Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Тоска» в Дюссельдорфе
(Deutsche Oper am Rhein 23.10.2014)

Автор: Андрей Тихомиров (24 октября 2014 17:23)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 23.10.2014

Место: Deutsche Oper am Rhein, Dusseldorf

Состав:

Тоска – Моренике Фадайоми
Скарпиа – Борис Стаценко
Каварадосси – Нажмиддин Мавлянов
Дирижер – Энрико Довико

Борис Стаценко - Скарпиа, Нажмиддин Мавлянов - Каварадосси (Тоска в Deutsche Oper am Rhein, 14 октября 2014)

Как я уже неоднократно признавался, это было моей давней мечтой — насладиться любимой оперой целиком с Борисом Стаценко, исполняющим партию главного героя (надеюсь, никто не будет оспаривать утверждение, что партия Скарпиа, не будучи заглавной, по существу является центральной в этом шедевре Пуччини).

И вот мечта сбылась: благодаря приглашению Бориса, мне удалось вскочить в «последний вагон» не только этой конкретной серии «Тосок» в дюссельдорфском театре, но и всего «поезда» данной постановки, которая в театре оказалась долгожителем, ибо шла… 10 лет — кажется, так?

Журналисты обычно начинают рассказ о спектакле с подробного описания режиссерской работы, но я не журналист, поэтому начну с самого для меня существенного — с музыки и исполнения. Маэстро Пуччини, Вы по-прежнему гениальны, и неземная красота Вашей музыки не блекнет под наслоениями разнообразных культурных и не слишком культурных слоев эпохи всеобщей «ломки», конвульсии которой продолжаются вот уже 100 с лишним лет. Благодарю Вас, мой дорогой учитель!

Скарпиа Бориса Стаценко… Вы знаете, друзья, правильнее было бы написать «Борис Стаценко Барона Скарпиа». То, что мне довелось вчера увидеть и услышать, не было исполнением роли! Это был он сам — являющий себя через плоть и голос артиста жестокий, умный, красивый, властный, одновременно сластолюбивый и холодный ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ Скарпиа, перед которым некогда «трепетал весь Рим», а вчера вечером — весь театральный зал (кстати, заполненный почти до отказа). То, насколько эта роль сливается с артистом, мы с женой явственно ощутили, общаясь с Борисом после спектакля: от знакомого и глубоко симпатичного нам человека буквально сыпались искры! Вроде бы и грима уже нет, и костюм обычный, а эманация все еще та, Скарпи-онова, опасная, страшная и завораживающе красивая.

Описывать пение великого мастера тем, кто, к сожалению, не мог его вчера услышать, — дело, по-моему, абсолютно гиблое. Достаточно сказать, что голос Стаценко не просто заполнял собой пространство, не просто летел над залом, играючи преодолевая довольно плотную местами ткань оркестрового звучания, — он еще и разил слушателя наповал с точностью, заставляющей вспомнить фехтовальное искусство. Гениальный природный дар плюс наработанная годами огромного труда феноменальная техника, плюс еще что-то, трудно формулируемое… калибр человеческой личности — вот что это такое! В общем, завидуйте мне, друзья (если, конечно, вас не было в этом зале).

Однако, мне вчера повезло вдвойне. Потому что партнером Стаценко по «Тоске» был Нажмиддин Мавлянов, услышать которого вживую мне хотелось давно, а уж тем более в роли Каварадосси! Это вам, москвичам, легко: купил билет в МАМТ — и наслаждайся звучанием одного из лучших теноров России, а может быть, и Европы. А мне на моей горе, почти равноудаленной от Москвы и Дюссельдорфа, приходилось до сих пор довольствоваться неполноценными записями.

Голос Мавлянова изумителен по свой красоте, силе и свежести. Восхитительно тонкая нюансировка показалась мне даже чрезмерной в условиях этого сочинения Пуччини, где в оркестре звучит временами прямо-таки «Голливуд» (многое зависит здесь от мастерства дирижера). Но и вообще вся музыкальная ткань здесь, как я люблю говорить, «крупного помола», по-настоящему оперная, рассчитанная на сильный эффект и восприятие издалека. Так или иначе, я окончательно уверился в том, что этого певца ожидает самое блестящее будущее. Удачи и успеха, Нажмиддин!

Прекрасны были и остальные участники спектакля, особенно Тоска — Моренике Фадайоми, чье сопрано до сих пор звучит очень достойно — тут чувствуется большой опыт. О темпераменте и обаянии певицы, чья кровь несет в себе африканскую примесь, я уже не говорю, это само собой разумеется.

Мне очень понравилась работа маэстро Энрико Довико: оркестр под его управлением звучал слаженно, корректно и красиво, причем эта красота почти не зашкаливала по уровню звучности, а ведь при исполнении опер Пуччини дирижеру так легко увлечься и «поглотить» голос певца полноценным звучанием струнных…

Ну и, наконец, несколько слов о собственно постановке Дитриха Хильсдорфа. Это как раз тот редкий случай, когда мы с женой разошлись во мнениях: она не принимает того, что сама называет «психиатрией в режиссуре», а мне показался не лишенным смысла выстроенный режиссером второй, «психологический» план, где образы покойников — сначала Анжелотти, а затем Скарпиа довлеют над героями. Скарпиа-труп остается на сцене в течение всего третьего акта, время от времени «оживая» и комментируя действие. Правда, я не понял, почему уж тогда этот «загробный» Скарпиа не берет в финале Тоску за руку и не уводит ее за собой? Это выглядело бы логично в рамках режиссерской концепции, не противореча ощущению победы Скарпиа над его оппонентами — а в том, что он победил, сомнений у меня вчера не было.

Похожие темы

  • Борис Стаценко отметил юбилей концертом на сцене Новой Оперы

    Прошлогоднее появление имени Бориса Стаценко в афише Новой Оперы не осталось единичным событием. Знаменитый баритон, сделавший успешную карьеру в Европе, продолжил сотрудничество с театром в вердиевском репертуаре, впечатляюще исполнив Набукко.…

  • Нажмиддин Мавлянов на радио «Орфей»

    Дебют Нажмиддина Мавлянова на радио. Текст не читайте — сразу слушайте интервью. Вставлены два музыкальных номера: запись «Celeste Aida» с генералки и ария про Крошку Цахеса из «Сказок Гофмана»

  • Аида (МАМТ 13.09.2014)

    Конечно же, я успел соскучиться и, радуясь, что сезон открывается именно Аидой, ждал этого дня. По разным обстоятельствам не смог быть на обоих спектаклях с…

Рубрика: Опера Тоска  Моренике Фадайоми  Нажмиддин Мавлянов  Борис Стаценко  Энрико Довико  Джакомо Пуччини  Опера на Рейне  Дитрих Хильсдорф 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Так поступают все женщины» – премьера в Большом театре

  •  

    Богема: от ненависти до любви
    (Новая Опера 04‑06.12.2015)

  •  

    Премьера «Кармен» в Большом театре
    (15.07.2015)

  •  

    «Ромео и Джульетта»: постскриптум к премьере в Новой Опере

  •  

    Травиата
    (МАМТ 14.03.2015)

  •  

    Титульный кризис или Грустныя думы о планах Большого театра

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов