудрявцев
  • Капитан стражи – Максим Осокин

Дирижер-постановщик – Феликс Коробов

Хибла Герзмава, Феликс Коробов, Нажмиддин Мавлянов, Ксения Дудникова. МАМТ, 14 мая 2015

Больше фотографий

В этом материале собраны впечатления автора сразу о трех спектаклях 14, 15 и 16 мая — то есть обо всей премьерной серии оперы «Медея» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Премьера «Медеи» в МАМТ 14 мая 2015 года произвела на меня ошеломляющее впечатление. И в данном случае, я поймал себя на мысли, что совершенно неважно, сколько я записей оперы уже послушал, сколько на видео посмотрел, насколько знаю текст оперы, миф об аргонавтах, исторический контекст и историю создания. Все-таки музыка в основном эмоциональное воздействие оказывает, а опера как синтетический жанр еще более активно действует именно на сферу эмоций. Я ведь чуть более года назад, если не ошибаюсь, с 18-ю записями «Медеи» в разных версиях и исполнениях ознакомился. Но мне нравится (благо, я могу себе это позволить, я ж не критик) каждую премьеру как бы «с чистого листа» смотреть, вред ли это получится с часто ставящимися операми, которые неоднократно видел на сцене, но «Медею» на сцене я, конечно, не видел, поэтому на непосред­ствен­ность восприятия ничего не влияло. А постановщикам, на мой взгляд, удалось главное — поймать этот, казалось бы, давно забытый темпоритм греческой трагедии, найдя для него хотя и достаточно неожиданные, но адекватные средства выражения.

Да, знаменитая увертюра прозвучала немного непривычно, а уж дуэт двух подруг Главки в сопровождении джазового трио сначала вызвал шок. Но, как ни странно, все сложилось, потому что вписалось, встроилось в этот сначала казавшийся достаточно абсурдным и расплывчатым греческий контекст 30-х годов с военизированным уклоном. Я вот пытаюсь объяснить, почему мне очень понравилась эта постановка, но пока точно сформулировать не могу. Я только уверен, что авторам удалось создать на сцене совершенно отдельный мир этого спектакля, причем, единственный в своем роде. Тут дело не только в декорациях, хотя эти волнорезы или надолбы или (как их там?) тетраподы весьма выразительны. Если кто не заметил сразу, обратите внимание: тут еще и рисунок актерский, по-моему, уникальный, удивительная пластика. Она попадает в этот ритм, который в греческой трагедии хор задает и всё комментирует, и где герои в основном рассказывают о событиях, а не действия совершают, по-моему, очень точно передан, и этот фронтальный план сцены и знаменитое «сквозное действие» — оно завораживает, я смотрел от начала до конца, затаив дыхание… Одни обряды чего стоят — заворачивание полотна конвертиком или танцы на помосте или зловещее лущение кукурузы. Это — колоссально!

Медея

В общем, Вы поняли, что от постановки я в восторге, хотя догадываюсь, что далеко не все мое мнение разделяют. Конечно, такое воздействие постановка оказывает благодаря певцам, и, прежде всего, заглавной героине. Хибла Герзмава в очередной раз наглядно доказала, что она — настоящая Примадонна. То есть может практически всё. И объема голоса, и силы, и плотности у нее хватило для этой сумасшедшей партии. А уж энергетика её держала весь зал. Но голос… звучал изумительно. Он стал таким гибким, тягучим, бесконечно струящимся, обволакивающим своей неповторимой харизмой. И какие низы открылись — темные, бархатные и насыщенные. Главное, ровно очень голос звучал. И вообще — за весь спектакль всего три самых верхних ноты, пожалуй, получились резковато и с небольшой тремоляцией, а может быть, просто слишком экзальтированно — и это в одной из самых драматически насыщенных партий! Образ получился ярчайший! И очень здорово Хибла эту пластику своеобразную передала, она у нее выглядела совершенно естественно. Но, конечно, Медея у Хиблы — это не просто обманутая женщина, это образ эпического масштаба! Её отчаяние, ее жажда мщения необъятны. Но сыграно это было без малейшего пережима, без лишнего пафоса, очень точно и тонко. И в то же время в стиле античной трагедии и в стиле данного конкретного спектакля. Мне очень понравилось!

17 мая состоялся второй спектакль с этой Медеей. Как я и ожидал, Хибла Герзмава была в нем безупречна. Ну, во всяком случае, мне так показалось. Полный контроль над голосом. Гибкость и точность звуковедения. Масса оттенков. В третьем действии несколько фраз на пиано, от которых все внутри похолодело. Изумительная точность попадания в образ. И триумфальные овации в конце!

Да, с огромным нетерпением ждал я выступления Натальи Мурадымовой в партии Медеи! Представлял, как ее большой голос будет в этой партии звучать. Классно звучал! Объемный, сочный и плотный звук с широким дыханием, красивой кантиленой! Пение очень эмоциональное, особенно выразительно прозвучали драматические акценты в партии. Хотя сначала мне показалось, что в самом верху пара нот прозвучала плосковато, но потом звук стал еще более упругим и, главное, разнообразным. Там, во втором действии, столько стало красок и оттенков: от мольбы до ярости и обратно! И смотрелась Мурадымова в этой роли очень внушительно и грозно, эта рельефная (или даже барельефная) пластика греческих статуй очень ей подошла. А третье действие вообще было исполнено потрясающе! Активная атака, очень насыщенный и красивый звук в середине, верх тоже был хорош, но когда страсти кипели особенно сильно, внизу несколько раз проскочила такая грозная драматическая хрипотца, от которой прямо мороз по коже шел. А финал, конечно, просто грандиозным получился, я до сих пор в себя не могу прийти! Эта нота у Медеи в конце с ферматой, я до сих пор ее слышу!

Ясон

Ну, когда Нажмиддин Мавлянов в роли Ясона вышел, я очередной раз ушам не поверил. Звук был как никогда ярким и насыщенным, объемным, но при этом идеально сфокусированным и с таким красивейшим вибрато, которого я никогда еще не слышал. И это бесконечное, очень мягкое легато с тщательнейшей проработкой каждой фразы! Голос летел легко и свободно, при этом он был то грозным, то решительным, то раздраженным, то нежным… Феноменальная эластичность и выразительность звука. Такое впечатление, что певец с некоторых пор делает с голосом всё, что хочет. Потому что в последней «Кармен» 26 апреля он вообще огромным, практически драматическим звуком почти всю партию Хосе спел кроме двух лирических фрагментов, хотя в партии Кавара­досси в «Тоске» всего за неделю до этого звук был спинтовым, крепким и, как тогда казалось, непревзойденной яркости. А в «Сказках Гофмана» 29 апреля у него для каждой истории был свой звук: то агрессивно-саркастический для пролога, то изящный такой французский звук для акта Олимпии, то мощный и страстный итальянский звук для венецианского действия, то ярко-кантиленный с таинственными мецца-воче для истории с Антонией. И тут, в «Медее» было очень много динами­ческих оттенков. Как раз, чтобы передать эпический драматизм истории и противо­речивость характера. Кстати, я почему-то думал, что он споет окончание первого дуэта с Медеей с нагнетанием страстей и крещендо, а там было скорее ослабление накала и диминуэндо почти до шепота в самом конце, но это впечатляло еще сильнее! И, главное, во втором и третьих действиях во фрагментах, исполняемых из глубины сцены, с помоста, в голосе, по-моему, впервые с такой силой и звонкостью зазвучала верхняя форманта. Я вообще ни у кого такого небесного звука не слышал. Драматические эпизоды тоже удались — убойный звук. Что касается актерского рисунка, то он очень интересный и необычный, мне одного раза явно не хватило для того, чтобы все детали заметить. Надо еще раз посмотреть!

