Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Илья Кузьмин — «Ямщицкие песни»
(Новая Опера 12.02.2015)

Автор: Федор Борисович (15 февраля 2015 18:06)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 12.02.2015

Место: Новая Опера, Зеркальное фойе

Состав:

Илья Кузьмин – баритон
Дмитрий Сибирцев – фортепиано
Михаил Сегельман – конферанс

Илья Кузьмин и Дмитрий Сибирцев на концерте в Новой Опере, 12 февраля 2015. Фото: Даниил Кочетков

Цикл баритоновых концертов «Вокальные перекрестки» в Новой Опере, организованных (и бессменно аккомпанируемых) Дмитрием Сибирцевым к 90-летию Ирины Архиповой, в точности соответствует названию. В том смысле, что в программах концертов цикла звучит музыка, перпендикулярная не только тому, что мы привыкли слышать в исполнении тех же певцов на оперной сцене, но и вообще традиционному содержанию академических концертов.

В первую очередь отдам должное смелости организаторов. Выбрав для концерта песни, из которых больше половины входит в популярный застольный репертуар, неминуемо услышишь брюзжание про «дурновкусие на потребу любителям очей черных» — обычно, от людей, которые видимостью здорового профессионального снобизма маскируют свое ханжество. Ведь и оперные певцы на дружеских посиделках если поют, то отнюдь не каватину Дандини. Даже не «Спит стрелецкое гнездо». И если любишь петь — как не подтянуть! А если петь не любишь — что ты делаешь в зале, сухарь?

Ведь это даже неловко озвучивать: качество концерта определяется не репертуаром, а участниками. В сольном концерте вообще достаточно одного имени, и лично мне в данном случае это имя внушало вдохновляющий энтузиазм. Илья Кузьмин — не только опытный певец, чье имя много лет составляет славу Новой Оперы, но и мастер камерного жанра. Тонкий, исключительно культурный исполнитель, наделенный талантом подавать произведения академично — но без сухости, неотразимо задушевно — но без развязности. В лирических ролях на сцене эти качества певца — гарантия удовольствия для слушателя (из недавних работ — изысканный и мужественный Меркуцио), а в камерном жанре — залог незабываемых ощущений от щедрости, с которой артист отдает эмоции залу.

Если вы не вокальный педагог и не концертмейстер в учебном заведении, то, скорее всего, вам довелось слышать не так много омерзительных исполнений, скажем, «арии про Матильду» или ариозо Онегина. Зато сколько вокруг леденяще ужасных, растиражированных записями и салонным музицированием, исполнений, скажем, «Ямщик, не гони лошадей» — с разудалым горлопанством, с натужными тремоляциями, с бесконечными кривыми ферматами (не меньше двух в каждом куплете). Неудивительно, что сами названия таких песен стали пугалом для людей, потчующих свой вкус музыкой с высоким порогом вхождения для исполнителей, что (увы, лишь отчасти) гарантирует отсутствие душевной травмы для слушателей.

В исполнении Ильи Кузьмина академическая строгость магически неразделимо сплавляется с незамысловатым (а иногда — нарочито, стилизованно простонародным) содержанием песен с куплетной формой и несложной музыкой. Ухо замечает: отсутствуют традиционные упрощения мелодий (в оригинале Гурилёва колокольчик звенит не так уж однозвучно), повторы рефренов и куплетов, а ферматы сокращены до необходимой единственности и изящно контролируются. Сердце замечает: …а вот сердце ничего не желает замечать! Очищенные от вульгарной шелухи песни дарят то, ради чего их авторы брались за перо — непосредственное восприятие чувств автора, проживаемых тонко чувствующим исполнителем.

Илья Кузьмин на концерте в Новой Опере, 12 февраля 2015. Фото: Даниил Кочетков

Илья Кузьмин непринужденно решает самую сложную задачу «ямщицкого» репертуара: в равномерно построенных многокуплетных песнях нет ощущения куплетности. Непрерывный рассказ ведется с живой интонацией, не допускающей повторов. Технически это достигается совершенным знанием и умением использования возможностей голоса — тембровых красок и динамических оттенков. Но столь же важно то, что Илья Кузьмин умеет ненавязчиво устранять дистанцию со слушателями. Без преувеличенно приглашающих жестов с авансцены или, боже упаси, разгуливания «в платье простом» между рядами, на время концерта зал стал сплоченной компанией, собравшейся послушать одного из своих. Это ощущение, во многом созданное личным обаянием артиста, сделало исполнение даже самых, казалось бы, «цыганистых» песен, вроде «Эй, ямщик! Гони-ка к Яру!» неоспоримо естественным.

Михаил Сегельман, ведущий цикла «Вокальные перекрестки» (да и практически всех мероприятий в Новой Опере), сумел найти тон конферанса, располагающий к общению и соответствующий необычному сочетанию застольного репертуара с академическим исполнением. Его рассказы были не только по-настоящему интересны, но и давали возможность певцу отдохнуть — что позволило провести полуторачасовой концерт без антракта. На бис, выдержав стилистику, Илья Кузьмин исполнил «Липа вековая».

Концерт с самым, казалось бы, спорным репертуаром прошел с большим успехом и достойно занял место в ряду ярких впечатлений на «Вокальных перекрестках» Новой Оперы.

Илья Кузьмин и Дмитрий Сибирцев на концерте в Новой Опере, 12 февраля 2015. Фото: Даниил Кочетков

Илья Кузьмин, концерт в Новой Опере, 12 февраля 2015

Фотографии: Даниил Кочетков

Похожие темы

  • Алексей Богданчиков – концерт в Зеркальном фойе (Новая Опера 08.02.2015)

    Знаете, мне сегодня очень понравился концерт баритона Алексея Богданчикова в Зеркальном фойе Новой оперы! Он исполнял романсы Чайковского. Чувствуется, что молодой певец действительно любит этого композитора и много…

  • Анджей Белецкий исполнил песни Шопена и Монюшко (Новая Опера 10.02.2015)

    В школе мой класс учили музыке по новой (на тот момент) и передовой (до сих пор) программе Д. Б. Кабалевского. Помимо «трех китов музыки», отличительная особенность программы — ее интернациональность. Мы дружно повторяли за учителем:…

  • Золушка (Новая Опера 10.12.2014)

    Если вы — простой оперный маньяк, чьи дети уже давно не верят в сказки, главное — сразу свыкнуться с мыслью, что «Золушка» в Новой Опере ставилась не для вас. При том, что…

Рубрика: Концерты Илья Кузьмин  Новая Опера 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Концертное исполнение «Андре Шенье»
    (КЗЧ 22.03.2016)

  •  

    «Семирамида» и Альберто Дзедда на фестивале РНО – видеозаписи
    (КЗЧ 18.09.2015)

  •  

    Премьера «Аиды» в МАМТ

  •  

    Два «Князя Игоря» в Новой Опере
    (22-23.08.2016)

  •  

    Двухэтажные поклоны на генеральной репетиции «Аиды»
    (МАМТ 10.04.2014)

  •  

    Беспощадное обаяние «Риголетто»

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов