Три произведения Глинки в Музыкальной гостиной МАМТ (12.04.2016)

Автор: Федор Борисович
Концерт «Столицы музыкальных империй - Санкт-Петербург». Музыкальная гостиная МАМТ, 12 апреля 2016

«Уж не глинка, а фарфор» — так в известном каноне, сочиненном на премьеру первой русской оперы, ёмко описано становление Михаила Глинки. Одного из немногих композиторов, ставших классиками при жизни.

Ситуация, как бы сейчас сказали, «на музыкальном рынке» России 30-х годов XIX века была вопиющей. В оперных театрах безраздельно царствовали итальянцы, слова «русская опера» были оксюмороном. Но лишь несколько позже русские композиторы, почувствовав свою силу, примутся яростно забрасывать итальянскую музыку острыми шпильками и увесистыми памфлетами. А в ту пору Михаил Глинка, еще не автор «Жизни за царя», восхищался итальянской оперой как естественным и незыблемым совершенством. Причем, восхищался конструктивно. В 1832 году им были созданы два произведения — вариации на темы «Сомнамбулы» Беллини и «Анны Болейн» Доницетти. Инстру­менталь­ные версии итальянского бельканто не только сладкозвучны, но и весьма остроумны, позволяя по-новому услышать знакомые фрагменты опер.

В том же 1832 году увидело свет еще одно хорошо известное, но редко исполняемое произведение Глинки — секстет для фортепианного квинтета и контрабаса. Одно из оригинальных упражнений Михаила Ивановича в создании ансамблевых произведений, предвосхитившее, в том числе, черты его опер.

Что сегодня можно услышать из произведений Глинки? Чаще всего на концертах — «Слава великим богам» — увертюру к «Руслану и Людмиле». Несколько романсов на эпизодических камерных концертах, которых с каждым годом всем меньше, как становится меньше исполнителей камерных произведений. Или добро пожаловать в Санкт-Петербург, где в Мариинке на любой вкус идут «Руслан и Людмила» в исторической постановке и «Жизнь за царя» в постановке Чернякова. Остальное — если очень повезет. Сегодня мне повезло.

Концерт произведений М. Глинки «Столицы музыкальных империй - Санкт-Петербург», 12 апреля 2016

Музыкальная гостиная МАМТ принимала гостей — и каких! Организатор цикла «Столицы музыкальных империй» главный дирижер театра Феликс Коробов, ставший на время концерта виолончелистом струнного квартета (а так же конферансье и, как водится, — рабочим сцены), пригласил первоклассных музыкантов, в том числе сумев вписать мероприятие в плотные гастрольные графики пианиста Петра Лаула и скрипача Алексея Лундина.

В итоге каждое произведение получило особый вкус. Мелодраматический характер «Сомнамбулы» выражало ясное и задумчивое, как небо в жаркий летний день, звучание скрипки Алексея Лундина. Среди россыпи сольных выходов серенады на темы «Анны Болейн» красивейшим звуком и виртуозностью выделялся фагот Ивана Чувакова. И мое главное впечатление вечера — безраздельное владычество фортепиано. Из хорошо знакомого белого рояля Музыкальной гостиной Петр Лаул извлек неслыханное, восхитительное многообразие оттенков звука. Бравурный пафос и проникновенная элегичность, отчетливая жемчужная россыпь и тончайшая дымка мягких пианиссимо — захватывающая игра музыканта, тонко чувствующего каждую фразу произведения.

Если бы словами можно было адекватно передавать музыку, по сегодняшнему концерту можно было бы написать объемистую повесть. К сожалению, словами можно лишь весьма коряво описать впечатления от услышанного, поэтому, во избежание бесконтрольного размножения восторженных междометий, едва начав, придется закругляться.

Мне всегда казалось, что Глинка в процессе работы над произведениями обязательно напевал их. Сколько раз замечал — под его музыку неудержимо хочется петь. И сегодня после концерта было чувство, что в дополнение к инструментам звучали голоса. Может, дело в особой выразительности музыки автора первой русской оперы. А может, если обратиться к эзотерическим сферам, так бывает когда душа поёт вместе с музыкантами.