Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Победа бельканто в схватке Капулетти и Монтекки

Автор: Федор Борисович (24 января 2016 18:33)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 19.01.2016

Место: Новая Опера

Состав:

Джульетта – Ирина Костина
Ромео – Агунда Кулаева
Тебальдо – Алексей Татаринцев
Лоренцо – Алексей Тихомиров
Капеллио – Михаил Первушин
Дирижер – Дмитрий Волосников

[Show slideshow]
Концертное исполнение оперы Беллини "Капулетти и Монтекки" в Новой Опере - финал (19 января 2016)
Алексей Татаринцев - Тебальдо
Юрий Прялкин - флейта
Агунда Кулаева - Ромео, Алексей Татаринцев - Тебальдо
Ирина Шевцова - виолончель, дирижер - Дмитрий Волосников
Ирина Костина - Джульетта
Агунда Кулаева - Ромео, Алексей Татаринцев - Тебальдо
Ирина Костина - Джульетта, Агунда Кулаева - Ромео
Дмитрий Волосников, Агунда Кулаева - Ромео, Алексей Татаринцев - Тебальдо, Алексей Тихомиров - Лоренцо
Михаил Первушин - Капеллио Капулетти, Ирина Костина - Джульетта, Дмитрий Волосников
Концертное исполнение оперы Беллини "Капулетти и Монтекки" в Новой Опере - программка (19 января 2016)

В день рождения своего основателя, Евгения Владимировича Колобова, Новая Опера в программе традиционного Крещенского фестиваля представила концертное исполнение оперы Беллини «Капулетти и Монтекки». Если из десятков опер, созданных Доницетти и Россини, на слуху и в репертуаре театров мира находится едва ли пятая часть, то из десяти завершенных опер Беллини большинство регулярно исполняется если не в виде спектаклей, то в концертном формате, вызывая неизменный интерес меломанов. Особенно благосклонна судьба к последним пяти произведениям композитора, и хронологически открывает эту пятерку написанная в 1830 году опера «Капулетти и Монтекки».

Увертюра. Бельканто для чайников.

С дистанции более полутора веков период, в который Европа находилась во власти опер бельканто, кажется совсем небольшим — всего-то пара десятилетий. Но имена композиторов того времени и количество созданных ими шедевров позволяют называть столь краткий исторический период эпохой. Ведь из нее естественным путем эволюционировал романтизм (что легко проследить по операм Верди) и вопреки которым создавали свои произведения Вагнер сотоварищи.

Стиль бельканто скептики любят склонять под девизом «если слышал одну оперу — значит, слышал их все». В те годы у публики был спрос на вполне определенную музыку, и композиторы, писавшие шедевры на заказ (а не в стол и не «в знак протеста против системы», как повелось в XX веке), должны были соответствовать моде. Это породило огромное количество опер, как из кубиков собранных по коммерчески проверенным шаблонам.

Даже начинающему слушателю достаточно ознакомиться с несколькими популярными операми 30−40 годов XIX века, чтобы обнаружить между ними не особо скрывающееся сходство. Прежде всего, в музыке с головокружительно сладкими, но сугубо гедонистическими мелодиями — иногда действительно, услышав их отдельно бывает трудно идентифицировать оперу, из которй взято это ласкающее слух «мур-мур-мур». В противовес относительной безликости белькантовой музыки сравните ее с тем же Верди, у которого мелодии, являясь музыкальной характеристикой, звучат как позывные соответствующих опер — например, светлый пафос и героическая сдержанность темы дружбы из «Дона Карлоса» или гобойное соло, немедленно переносящее слушателя в египетскую ночь «Аиды».

Сообразно термину bel canto (итал. — красивое пение), оперы писались для певцов, а символ стиля — развернутые двухчастные арии. Медленная часть с демонстрацией кантилены, за которой после короткой перебивки (часто — хоровой сценой) следует бодрая кабалетта — как правило, маршевым ритмическим рисунком выражающая готовность героя к решительному действию. Кабалетта обычно повторяется, и в повторе исполнителю позволительно, и даже желательно, отходить от нотного текста, чтобы продемонстрировать виртуозную технику (вставными украшениями — мелизмами) и диапазон (вставными нотами). У главных героев обычно по две такие арии, у вспомогательных — одна (и, как правило, попроще).

Основной повод для иронии над белькантовыми операми — доставшаяся в наследство от барокко условная драматургия. У Моцарта был Да Понте, умевший совмещать достаточную последовательность с развлекательностью. А в операх бельканто ход событий отличается, подчас, умиляющей и обескураживающей ходульностью. Но разве мы приходим в театры за скрупулезно дотошным отражением жизни? Скажите на милость: кому нужны премудрые сюжеты, когда играет волшебная музыка и волшебно звучат волшебные голоса? Ни-ко-му! В частности, поэтому белькантовые оперы в концертном исполнении неизменно популярны — ведь для меломанов без декораций и костюмов они практически не теряют своего очарования (а без некоторых декораций и костюмов — еще и приобретают!) Вот и на этот раз зал Новой Оперы был заполнен под завязку.

Капулетти и Монтекки в Новой Опере

В этом году концепция Крещенского фестиваля — разные оперы, написанные на один и тот же литературный сюжет. Исполнение «Капулетти и Монтекки» стало парой к спектаклю «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, в постановке Арно Бернара за год завоевавшему статус суперхита оперной Москвы. Обе оперы лишь в общих чертах соблюдают канву пьесы Шекспира, иногда бесцеремонно попирая ее, в необходимой для оперы степени упрощая сюжет и мелодраматизируя трагедию. Надеюсь, концепция фестиваля не предполагает сравнение произведений на полном серьезе. Иначе остается добавить к сравнениваемым опусам симфонию Берлиоза и балет Прокофьева — для полноты ощущения абсурда. Почти 40 лет в бурно развивающемся жанре XIX века — огромный срок. Поэтому при сходстве имен героев между операми Беллини и Гуно — безнадежно разверстая музыкальная пропасть, какая только может быть между типичными представителями итальянского бельканто и французского романтизма. Примерно то же касается и драматургии.

Вот, к примеру, роль тенора. Если в «Ромео и Джульетте» тенор — главный герой с огромной партией, то Тебальдо в «Капулетти и Монтекки» — персонаж значимый, но не главный, хотя и сохранивший амплуа лирического героя. По месту в драматургии оперы, вспомнив пресловутые белькантовые шаблоны, его можно приблизительно отождествить, скажем, с Лизой из Сомнамбулы — герой появляется после увертюры и открывающего хора, задавая арией тон действию. Другое дело, что выходная ария Тебальдо «E serbato» — тот еще орешек, да и впечатляющая ансамблевая нагрузка требует незаурядный голос. Алексей Татаринцев, регулярно поющий титаническую партию Ромео в опере Гуно, был совершенно убедителен и в качестве почти состоявшегося мужа Джульетты. Ярко раскрывающиеся на мощных форте верхние ноты, и рядом — лиричнейшие мецца воче и яркие эмоциональные краски в дуэте с Ромео «Ella e morta». К тому же фирменное обаяние Алексея Татаринцева делает свое дело — поневоле проникаешься сочувствем и, более того, — симпатией к не сказать чтобы положительному герою, ставшему игрушкой судьбы.

Дмитрий Волосников, Агунда Кулаева - Ромео, Алексей Татаринцев - Тебальдо, Алексей Тихомиров - Лоренцо (Новая Опера, 19 января 2016)

Агунда Кулаева мифологически редко поет колоратурный репертуар. Не претендуя на архивную точность, могу припомнить исполнение арии россиниевской Изабеллы в сборном концерте. А что касается партий — лишь единичный (?) случай появления певицы в «Золушке» Россини. Тем не менее, это было событие, наделавшее шума и до сих пор при воспоминаниях пробивающее очевидцев на восторженные междометия. Среди очевидцев, к сожалению, автора этих строк не было. Зато на сей раз посчастливилось услышать Агунду Кулаеву, узурпировавшую в брючной партии роль главного героя. Что могу сказать… По благородству тембра, количеству вокальных красок, четкости и амплитудности фиоритур, пожалуй, это лучшее колоратурное меццо, которое мне доводилось слышать в обозримом прошлом (пару лет, как минимум). Возможно, дело в том, что тембр певицы сам по себе вводит меня в транс. Но не только в этом, конечно. За каждой фразой сильное чувство, будь то страсть или отчаяние — важна искренность, с которой Агунда Кулаева создает свои роли. Конечно, если включить буквоедский режим, у самого совершенного исполнителя можно наковырять некоторое количество изъянов, в том числе не вкусовщины, а вполне объективных — так, в данном случае в арии «Deh tu, deh tu, bell’anima» высокотесситурная фраза «non puoi, bell’anima…» неожиданно ушла вниз. Но ведь главное отличие любителей оперы, идущих в театр за катарсисом, от желчных снобов, больше любящих себя в опере, чем оперу в себе — умение прощать исполнителям ошибки, а не топтаться по ним, пыхтя в религиозном исступлении. Особенно, когда речь идет о талантливых и любимых певицах.

К слову. В наше время вполне можно было ожидать назначения на роль Ромео контратенора — раз уж контратенора в других театрах не только поют барокко, но и теснят певиц из партий Ратмира и Нежаты. Отдельное спасибо Новой Опере за то, что в этом вопросе она была восхитительно несовременной.

Со дня премьеры «Ромео и Джульетты» Гуно в Новой Опере я мечтал услышать Ирину Костину в партии Джульетты. Каждый раз обстоятельства непреодолимой силы разводили меня со спектаклями, где Ирина пела эту знаковую партию. Мечта сбылась вот таким удивительным образом — я все-таки услышал Джульетту в исполнении Ирины Костиной. Но не романтическую героиню Гуно со знаменитым вальсом, а белькантовую Джульетту Беллини с каскадом сложнейших номеров. Как и всем, кто сколь-нибудь серьезно интересуется оперой, на живых выступлениях мне доводилось слышать в подобном репертуаре разных певиц. Обычно опыт провоцирует скепсис, но здесь ему нет места — Джульетта Ирины Костиной была торжеством бельканто. Техническая оснащенность певицы находится на крепком мировом уровне — виртуозная подвижность голоса с пунктуальным пропеванием мелких нот. Не выпадающие из стилистики аккуратно атакуемые и снимаемые мощные форте. Бесконечные легато с тающими тонкими филировками. Добавьте сюда эмоциональность, благодаря которой я услышал не кукольную белькантовую героиню (какие не редкость в концертных исполнениях), а живую Джульетту — решительную девушку с сильным характером. Даже при столь сильном составе Ирина Костина — для меня, безусловно, главное впечатление вечера.

Ирина Костина - Джульетта (Новая Опера, 19 января 2016)

Лоренцо хоть и лишен развернутого сольного номера, но много поет в ансамблях. С удовольствием послушал как прозвучал в этой партии бархатный и какой-то необыкновенно уютный бас Алексея Тихомирова — может, не совсем белькантовый, но достаточно аккуратный, обладающий индивидуальностью и хорошо передающий эмоции героя. Меньше восторгов вызвал отец Джульетты в исполнении Михаила Первушина — на мой слух, голос глубоковато поставлен и звучит подзадавленно, из-за чего в сравнении с другими исполнителями певцу не хватало звука.

Многоликий хор по законам жанра открывал оперу и по ходу действия исполнял небольшие связующие номера, показав слаженность в «громких» сценах и отличные пиано, когда требовалась поддержка героев — например, хор Монтекки, сопровождающий речитатив Ромео.

Да, бельканто — красивое пение. Но это и столь же красивая музыка, благодаря доступности мелодий льющаяся прямо в сердце и изобилующая инструментальными соло, как правило, меланхолично-распевного характера. Сольные выходы инструментов настолько многочисленны, что в программках если и упоминают задействованных солистов оркестра, то, как правило, не всех. Перечислю лишь несколько музыкальных впечатлений этого вечера: пленительно слезоточивое виолончельное соло в начале второго действия (Ирина Шевцова), соло на кларнете перед центральным дуэтом «Deserto e il luogo» исполнявшееся Борисом Соколом из зала (как мне показалось, из осветительной ложи над балконом), изящное и графичное, почти осязаемое звучание флейты Юрия Прялкина, игравшееся на сцене чарующе лиричное соло арфы Людмилы Янчишиной и сопровождающая Джульетту валторна Дмитрия Калинцева. За пультом стоял Дмитрий Волосников, подтвердивший репутацию оперного дирижера, умеющего оживлять партитуры, балансировать звучание оркестра и поддерживать контакт с певцами.

Концертное исполнение было костюмировано оригинальным образом — по сцене расставлены роскошные исторические костюмы, надетые на манекены, по необходимости подсвечиваемые софитами (режиссер Денис Петров-Жеребченко).

Важная особенность нынешнего Крещенского фестиваля в Новой Опере в том, что специально подготовленные концертные исполнения опер не одноразовы, а повторяются дважды с разными (или частично разными) составами. Уверен, все любители оперу уже оценили это нововведение, поскольку речь идет о редко исполняемых на московских площадках операх. В частности, «Капулетти и Монтекки» можно будет еще раз услышать 5 февраля. Поэтому я говорю героям Беллини: «До скорой встречи!»

Официальные фотографии театра с концертного исполнения «Капулетти и Монтекки» здесь.

Похожие темы

  • «Капулетти и Монтекки» — второй раз в ту же воду (Новая Опера 05.02.2016)

    Первое исполнение «Капулетти и Монтекки» в Новой Опере вдохновило на второй заход. Повтор концертных исполнений стал не только желанным нововведением Крещенского фестиваля, но и демонстрацией возможностей театра, способного укомплектовать технически и стилистически…

  • «Капулетти и Монтекки» – концертное исполнение (Новая Опера 19.01.2016)

    Надо же, как иногда судьба складывается: а ведь я мог послушать оперу Беллини «Капулетти и Монтекки» еще в 1989 году, когда к нам театр «Ла Скала» приезжал! Но тот год был для меня…

  • «Чужестранка» в концертном исполнении (КЗЧ 29.03.2014)

    Сегодня премьеры «забытых шедевров» не так уж редки. Стагнация в оперном сочинительстве, превращающая оперу в музейный жанр, провоцирует исполнителей на поиск неизвестных произведений известных авторов. Настороженность, с которой искушенные слушатели встречают…

  • «Жанна д'Арк» Верди в концертном исполнении (Новая Опера 21.01.2015)

    Помимо репортажа о концертном исполнения «Мазепы», я написал для OperaNews.Ru еще два материала о концертных исполнениях опер в программе Крещенского фестиваля в Новой Опере. Здесь речь…

Рубрика: Концерты, Опера Капулетти и Монтекки  Ирина Костина  Агунда Кулаева  Михаил Первушин  Алексей Татаринцев  Алексей Тихомиров  Дмитрий Волосников  Винченцо Беллини  Новая Опера 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Калека», который держит современный театр

  •  

    Борис Годунов
    (Большой театр 13.09.2015)

  •  

    Щелкунчик. Опера. Премьера.
    (Новая Опера 27.12.2014)

  •  

    Премьера «Аиды» в МАМТ

  •  

    «Тоска» в Дюссельдорфе
    (Deutsche Oper am Rhein 23.10.2014)

  •  

    Сомнамбула
    (Большой театр 13.04.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов