Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Орлеанская дева» – премьера в Большом театре

Автор: Федор Борисович (29 сентября 2014 20:38)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 26.09.2014

Место: Большой театр, Историческая сцена

Состав:

пресс-показ 24 и первый день премьеры 26 сентября 2014 года
Иоанна – Анна Смирнова
Карл – Олег Долгов
Раймонд – Арсений Яковлев
Агнеса – Ирина Чурилова
Дюнуа – Андрей Гонюков
Архиепископ – Станислав Трофимов
Тибо – Петр Мигунов
Лионель – Игорь Головатенко
Бертран – Отар Кунчулиа
Воин, Лоре – Владимир Красов
Голос ангела – Анастасия Щеголева
28 сентября 2014 года
(премьера, день второй)
Иоанна – Анна Смирнова
Карл – Максим Пастер
Раймонд – Богдан Волков
Агнеса – Лолитта Семенина
Дюнуа – Андрей Гонюков
Архиепископ – Станислав Трофимов
Тибо – Петр Мигунов
Лионель – Игорь Головатенко
Бертран – Николай Казанский
Воин, Лоре – Владимир Красов
Голос ангела – Анастасия Щеголева
Дирижер – Туган Сохиев

[Слайдшоу]
Большой театр, Орлеанская дева, 24 сентября 2014
Туган Сохиев (Большой театр, пресс-конференция 24 сентября 2014)
Туган Сохиев (Большой театр, пресс-конференция 24 сентября 2014)
Туган Сохиев (Большой театр, пресс-конференция 24 сентября 2014)
Петр Мигунов - исполнитель роли Тибо (Большой театр, пресс-конференция 24 сентября 2014)
Петр Мигунов - Тибо (Большой театр, Орлеанская дева, 24 сентября 2014)
Большой театр, пресс-конференция 24 сентября 2014
«Орлеанская дева», Большой театр, 24 сентября 2014
Анна Смирнова - Иоанна (Большой театр, Орлеанская дева, 24 сентября 2014)
Туган Сохиев (Большой театр, Орлеанская дева, 24 сентября 2014)
Владимир Урин на пресс-конференции (Большой театр, 24 сентября 2014)
Арсений Яковлев (Большой театр, Орлеанская дева, 24 сентября 2014)

Для тех, кому не хочется читать более 10 килобукв моей нетленки о премьере «Орлеанской девы», — впечатление по основным пунктам в 10 строчках. Лучшие исполнители — Игорь Головатенко (Лионель) и Олег Долгов (Карл). За надежность, звучность и культуру исполнения. Далее — открытия этой премьеры: в первую очередь, Дюнуа Андрей Гонюков, спевший немаленькую партию интересно, красивым звуком. Второе открытие — Станислав Трофимов — идеальное попадание голоса в роль Архиепископа, да и сам голос впечатляет объемом и благородством окраски. Главная героиня Анна Смирнова не понравилась. Терпеть не могу ругать артистов, но сколько слушал ее — столько искренне старался найти что-то, за что можно будет похвалить — и не нашел. Пришлось изложить то, что услышал (это один из подтекстов заголовка статьи). Звучание оркестра, может, и чересчур рациональное, но мне очень понравилось. А хор был вообще выше всяких похвал — наверное, никогда не слышал в Большом такого каскада разноплановых хоровых номеров, да еще в столь филигранном и воздушном исполнении.

Для тех, кто следит за культурной жизнью, появление в Большом театре Тугана Сохиева в качестве главного дирижера и музыкального руководителя затмило остальные кардинальные изменения в руководстве, произошедшие в прошлом сезоне. Ведь именно качество музыкальной составляющей спектаклей — и оперных, и балетных — важнейшее слагаемое статуса главного театра страны. Столь значимое событие нуждалось в весомом символе, которым стало возвращение на сцену театра оперы Чайковского «Орлеанская дева».

Нетрудно понять факторы, повлиявшие на выбор инаугурационного произведения. Во-первых, опера относится к раритетам, не ставилась в Большом театре с 1990 года и последний раз звучала в Москве в апреле 2010 года, в сильно сокращенном виде. Во-вторых, «Орлеанская дева», написанная в формате, близком «гранд опера», подходит Большому по масштабу. Третье соображение менее очевидно и раскрыто Туганом Сохиевым в «Предисловии дирижера» премьерного буклета: опера писалась Чайковским в несколько этапов, в период поиска музыкального языка, поэтому представляет своего рода вызов (а значит, и интерес) для цельной интерпретации дирижером.

Чайковский, как известно, придававший эстетике композиции несравненно большее значение, чем удобству пения, первоначально создал партию Иоанны для сопрано с исключительно крепким нижним регистром. Но уже после появления первой редакции оперы, в процессе подготовки к премьере 1881 года, выяснилось, что ни одна из певиц, имевшихся в распоряжении Мариинского театра, не в состоянии удовлетворительно (с точки зрения композитора) воплотить Иоанну вокально. На следующий год по требованию Дирекции Императорских театров «ввиду совершенного отсутствия драматических сопран» Чайковский переоркестровал и транспонировал для меццо-сопрано наиболее сложные по тесситуре фрагменты. В частности, ниже на тон стала исполняемая с хором ангелов вторая часть арии Иоанны (со слов «Вы, сонмы ангелов небесных» в оригинальном варианте текста П. И. Чайковского). При этом в партитурах вариант для сопрано продолжал даваться как основной, а меццовый транспорт — как приложение. Петр Ильич все-таки надеялся, что «найдутся же когда-нибудь и сопрано».

Слова Тугана Сохиева о том, что «в Большом театре со сцены всегда звучала оригинальная редакция для сопрано» не отражают реальной тенденции исполнительских традиций. Да, в постановке 1990 года Александра Лазарева и Бориса Покровского Иоанну пели сопрано — сохранилась аудиозапись с Маквалой Касрашвили и видеозапись с Ниной Раутио. Но все же, в большинстве известных постановок использовался вариант партитуры для меццо. На московской премьере в 1907 году Иоанну исполнила Вера Петрова-Званцева. В постановке Ленинградского театра им. Кирова в 1945 году — Софья Преображенская (запись 1946 года, дир. Б. Хайкин). Поистине эпохальным прочтением стало исполнение партии Иоанны Ириной Архиповой. Обладая голосом необычайно широкого диапазона и богатой выразительности, певица сумела совместить предельный накал эмоций с высочайшей культурой исполнения. Глубокая прочувствованность эмоциональных состояний героини и внятность их выражения средствами голоса, безупречная фразировка, четкая дикция и уникальная ясность тембра Ирины Архиповой позволяют причислить к эталонным обе ее записи (1969, дир. Г. Рождественский и 1975, дир. Ж.-П. Марти).

Возвращаясь к состоявшейся премьере, придется с сожалением говорить о том, что Иоанна в исполнении Анны Смирновой, даже без сравнения с великими, в большей степени, разочаровала. Певица, учившаяся в Московской консерватории, получила известность, выступая в театрах мира как, преимущественно, вердиевская специалистка. В последние годы, помимо тяжелых партий меццо-сопрано, она поет репертуар драматического сопрано (Абигайль, Леди Макбет). При этом Иоанна стала дебютом певицы в русскоязычной опере.

Анна Смирнова и Туган Сохиев (премьера «Орлеанской девы» в Большом театре, 26 сентября 2014)

Плотный голос Анны Смирновой, обладая пробивной мощью и завидной драматической вязкостью, претендует на широкий диапазон, но верхние ноты резки, крикливы и грешат неровным звуковедением. Крайний верх звучит натужно, а широкое, граничащее с качкой, вибрато на форте наводит на мысль о системных проблемах, связанных с усталостью голоса на затратных партиях. Приятное на слух пение было лишь в нижнем и среднем диапазоне на средней громкости, а большая часть партии оставила в ушах ощущение непрекращающегося надсадного крика с приблизительным интонированием и непобедимым везением звука. Еще один недостаток, особенно критичный и огорчающий в русском репертуаре, — нечеткая дикция с коверканием гласных, прогрессивно ухудшающаяся по мере приближения к финалу. Помимо проблем техники и вокальной формы расстроило отсутствие нюансировки исполняемого материала. За исключением красиво прозвучавшего «Святая дева!» в дуэте с Лионелем, разглядеть Иоанну за монотонной вокализацией не удалось — замечу, в партии, предоставляющей уникальные возможности для демонстрации артистизма исполнительницы в диапазоне от любовной лирики до религиозного исступления.

Второй по значимости вокальный герой оперы — хор. В этом смысле «Орлеанская дева» впечатляет масштабом и разнообразием даже на фоне общего тяготения русских опер к хоровым номерам. Здесь и стилизованный под фольклор экспозиционный хор девушек с переливчатым многоголосием, и развернутый народный хор в первом действии с замирающим пиано, и ангелы, в традициях церковных канонов благословляющие Иоанну на исполнение долга, и хор менестрелей на мотив Старинной французской песенки, знакомой по Детскому альбому Петра Ильича, и, конечно, гранд-финалы, ошеломляющей мощью доводящие напряжение до апофеоза. Хор Большого театра (главный хормейстер Валерий Борисов) оставил самое приятное впечатление слаженностью и гармоничностью звучания как в массовых, так и в камерных номерах, а самым захватывающим стал, пожалуй, исполненный вдохновения хор в Реймсе, славящий короля вычурным переплетением голосов.

Драматургия оперы подчинена раскрытию образа Иоанны настолько, что в эпизодах оказываются даже традиционные герои романтической оперы XIX века — тенора. И это при том, что партия Карла чрезвычайно красива — она содержит в качестве сопровождающей образ характеристики запоминающуюся капризную мелодию («Чудные мгновенья…») и приправлена эффектными верхними нотами, в том числе, по касательной, пресловутым «верхним до». Олег Долгов обладает звучным голосом редкой универсальности, позволяющим непринужденно переходить от спинтового напора к лирической кантилене, а затем вновь беспрепятственно резать оркестр неотразимыми форте. Правда, я настолько привык слышать и видеть певца в героических ролях, что никак не мог осознать беспомощность Карла, который в уверенном и ярком исполнении Олега Долгова, казалось, вполне может освободить верный Орлеан самостоятельно, не прибегая к помощи посланницы Небес.

Альтернативное прочтение порфироносной роли на второй день премьеры предложил Максим Пастер. В сцене второго действия певец, имеющий в арсенале широкую палитру вокальных красок, видимо, в поисках образа пел двумя разными голосами — то терпким характерным, то елейно ангельским, причем, верхний регистр звучал неровно, с носовым призвуком. В третьем действии лирический герой одержал верх над характерным и Карл запел красивым звуком. Певец не отрывал глаза от нот, и образ получился бесцветным, очень дежурным, что особенно обидно, поскольку Максим Пастер известен и любим как артист, умеющий заставить искриться даже самую, казалось бы, неприметную роль.

Агнеса в исполнении Ирины Чуриловой вовсе не была холодной и расчетливой «женщиной с веслом» при слабовольном воздыхателе, а, напротив, тронула искренним сочувствием и женственностью. В ариозо верхние ноты чуть теряли насыщенность и постреливали, но в целом партия удалась. Оценивать пение Лолитты Семениной, представлявшей Агнесу на второй день премьеры, я затрудняюсь — совершенно разобранный голос со сверхъестественно пронзительными форте, в ансамблях заглушавшими других солистов.

Дюнуа композитор наделил суровостью переживающего за державу воина с коротким, но эффектным и запоминающимся маршевым ариозо «О, молю, поспеши!» и объемным дуэтом с Карлом. Эту значительную и благодарную баритоновую партию звучно и артистично исполнил бас Андрей Гонюков.

Лионель, как возлюбленный главной героини, может быть назван главным героем лишь формально. В опере он — вспомогательный персонаж, появляющийся в третьем действии вестником рока лишь затем, чтобы, пройдя через дуэт-кульминацию повернуть события к трагической развязке. Игорь Головатенко точно почувствовал место своего героя в драматургической ткани оперы и, обладая внушительным вокальным потенциалом, использовал его, точно дозировав в оба аккуратно фразированных дуэта, оставив первенство Иоанне. На второй день премьеры певец звучал еще ярче и свободнее на ферматах.

Объемным, по-церковному звучным басом пел Архиепископ в исполнении Станислава Трофимова.

Драматургически интересную роль Тибо — отца, желающего спасения души дочери и, во искупление грехов, приведшего ее на костер — сдержанно, но исчерпывающе, исполнил Петр Мигунов. Пожалуй, лишь в первый день премьеры в сцене на площади Реймса голос был форсирован — кстати, совершенно напрасно — певца и без нажима было отменно слышно. Интересно звучал дуэт с Раймондом, где выгодно выделяли друг друга бархатный бас Петра Мигунова и звонкие голоса обоих Раймондов. Несостоявшегося жениха Иоанны воплотили артисты Молодежной программы Большого театра Арсений Яковлев, звучавший задорно и напористо и, на второй день, Богдан Волков, украсивший партию лирическим звуком редкой красоты и более аккуратно, чем коллега, спевший верхние ноты.

В партитуре «Орлеанской девы» сокрыты россыпи инструментальных красот и сольных выходов. Это и самое репертуарное задумчивое соло валторны во вступлении к арии Иоанны, и скоморошья танцевальная феерия во втором действии, и торжество духовых в сцене битвы, предваряющей третье действие, и отражение смятенного состояния души героини мотивом, стремительно мечущимся между струнным и духовыми в интродукции к четвертому действию, и наполняющее мрачным предчувствием соло кларнета перед сценой казни. В благоговейном молчании замерли две тысячи слушателей, когда зал Большого заполнил звук установленного в прошлом сезоне органа (Федор Строганов), вослед которому зазвучал столь же величественный народный хорал. Все памятные музыкальные моменты были красиво сыграны и наделены должной художественной силой, а моя душа в этот раз принадлежала флейте (Галина Эрман), несколькими сольными номерами отвечающей за женские образы: простую пастушку, вопреки суровым коллизиям, до конца сохранившейся в Иоанне, и непрямолинейный характер Агнесы, имеющей больше мужества и здравого смысла, чем король.

Даже в отсутствии явных недостатков любой результат творческого процесса становится предметом споров. И если кастинг на главную партию трудно назвать безусловной удачей (видимо, по той же причине, что и у автора оперы больше века назад), то главная интрига премьеры — прочтение партитуры шедевра Чайковского новым музыкальным руководителем Большого театра, — в этом смысле по-хорошему провокационна. Сравнивая с известными записями можно говорить, что в трактовке Рождественского больше непосредственной живости или что Марти лучше почувствовал специфический французский флёр в интернациональном языке этой русской оперы на сюжет из истории Франции, а Хайкин пусть несколько своенравно, но по-своему интересно обошелся с темпами. Важно главное: в ряду существующих прочтений «Орлеанской девы» теперь можно говорить об индивидуальном прочтении Тугана Сохиева. Оркестр продемонстрировал уровень, ожидаемый от оркестра Большого театра, а дирижер — аккуратное, уважительное обращение к великой музыке и, в то же время, способность решать серьезные художественные задачи по интерпретации масштабных произведений.

Опубликовано на сайте ОпераНьюс

Рубрика: Концерты, Опера, Премьеры Орлеанская дева  Анна Смирнова  Ирина Чурилова  Богдан Волков  Андрей Гонюков  Олег Долгов  Петр Мигунов  Максим Пастер  Станислав Трофимов  Арсений Яковлев  Галина Эрман  Туган Сохиев  Петр Чайковский  Большой театр  Владимир Урин 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Так поступают все женщины
    (Большой театр 15.10.2014)

  •  

    «Аида» в Минске — слово о создателях

  •  

    Тангейзер
    (МАМТ 21.11.2014)

  •  

    Благие намерения, или Медведь на поле для гольфа

  •  

    «К волку в пасть» – начало
    (МАМТ 08.02.2015)

  •  

    «Кармен» в первый день весны
    (СЗ ММДМ 01.03.2016)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов