Открытая репетиция с Уильямом Лейси

Автор: Федор Борисович

Дата: 29.05.2014

Место: МАМТ, Малая сцена

Состав:

Оркестр, хор и солисты МАМТ

Дирижер Уильям Лейси

Уильям Лейси (фото с официального сайта)

Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко провел открытую оркестровую репетицию премьерного спектакля «Дон Жуан», открывшую цикл мероприятий к отмечаемому в 2018 году 100-летию театра. По окончании репетиции состоялась видеозапись интервью с дирижером-постановщиком спектакля Уильямом Лейси.

Для уважающего себя любителя оперы попасть на предпремьерный прогон — дело чести. Вовсе не для того, чтобы блеснуть в компании друзей информацией с грифом «не для всех», а из-за невыносимости ожидания премьеры, сопровождающейся информационным голодом. Московский академический театр им. Станиславского и Немировича-Данченко предложил новый вид предпремьерного мероприятия. 29 мая, за две недели до премьеры оперы Моцарта «Дон Жуан», состоялась открытая оркестровая репетиция, на которую были приглашены студенты Московской государственной консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных, Российского университета театрального искусства и других творческих вузов столицы. Центральной фигурой встречи стал дирижер из Великобритании Уильям Лейси. Вел мероприятие журналист и телеведущий Вадим Верник.

Первая часть программы представляла «зицпробу» (sitzprobe) — штатную «сидячую» репетицию, на которой гости, расположившиеся в зале Малой сцены, наблюдали за театральными буднями. Уильям Лейси вел репетицию, останавливая музыкантов, солистов и хор, давая указания и несколько раз прокомментировав происходящее для гостей. — За 200 лет до Штокхаузена Моцарт придумал разместить в театре четыре оркестра, из которых три расположены непосред­ствен­но на сцене и одновременно играют три популярных танца, поэтому музыка звучит, как совершенный диссонанс — очень странно и неожиданно. Если все играть правильно, то должно звучать «неправильно». В репетиции приняли участие хор и солисты театра: Хибла Герзмава (Донна Анна), Наталья Петрожицкая (Донна Эльвира), Дарья Терехова (Церлина), Сергей Балашов (Дон Оттавио), Денис Макаров (Лепорелло), Максим Осокин (Мазетто), Дмитрий Степанович (Командор). Дирижер представил сразу обоих Дон Жуанов — Дмитрия Зуева и Дмитрия Ульянова. Были исполнены увертюра, речитатив Донны Анны и Дона Оттавио с арией «Or sai chil onore», гранд финал первого действия (Дон Жуан — Дмитрий Зуев), гранд финал второго действия (Дон Жуан — Дмитрий Ульянов).

После перерыва, оформленного как театральный антракт с буфетом и звонками, состоялась видеозапись интервью с Уильямом Лейси. Он рассказал о своем необычном пути в музыку, ведь до 14 лет Уильям не помышлял о занятиях музыкой, в 17 лет выступал, как пианист, с Первым концертом Чайковского, а в 24 года дирижировал Лондонским Королевским оркестром. Ряд вопросов был посвящен музыке Моцарта, занимающей значительное место в жизни дирижера — он пять раз ставил «Волшебную флейту», пять раз — «Так поступают все», несколько раз — «Свадьбу Фигаро». Московский «Дон Жуан» для музыканта — четвертый.

Каждая новая постановка одной и той же оперы отличается для меня тем, что я нахожу в музыке что-то новое, вне зависимости от того, насколько подробно изучал ее до сих пор. Каждая новая постановка — углубление знаний и продолжение с того места, на котором остановился в прошлый раз. В этом коренное отличие моей работы от работы режиссера, начинающего каждую постановку той же оперы с чистого листа.

В контексте состоявшейся два года назад премьере оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь», где Лейси участвовал в качестве дирижера-постановщика, состоялся разговор о взаимо­отношениях дирижера и режиссера.

Когда работа идет хорошо, дирижер и режиссер — друзья, коллеги, которые на равных работают над спектаклем. Влияние режиссера и дирижера на процесс подготовки спектакля должно быть равным. Если один из них переходит границу — это вредит качеству результата.

Общие рассуждения кристаллизовались в рассказ о работе с Александром Тителем, режиссером премьерного «Дон Жуана».

Мне очень нравится работать с Александром, он великолепный режиссер, очень внимательно относящийся к музыке, что делает сотрудничество с ним легким и приятным.

Ориентируясь на студентов музыкальных вузов, дирижер, иллюстрируя слова игрой на фортепиано, рассказал об одной из ошибок, характерных для современного прочтения нотного текста Моцарта, в том числе некоторыми «аутентистами». Затем дирижер рассказал о своем участии в отборе исполнителей для спектакля.

Я участвовал в кастинге. В театре около 50 певцов, из которых были отобраны два состава. Я ими доволен, и могу сказать, что у театра на двоих с Большим достаточно исполнителей, чтобы ставить любую оперу Моцарта. Через неделю мне предстоит та же процедура в Большом театре, где я буду отбирать певцов для премьеры «Свадьбы Фигаро». И уже могу сказать, что уровень исполнителей настолько высок, что нам не придется приглашать певцов из-за границы.

Отвечая на вопросы из зала, Уильям Лейси, с присущей ему живостью, затронул в интервью достаточное количество интересных тем. Но задача моего рассказа — не пересказать интервью, видеоверсия которого, в свое время, будет опубликована на официальном сайте, а показать, насколько интересна новая форма общения театра и публики, анонсированная Московским музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко. Остается выразить благодарность организаторам мероприятия и ждать следующих мероприятий цикла.

Материал опубликован на сайте OperaNews.Ru.

Фото с официального сайта Уильяма Лейси.