Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Игроки» и «Маддалена» в Новой Опере
(04.05.2016)

Автор: Федор Борисович (5 мая 2016 15:13)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 04.05.2016

Место: Новая Опера

Состав:

МАДДАЛЕНА
Маддалена – Валерия Пфистер
Джемма – Ольга Ионова
Ромео – Ярослав Абаимов
Дженаро – Дмитрий Пьянов
Стеньо – Анджей Белецкий
ИГРОКИ
Ихарев – Михаил Губский
Гаврюшка – Владимир Кудашев
Кругель – Максим Остроухов
Швохнев – Андрей Фетисов
Утешительный – Илья Кузьмин
Алексей – Михаил Первушин
Дирижер-постановщик – Ян Латам-Кёниг

«Игроки» в Новой Опере. Кругель - Максим Остроухов, Утешительный - Илья Кузьмин, Швохнев - Андрей Фетисов, Ихарев - Михиал Губский (4 мая 2016)

В Новой Опере состоялась премьера двух неоконченных опер XX века — «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Игроки» Дмитрия Шостаковича.

Причины по которым дирижеры и режиссеры берутся за неизвестные, потерянные, недописанные оперы, возможно, подобны тем причинам, по которым молодой Прокофьев искал сюжеты для своих произведений в далеком прошлом («Огненный ангел») или вовсе сказочном времени («Любовь к трем апельсинам). Привлекательна сама по себе возможность интерпретации чрезвычайно отдаленных событий, не имеющих достоверных свидетельств. Важно и то, что нехоженая тропа сразу освобождает от груза штампов — постановочных, исполнительских и зрительских. Хочешь или нет — а создавать и воспринимать приходится с чистого листа. Правда, в данном случае оба «листа» уже были отмечены автографом именитого первопроходца.

Премьера совпала с 85-летним юбилеем Геннадия Рождественского, и не случайно. Маэстро — один из величайших интерпретаторов музыки XX века. В настоящий момент Геннадий Николаевич — музыкальный руководитель КМТ имени Б. А. Покровского — театра, с большим отрывом лидирующего по числу современных (не только XX, но и XXI века) опер в репертуаре. В свое время именно Рождественский завершил партитуру «Игроков» и извлек из небытия «Маддалену», осуществив первую грамзапись произведения. С «Маддалены» и начнем — в том порядке, в котором премьерные произведения показывались на сцене Новой Оперы.

Маддалена

Премьера оперы Прокофьева «Маддалена» в Новой Опере (4 мая 2016)

Прокофьев написал «Маддалену» по сюжету некоего «барона Ливена», при знакомстве оказавшегося девушкой, пробующей перо под звучным псевдонимом. Возможно, этот штрих подсказал постановочную концепцию. В предисловии к спектаклю режиссер Алексей Вэйро раскрывает все карты: это рассказ о женской сути, которую мужчины познают различными способами — пытаясь через это познание поработить женщину. Та, в свою очередь, манипулирует мужчинами себе на потеху и, ни на йоту не приближая разгадку, ведет смертельно опасную игру, приводящую к трагическому (конечно, для мужчин) финалу.

Начало было несколько обескураживающим — увидев наклонный планшет с люками и белые поверхности я рефлекторно собрался было заскучать — все это уже проходили в «Свадьбе Фигаро». Не хватало разве что техногенного сфинкса, парящего над Элизиумом. Но декорации, в конечном счете, лишь рама. А действие оказалось интересным, под стать идее. Маддалена — женщина со множеством живых воплощений — покрытых фатой, ускользающих от разглядывания. Она страстно влюблена, а предмет любви — она сама. Что неоднократно подчеркивается откровенными (и, на мой вкус, довольно навязчивыми) ласками героини и ее альтер-эго — метафора нарциссического экстаза. Мужчины же крайне неловки в попытках материализации образа женщины и чем больше стараются завоевать расположение героини, тем глупее выглядят. Это дает повод для режиссерского юмора — мрачноватого и местами угловатого, но все же удачно подходящего музыке двадцатилетнего Прокофьева, в которой чувствуется дыхание нарождающегося футуризма.

Скучновато было по другой причине. Увы, из всех исполнителей порадоваться удалось лишь Стеньо в изумительном исполнении Анджея Белецкого. Правда, должен сказать, что меньшего от артиста я не ожидал — его образы всегда играют красками эмоций, адекватно отражаемых оттенками голоса.

Дженаро - Дмитрий Пьянов, Стеньо - Анджей Белецкий. 04.05.2016. Фото - Даниил Кочетков

Дженаро - Дмитрий Пьянов, Стеньо - Анджей Белецкий. 04.05.2016. Фото - Даниил Кочетков

В данном случае вынужден с грустью констатировать, что Стеньо был единственный герой, у которого были понятны реплики. Причем, понятны все слова, вне зависимости от оттенка, с которым произносились. Это резко контрастировало и с Маддаленой в исполнении Валерии Пфистер, у которой было слышно лишь интонационную канву с заметными проблемами на верхних нотах, и с Ромео — Ярославом Абаимовым, который в полной мере подтвердил, что участь лирического тенора в операх Прокофьева незавидна — его почти не было слышно за музыкой. Значительно лучше звучал более крепкий тенор Дмитрия Пьянова (Дженаро), но и он периодически тонул в оркестре.

Есть хорошая практика — давать русские оперы с русскими титрами, что особенно актуально для опер XX века. Это продиктовано не тем, что певцы тихо поют (хотя певцы бывают разными, это необходимо учитывать), а особенностями оркестровки, когда голос — лишь один из инструментов, не лидирующий, а конкурирующий. В данном случае титров не было, из-за чего действие превратилось в пантомиму с вокализацией. Нет, я не выдумываю и не утрирую, послушайте сами фрагмент:

Трудно сказать в чем здесь дело — в нечеткой дикции певцов, в перекосе баланса с оркестром или в том и в другом понемногу. Важно, что разборчивости текста в столь редких произведениях необходимо уделять повышенное внимание. Это не «Евгений Онегин», содержание которого большинство зрителей знает, а некоторые, особо ударенные оперой, знают либретто наизусть, успешно домысливая недостающие фразы.

Продолжительность спектакля «Маддалена» — 45 минут.

Игроки

Шостакович - Игроки (Новая Опера, 4 мая 2016)
На сцене: Гаврюшка - Владимир Кудашев Алексей - Михаил Первушин Швохнев - Андрей Фетисов В порядке появления: Кругель - Максим Остроухов Утешительный - Илья Кузьмин Ихарев - Михаил Губский Богиня игры - Наталья Кириллова Дирижер - Ян Латам-Кёниг Новая Опера 4 мая 2016 (премьера)

Шостакович - Игроки (Новая Опера, 4 мая 2016)

Спектакль по опере Шостаковича «Игроки», дававшийся вслед «Маддалене» после двухчасового перерыва, показался мне более выигрышным — причем, во всех отношениях. Здесь и сама интрига острее, и гоголевский текст добавлял колорит, и в построении мизансцен была гипнотизирующая ритмика с повторами. Задавали настроение и декорации с развалинами сожженной усадьбы на задники, и тяжелый цирковой грим, придававший героям жутковатый вид потрепанных жизнью паяцев, и вступительная сцена за игровым столом, предваряющая появление Ихарева.

Игроки в Новой Опере - программка, 4 мая 2016

Но главное и решающее для спектакля — подобрался роскошный состав исполнителей. Прежде всего, главный герой Ихарев, получившийся у Михаила Губского необыкновенно рельефным, цельным, живым. Слуга Гаврюшка — не только крепкий орешек для трактирных картежников, но и носитель колоритной философии, в исполнении Владимира Кудашева стал одной из центральных фигур действия. Наверное, всем запомнился монолог Гаврюшки, оркестрованный сольным звучанием бас-балалайки (Владимир Максимов). Полковник Кругель в образе подвижного и чувствительного арлекина (как же хорошо походящем к «извольте присовокупить девяточку!») хоть и не имеет отдельного монолога, но в трактовке Максима Остроухова уверенно занял в компании картежников место необходимого винтика. Неповторимый язык Гоголя сочно звучал у Ильи Кузьмина, вдохнувшего жизнь в образ главного рассказчика — Утешительного. На фоне такого ансамбля актерски чуть потерялся Швохнев (Андрей Фетисов) и глуховато звучал слуга Алексей (Михаил Первушин), но это если придираться, а если брать общее впечатление — спектакль смотрелся на одном дыхании, артисты играли азартно и — о, радость! — всех было хорошо слышно. Пробивным звуком особенно отличался Михаил Губский, органично вжившийся в стихию музыки Шостаковича. Ирония ситуации в том, что «Игроки» как раз-таки сопровождались супратитрами, которые мне, например, были просто не нужны.

На сцене есть еще один персонаж, сопровождающий Ихарева — муза, фортуна, богиня игры, любимая женщина, а в материальном мире — колода карт по имени Аделаида Ивановна (Наталья Кириллова).

Продолжительность спектакля «Игроки» — 50 минут.

Буклет спектаклей «Маддалена» и «Игроки»

Что касается музыки представленных опер, то в очередной раз надо отдать должное Яну Латаму-Кёнигу и оркестру Новой Оперы. И Прокофьев, и Шостакович прозвучали стильно и разнообразно. На мой личный вкус Шостакович удался лучше, но, возможно, это субъективное ощущение связано с большей доходчивостью музыки «Игроков», в которой явно слышны и фольклорные темы, и рифмы к тексту Гоголя.

Не так уж редко бывает, что режиссер, не добивающийся успеха в работе над оперным хитом, «стреляет» при постановке раритетов или современных опер (для примера вспомним насколько разными по стройности концепции и воздействию на зрителя получились «Мелкий бес» и «Богема» в постановке режиссера Георгия Исаакяна). В данном случае и «Маддалена», и «Игроки» — серьезный успех Алексея Вэйро. Он внятно рассказал истории, проработал пластику образов, элегантно и удобно для пения организовал мизансцены и, за что ему особое спасибо, не завел действие в дебри философии и не утопил оперы в прибавочных смыслах. Если с двухчасовой паузой на смену декораций между спектаклями, похоже, придется мириться, то в следующей серии спектаклей на появление титров в «Маддалене» очень надеюсь. В остальном появление в Москве двух раритетных опер — несомненно, в активе Новой Оперы. Я уже привык к тому, что большинство необычных, редких оперных новинок в Москве появляются в КМТ имени Б.А.Покровского. Но на этот раз Новая Опера сделала серьезную заявку на место в сердце любителей музыки XX века.

Похожие темы

  • «Иродиада» Массне на Крещенском фестивале в Новой Опере

    Крещенский фестиваль в Новой Опере продолжается. Слоган его программы «диалоги и двойники» необычайно плодотворен. На следующий вечер после «Капулетти и Монтекки» прозвучали короткие оперы «Алеко» Рахманинова и «Цыганы» Леонкавалло, написанные…

  • Ангел среди демонов: премьера «Богемы» в Новой Опере (04.12.2015)

    За последние годы театр Новая Опера научился приятно удивлять — смелыми планами, точным выбором средств и, как следствие, — качеством результата. Театр застолбил в репертуаре несколько эксклюзивных для Москвы…

  • Победа бельканто в схватке Капулетти и Монтекки

    В день рождения своего основателя, Евгения Владимировича Колобова, Новая Опера в программе традиционного Крещенского фестиваля представила концертное исполнение оперы Беллини «Капулетти и Монтекки». Если из десятков опер, созданных Доницетти и Россини,…

Рубрика: Опера, Премьеры Игроки  Маддалена  Валерия Пфистер  Анджей Белецкий  Михаил Губский  Владимир Кудашев  Илья Кузьмин  Максим Остроухов  Дмитрий Пьянов  Ян Латам-Кениг  Геннадий Рождественский  Сергей Прокофьев  Дмитрий Шостакович  Новая Опера  Алексей Вэйро  Запись 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Чашка кофе с Борисом Лифановским в Гнесинке

  •  

    Виктория Яровая в Зеркальном фойе
    (Новая Опера 19.12.2014)

  •  

    Премьера «Манон» в МАМТ: любовь, винтаж и дежа-вю

  •  

    Трубадур
    (Новая Опера 07.06.2014)

  •  

    Премьера оперы «Фауст» в Новой Опере
    (15-16.09.2016)

  •  

    «Час Моцарта» в исполнении студентов АХИ
    (КЗ ММДМ 25.02.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов