Теория и практика романса от Дмитрия Корчака
Дата: 20.04.2016
Место: Московский международный дом музыки, Камерный зал
Состав:
- Дмитрий Корчак – тенор
- Семён Скигин – фортепиано
Циклы концертов, ежегодно проводимых пианистом и преподавателем Семёном Скигиным, привлекают и удерживают своего слушателя рядом особенностей. Конечно, это возможность иногда услышать мировых звезд оперы в камерном зале под рояль, да еще с необычным репертуаром. Еще одна отличительная черта — неформальность обстановки. Автор цикла старается увести регламент от предопределенности традиционных камерных выступлений певцов «спели — похлопали». На концертах абонемента никогда не бывает программки — таким образом, приглашаемые исполнители выходят на сцену именно с тем, что хотят спеть, при необходимости меняя программу на лету. 20 апреля состоялся заключительный концерт абонемента сезона 2015−2016, на который Семён Скигин пригласил своего друга — Дмитрия Корчака, одного из самых востребованных теноров современного мира оперы.
К упомянутой неформальности располагало само название концерта — «Московские салоны». Репертуар был очерчен сразу же, когда Дмитрий Корчак, едва появившись на сцене, запел «Я помню чудное мгновенье» Глинки, за которыми последовали «Не искушай меня без нужды» и «Жаворонок». Репертуар одновременно академический и популярный, если не сказать — учебный и потому непременно звучащий на любительских концертах. После «Жаворонка» артисты расположились в стоявших на сцене креслах и завели беседу об истории, судьбе и особенностях романса, пунктиром продолжавшуюся в течение всего концерта.
Легко слушать — трудно петь
Дмитрий Корчак впервые вышел на сцену с программой из романсов. В беседе он рассказал, что в годы учебы студенты обычно воспринимают романсы лишь как обязательное слагаемое в формуле «русская ария + зарубежная ария + романс = зачёт». И признался, что сейчас, вернувшись к этому репертуару во время подготовки концерта, несколько раз порывался изменить программу — настолько непрост для исполнения оказался жанр популярного романса. Приятные мелодии — лишь одна его сторона, но что делать, когда короткие произведения выстроены в куплетной форме? За несколько минут певец должен не только достоверно прожить романс, создать образ, передать эмоции героя в зал. Жизненно необходима собственная интерпретация каждого куплета, для чего требуется глубокое понимание происходящего с героем. Поэтому романс сиюминутен — у него нет и быть не может двух одинаковых исполнений. Даже если один и тот же певец поет один и тот же романс два раза подряд.
Свидетелями именно такого случая живой работы над произведением прямо на сцене стали слушатели концерта. Дмитрий Корчак решил повторить романс «Зимний вечер», в котором из-за небольшой неточности фортепианного сопровождения пострадали важные детали формы и сместились оттенки содержания.
Великие дилетанты
Именно с романсов в первой трети XIX века началось формирование композиторов, надолго сделавших Россию одной из главных музыкальных держав. Первым композиторам просто негде было получить «официальное» музыкальное образование. «Великие дилетанты» — так назвал их Семен Скигин. Консерваторию заменяло домашнее образование, дававшее широкий кругозор и достаточно глубокое представление о предметах, позволявшее будущим композиторам понять свое предназначение. Конечно же, огромное влияние на становление российских композиторов оказала европейская музыка. Так, результатом путешествий Глинки стали не только романсы «в итальянском стиле», не только мазурка на стихи Адама Мицкевича и болеро «О, дева чудная моя», но и появившиеся под влиянием итальянского бельканто романсы на итальянском языке.
«Реквием по ушедшей культуре» —
так охарактеризовал Семен Скигин программу из романсов, исполняемую в XXI веке. Действительно, жанр сейчас живет «подпольно», в основном, усилиями любителей-энтузиастов. Профессиональные певцы, получив известность, уходят в «серьезный» интернациональный жанр — оперу, крайне редко возвращаясь к истокам российской национальной музыкальной культуры. Дмитрий Корчак добавил, что для него психологически сложно отвлечься от ритма нашего времени и обратиться к неспешному салонному настрою, который несут прозвучавшие в программе этого концерта произведения Глинки, Варламова, Булахова, Яковлева. Сегодня исполнение романсов — акт подвижничества, и свидетелями одного из них стали в этот вечер слушатели Камерного зала ММДМ.
Дмитрий Корчак - Горные вершины
А.Е. Варламов на стихи М.Ю. Лермонтова Фортепиано - Семён Скигин Камерный зал Московского международного дома музыки 20 апреля 2016
Программа концерта
- Я помню чудное мгновенье (М.И. Глинка — А. С. Пушкин)
- Не искушай меня без нужды (М.И. Глинка — Е. А. Баратынский)
- Жаворонок (М.И. Глинка — Н. В. Кукольник)
- К ней («Когда в час веселый») (М.И. Глинка — А. Мицкевич, пер. С. Голицын)
- Болеро («О, дева чудная моя») (М.И. Глинка — Н. В. Кукольник)
- Alla cetra («Eco di miei lamenti») (М.И. Глинка)
- Баркарола «Ah, se to fossi meco» (М.И. Глинка)
- Горные вершины (А.Е. Варламов — М. Ю. Лермонтов)
- Белеет парус одинокий (А.Е. Варламов — М. Ю. Лермонтов)
- На заре ты ее не буди (А.Е. Варламов — А. А. Фет)
- Буря мглою небо кроет (с повтором) (М.Л. Яковлев — А. С. Пушкин)
- Свидание («В час, когда мерцанье…») (П.П. Булахов — Н. П. Греков)
- Не пробуждай воспоминаний (П.П. Булахов — NN)
- Колокольчики мои (П.П. Булахов — А. К. Толстой)
- Однозвучно гремит колокольчик (А.Л. Гурилев — И. Макаров)
- В крови горит огонь желанья (М.И. Глинка — А. С. Пушкин) (бис)
- Пью за здравие Мери (М.И. Глинка — А. С. Пушкин) (бис)
Похожие темы
Сергей Лейферкус и Семен Скигин в Камерном зале ММДМ (24.03.2016)
Позволю повториться: для камерных произведений, помимо голоса, в гораздо большей степени, чем для оперы, необходима бессмертная душа — та составляющая исполнения, которая оживляет героев и доносит их чувства в зал
Дмитрий Корчак спел Вертера (МАМТ 26.04.2014)
В антрактах оперных спектаклей нередко можно услышать, как слушатели с жаром обсуждают перипетии сюжета, будто речь идет о свежих новостях. Судят о правдоподобности событий, о возможных вариантах поведения героев
«Зимний путь» Маттиаса Гёрне
Вам когда-нибудь хотелось слушать, например, «Песни и пляски смерти» или рахманиновский Op.38 в сопровождении видеоряда? Если да, то беру свои дальнейшие слова обратно. А для оставшихся у голубых экранов — продолжу.
Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»
Даже для Москвы, регулярно принимающей оперных звезд, такое событие — уникальная редкость. Предлагаю вниманию свой фоторепортаж концерта великолепной пятёрки, создававшей в этот вечер атмосферу праздника на ВДНХ