Николай Ерохин в партии Ясона, безусловно, хорош. И выглядит очень солидно, и поёт большим округлым звуком, что меня очень порадовало. Вначале, правда, мне показалось, что звук был несколько «пестроват», но, наверное, просто голос настраивался, ибо потом всё зазвучало весьма ровно, стабильно и собранно. Шикарный был звук в арии и в дуэте с Медеей, там в одном месте даже окраска тембра немного изменилась, видимо, для обозначения гнева героя. Интересно, что при всей скупости движений и жестов, сценически Ясон выглядел убедительно, а некоторая статичность, особенно заметная в первом действии, пожалуй, совпадала с ритмом древнегреческой трагедии. Во втором действии мне больше всего понравился дуэт с Медеей — и пластическая драма удалась, и спето все было очень четко и внятно. Верх хорош! В третьем действии стенания над Главкой и заключительная сцена очень здорово прозвучали: крепким, хорошо наполненным и, главное, хорошо сфокуси­рованным звуком. И вообще, Николай сделал заметный шаг вперед и по качеству, и по культуре звука! Я очень рад за него!

17 мая Николай Ерохин сыграл и спел Ясона гораздо эмоциональнее, чем в предыдущем спектакле. И звук был более гибким и разнообразным. Пожалуй, чуть глуховато прозвучало лишь самое начало арии в первом действии (хотя возможно, это причуды акустики), но в остальном звук определенно стал ярче, а фразировка — выразительнее. Особенно понравился дуэт с Медеей из второго действия, где страсти накалились до предела, и Ясон буквально сорвал с себя ремень, который от греха подальше тут же унесла служанка Медеи Нерис.

Нерис

Что касается Ксении Дудниковой, то она меня каждый раз радует! Тоже поет всё лучше и лучше, все время совершенствуется! Жаль, что партия Нерис такая небольшая, и ария только одна. Но зато какая ария! И как изумительно её спела Ксения!!! Голос становится ровнее, звуковедение всё четче, фразировка всё выразительнее. И такой богатый звук! Верх в этой партии особенно красиво звучал! И манера игры у певицы мне очень нравится. Кажется, всё достаточно скупыми средствами сделано, а какое перевоплощение в служанку! И тоже эту пластику своеобразную она прекрасно освоила. А в спектакле 17 мая Ксения Дудникова была совершенно бесподобна. Не знаю как, но она ухитрилась еще лучше спеть и сыграть. Молодец! Я в восторге!

Наталья Владимирская в роли служанки Медеи Нерис тоже порадовала. Прежде всего — очень хорошей игрой и весьма осмысленным пением. Может быть, звуковедение у нее и нельзя было назвать идеальным, но голос звучал ровно, с красивым низом, надежной серединой и стабильным верхом. И в стиль она удачно так попала. Приятно было смотреть и слушать. Её роль.

Главка

Главка у Дарьи Тереховой, певшей в первом спектакле, получилась такой светлой, нежной, солнечной и беззащитной, что у меня сжималось сердце, особенно, когда тень страшных событий прошлого ложится на нее и она это чувствует… Голос очень чистого тембра, мягкий и нежный. Звук сочный и заливистый, ну, пожалуй, немного «проваливались» самые низы в окончаниях фраз, но, может быть, мне показалось. Зато очень здорово все лирические моменты прозвучали. И сама Дарья такая симпатичная, очень трогательный образ!

Во втором спектакле Главку пела Евгения Афанасьева. Мне, в принципе, нравится ее голос тем, что звук выдвинут вперед, поэтому всегда все очень внятно получается, и его всегда слышно, например, во всех сложных и многофигурных ансамблях в «Итальянке в Алжире». Но, к сожалению, иногда звук бывает слишком прямым, а на самом верху — крикливым. Увы, эти недостатки проявились и сейчас. У Главки сложная виртуозная ария, и некоторые пассажи показались мне «неаккуратными», а несколько верхних нот прозвучали, по моему мнению, слишком резко. А образ интересный получился — беспокойные жесты и изломанная пластика в первом действии, когда надежды на счастье сменяются тревожными предчувствиями, а счастливая помолвка — зловещим появлением Медеи. Хорошо сыграла Афанасьева! И во втором действии тоже интересно было на нее смотреть и ее слушать. Хоть и угловатый немного, но внятный звук.

В МАМТ две Медеи, два Ясона, две Нерис, два Креонта — но три Главки! И, как выяснилось, все три — совершенно разные! И в третьем премьерном спектакле эту не очень большую, но трудную и даже коварную партию с очень сложной арией пела очаровательная Лилия Гайсина. Её Главка романтична и печальна с самого начала. Она вздра­гивает и при упоминании Колхиды и при каждом появлении детей, потому что это — дети Медеи. А поет — по-моему, очень хорошо, технично: быстро и точно выпевает мелкие ноты в пассажах, бесстрашно, хотя и рискованно лезет на самый верх. Милый, очень светлого окраса голос иногда чуть дрожит, он как бы вздрагивает вместе с Главкой — она же, правда, боится очень. А вот объема голоса все-таки немного не хватает, на мой взгляд, на самом верху звук выглядит немного узковатым и из-за этого чуть инфантильным. Впрочем, это подойдет как краска для образа. И образ получается щемяще- трогательный, сочетающий робкую надежду на счастье, страшные предчувствия. Пожалуй, у Гайсиной лучше всего получились реплики, выражающие отчаяние. Сердце разрывается от жалости, но по жестокой логике мифа невинная жертва обречена.

Креонт

Феликс Кудрявцев в партии Креонта сначала, как мне показалось, звучал немного тяжеловато и однообразно. Но потом он распелся, зазвучал уверенее и выразительнее. А тембр у него совершенно удиви­тельный: сочный, густой, с необычной какой-то пряностью. Немного угловато, пожалуй, прозвучала сцена с Главкой. И еще сначала почему-то иногда возникало впечатление, что партия ему все же немного низковата. Но в ключевом дуэте с Медеей, по-моему, уже всё было хорошо. Тоже интересный актерский рисунок, просто, на фоне кровавых страстей у остальных персонажей роль отца Главки кажется невыгодной, с менее ярким развитием. Но, думаю, что у Кудрявцева и роль, и партия каждый раз будут становиться всё интереснее.

Роман Улыбин в роли Креонта был, как всегда, очень ярок актерски! Честно говоря, с первого появления я не мог от него глаз оторвать. Всего несколькими деталями такой образ вылепил! Осанка, манера закуривать, поворот головы, многозначительные взгляды, характерные повелительные жесты — и всё: перед нами правитель острова! И в пении — столько обертонов! Очень выразительная фразировка, несмотря на специфичность музыки Керубини вообще и этой партии в частности. В общем, я смотрел и слушал его, открыв рот, даже иногда в дуэте забывал на Медею смотреть, всё боялся что-нибудь из актерских находок Улыбина пропустить. Ну, звучал он в принципе, как всегда — добротно и четко. Но это внизу и в середине. А вот, наверху, на мой взгляд, все было не так гладко, некоторые ноты мне показались «недотянутыми» по высоте. Впрочем, так ли это важно в этой роли… Мне все равно очень понравилось.

 

Комментарии

Alexey

30 июля 2015 • 21:13

Прошедший оперно-концертный сезон 2014/2015 г. в Москве был полон удивительными музыкальными вкусностями – дважды приезжал Уильям Кристи, звучали «Сотворение мира» с Монтеверди-хором, чудесными немецкими солистами и нашей Musica Viva, баховские «Страсти по Матфею» под управлением Гельмута Рилинга, который в свои 80+ дирижировал ими наизусть. Поразили вечера Г.Н. Рождественского «Моцарт и …» и его же исполнение Девятой Дворжака и Глаголической мессы Яначека на исторической сцене Большого театра. Конкурс Чайковского был просто феерическим. На оперной сцене порадовали «Богема» в Большом (наконец-то появился Дирижер – Туган Сохиев!), «Кармен» в Центре оперного пения Галины Вишневской, «Ревизор» В. Дашкевича и «Лунный мир» Й. Гайдна в Камерном музыкальном театре, прекрасно прозвучала в Зале Чайковского «Пиковая дама» под управлением В.И. Федосеева. И это только малая часть из того, что было (и даже не все услышанное и увиденное мной лично).

К всему этому великолепию решил я добавить «Медею» Керубини в Московском академическом музыкальном театре 29 июля. Но праздничного финала сезона не получилось.

Уже в увертюре начались ляпы дирижера – Ф.Коробова: ее форма просто развалилась из-за перетянутых пауз, слишком резких смен звучности и темпов.

После открытия занавеса стало ясно – этому театру нет дела не только до музыкальной, но и до сценической формы!

Вся сцена уставлена гигантскими «тетраподами» - это такие берегозащитные бетонные конструкции, на переднем плане небольшой помост, пианино и столик со стульями (типа, приморское кафе), синяя подсветка задника изображает море. На деревянный помост выходят служанки, а потом Главка в винтажных комбинациях (1920-е-50-е гг.), начинают расстилать на помосте пляжные полотенца и натираться кремом от загара, подчеркивая стройность ног (хоть здесь с формой всё в порядке!). Поют – так себе, по должности, отрабатывая ставку. В этом причудливом «хронотопе» невозможно понять – кто откуда появляется и кто куда уходит – из-за нагромождения тетрапод (кстати очень сомнительно, что такие конструкции были в 20-е – 50-е годы двадцатого века, это более позднее изобретение, что существенно, так как это несоответствие разрушает единство стиля постановки, каков бы он не был).

Креонт, Язон и Медея все-таки действительно ПОЮТ, но мизансцены выстроены настолько бездарно, что отношения героев в режиссуре не выявляются – Язон выделывает руками шаблонные оперные жесты, а Медея, призывая его «вернуться в семью» отчего-то упорно, как россиниевская примадонна, стоит к нему спиной и лишь в конце арии решается броситься к нему с объятьями. Зато пошли в ход все пошлости с сигаретками (Язон закуривает, Медея берет у него прикуренную сигарету), выплескиванием вина на супруга-изменщика (иных способов передать гнев, видимо, мировой театр за тысячелетия не изобрел). Золотое руно, добытое Язоном и ставшее причиной столь многих бед, аргонавты (в сапогах, застиранных гимнастерках и пилотках) несут в разрисованном сундуке-ларце, само же оно из зрительного зала выглядит как свернутый ватник. (Спрашивается – стоило ради такого пилить в Колхиду?) В итоге завязки драмы не получается. Получается море серой невыразительности, посред­ствен­ности. Полное отсутствие логики развития, хотя в либретто она – железная, опера из тех, которые достаточно просто спеть!

Я готов принять как данность тайну имени Лоэнгрина – абсурд, но такова уж легенда. Я не против смены времени и места действия, если это логично, последовательно и со вкусом сделано. Но принимать как данность фантазмы режиссера, который не может толком выстроить простой сценический сюжет – увольте.

…Я сделал то, чего себе никогда не позволял – я ушел после первого действия, осознав, что не готов потерять еще два часа на упражнения в терпении этого непро­фесси­онально поставленного действа, даже при исключительно хорошей музыке Керубини (важнейшее, что мне принес этот спектакль – это понимание того, что не Керубини звучит как Бетховен, а именно Бетховен много взял у Керубини!).

Для меня Керубини в чем-то сродни Энгру – то же искусство линии, но только в музыке, та же классическая, возвышенная традиция. Этому искусству противопоказана бесформенность и размытость. Б. Покровский одну из своих книг назвал «Сотворение оперного спектакля». Думаю, что первый этап этого со-творения должен состоять в сотворчестве режиссера и композитора, а точнее – в ученичестве режиссера у композитора! У Тителя в постановке этого этапа не чувствуется. Только много фальши, надуманности, большие амбиции и чудовищная драматургическая беспомощность (или – безграмотность?).

Вообще оперы МАМТ производят тяжелое впечатление – много абсурдной режиссуры; нет внутреннего единства хора, оркестра и певцов-солистов, как будто они поделены по сортам или категориям; давно идущие вещи (Пиковая дама, Мадам Баттерфляй) исполняются без азарта, как некая повинность. И такое впечатление, что с оркестром всерьез не занимаются, делается ставка на талантливых исполнителей, а общее звучание отодвигается на второй план.

После жуткой «Медеи» в МАМТ не пойду вообще и очень долго!

В настоящее время возможность комменти­рования на сайте «Голос публики» отключена