Место: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского
Состав:
Старый Холстомер – Роман Бобров
Молодой Холстомен – Азамат Цалити
Молодая кобылка – Екатерина Ферзба
Тарас – Павел Паремузов
Генерал – Герман Юкавский
Князь Серпуховский – Захар Ковалев
Матье – Анна Костылева
Степан – Анатолий Захаров
Дирижер – Владимир Агронский
В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского — очередные спектакли оперы Владимира Кобекина «Холстомер». Вынужден был пропустить летнюю серию, поэтому с особым энтузиазмом пришел на встречу с героями повести Льва Толстого в постановке Михаила Кислярова.
Вкусный натюрморт накрытых столов соседствует на сцене с жертвами расправ, свисающими там-сям. Сбоку буднично притулилась телега со стрелецкой жатвой — горой окровавленного тряпья, из которого торчат части тел убиенных. Несмотря на подсказку оркестра, нет привычных аплодисментов — свет в зале не погашен, и Александр Лазарев встает за пульт без, казалось бы, неизбежного премьерного пафоса. Сцена оживает — рассвет…
При всем пиетете к примату композиторского замысла в опере не люблю огульное указывание режиссерам их скромного (по мнению указывающих) места в оперных постановках. Потому что есть спектакли, по отношению к которым словосочетание «режиссерская опера» можно произносить с восторгом. Один из них — опера Владимира Кобекина «Холстомер» в постановке Михаила Кислярова.
Я отношусь к сравнительно немногочисленной части любителей оперы, испытывающих жажду новых произведений. Нет, послушать в стопятисотый раз «Травиату» или «Кармен» в хорошем исполнении — здорово. Но ведь гложет зависть завсегдатаям оперы XIX века, несколько раз в сезон вкушавших что-то совершенно новое, требовавших: «Ещё!» — и, что в наше время кажется невероятным, — на следующий сезон получавших очередную порцию новых опер от композиторов, штурмовавших театры в обстановке жесткой конкуренции. Сейчас премьера оперы — диковинный зверь, на которого и менеджмент театров, и большинство оперной публики смотрят с единодушной подозрительностью.