Новогодние сюрпризы от Юлии Лежневой
Дата: 29.12.2015
Место: Московская консерватория, Большой зал
Состав:
- Юлия Лежнева – сопрано
- Михаил Антоненко – фортепиано, дирижер
- Государственный академический камерный оркестр России
Сольный концерт Юлии Лежневой в Большом зале Московской консерватории стал не только значительным музыкальным событием, не только роскошным новогодним подарком многочисленным поклонникам певицы, но и букетом сюрпризов.
Прошлый московский сольный концерт на Новой сцене Большого театра был посвящен барокко — традиционному для Юлии репертуару, в котором она, казалось бы совсем недавно, стремительно появилась на звездном пьедестале. Заставив говорить о себе сначала как о вундеркинде, затем — как об одной из лучших в мире исполнительниц самого прихотливого барочного репертуара. На этот раз в программе концерта классицизм повстречался с бельканто и романтизмом:
1 отделение
- Россини — Венецианская регата, три канцонетты
- Беллини — Ариетта
- Шуберт — Экспромт № 3
- Шуберт — Ночь и грезы
- Шуберт — Молодая монахиня
- Шуберт — Весной
2 отделение
- Моцарт — Увертюра к опере «Похищение из сераля»
- Моцарт — Концертная ария K.217
- Моцарт — Ария сопрано из мессы до минор
- Гайдн — Финал симфонии № 49 «La passione»
- Моцарт — Концертная ария K.505
Концерт произвел свежее впечатление — он не был дежурным новогодним мероприятием, когда ставка делается на хитовый репертуар и праздничное благодушие слушателей. Посвящение концерта Елене Васильевне Образцовой придало происходящему должную строгость, а точеный голос Юлии Лежневой — ощущение прикосновения к музыкальному таинству.
Камерный Россини часто исполнялся певицей, и три канцонетты, заключающие в себе описание соревнований венецианских гондольеров, были ажурны и будто расписаны акварелью — яркими мазками с многочисленными полутонами. Ариетта, белькантовая миниатюра Беллини, исполнялась несколько на барочный манер — прохладно и инструментально.
Прелюдией к шубертовской части отделения стал Экспромт №3, сыгранный Михаилом Антоненко чувственно и мягко, с тонкими переливами на пиано.
Конечно, голос, которому лучше всего подходит определение «ангельский», — непривычный вариант для романсов Шуберта, в которых всегда явно проступает драматическая линия. Но молодость певицы удивительно консонировала с молодостью композитора, придав произведениям разумную легкость. В немецком языке недостатком стала мягкая манера, в которой Юлия Лежнева обрабатывает согласные — они звучат отчетливо, но напоминают гладко обкатанные камешки на морском берегу. В результате по фонетике трудно было отделаться от ощущения, что певица продолжает петь по-итальянски. Но лиды — немецкие романсы — сложнейший репертуар, в котором, наверное, каждому исполнителю есть над чем поработать. В целом заявка на Шуберта получилась у Юлии Лежневой достойной.
Во втором отделении пианист Михаил Антоненко превратился в дирижера, а в заключительном номере программы — в дирижера-пианиста. Государственный академический камерный оркестр России не только аккуратно сопровождал певицу, но и порадовал задорной увертюрой к «Похищению из сераля», а также интересным исполнением финала симфонии Гайдна, за исключением которого во втором отделении царил Моцарт.
В репертуаре певицы Моцарт уже давно занял прочные позиции, подкрепленные летним сценическим дебютом в партии Церлины на сцене Ковент-Гарден. Концертные арии — серьезнейшее испытание и возможность раскрыть все грани вокального мастерства. Именно здесь Юлия показала мастерскую обработку фиоритур, по которым искушенные слушатели соскучились в первом отделении. В колоратурных пассажах Юлия Лежнева феноменально быстра и точна. Идеальное пение — это к фантастам, и несколько погрешностей в исполнении моцартовских арий все-таки было, но для живого исполнения столь сложного репертуара — более чем приемлемо. Певица умеет в высоком темпе брать самые хитрые верхние ноты «сверху», что обеспечивает им прецизионное звучание. Четко сфокусированный звук, обладающий скрипичной однородностью тембра, ласкает слух и погружает в медитативную благодать. Зато когда звуки музыки смолкали публика взрывалась аплодисментами, нараставшими с каждым номером и под конец дошедших до шквальной отметки.
Конечно, при столь эмоциональной реакции публики без бисов концерт был немыслим. Первый бис — ария Voi che sapete была, в том числе, интересна живым образом — Керубино не только сгорает от чувств, но и заметно смущен их силой. В заключение концерта под рояль прозвучал виртуозный фрагмент мотета Порпоры In caelo stele clare fulgescant.
Похожие темы
Сольный концерт Юлии Лежневой
На Новой сцене Большого театра прошел концерт Юлии Лежневой с участием ансамбля La Voce Strumentale (солисты Дмитрий Синьковский — скрипка, Лука Пианка — лютня)
Концертное исполнение «Ринальдо» (Большой театр 27.06.2015)
Музыка барокко дарит внутренний покой и, пожалуй, из всех жанровых разновидностей опер именно барочная ближе всего к чистому гедонизму. Правда, тут есть существенное уточнение: исполнение должно быть на высоте
Комментарии
Nina Varshavskaya
30 декабря 2015 • 23:11
Чистейший тембр и идеальная интонация!
Ekaterina Shapinskaya
31 декабря 2015 • 11:17
Концерт был прекрасный, и не только с музыкальной точки зрения, но с точки зрения бережного отношения к классической музыке, которую так часто пытаются превратить в нечто маскультовско-развлекательное. Здесь всё было достойно - и шквал аплодисментов подтвердил, что такая музыка не нуждается в визуальных эффектах и в «Облегченной доступности».