Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Иродиада» Массне на Крещенском фестивале в Новой Опере

Автор: Федор Борисович (27 января 2016 14:14)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 26.01.2016

Место: Новая Опера

Состав:

Иоанн – Михаил Губский
Ирод – Артем Гарнов
Иродиада – Татьяна Табачук
Саломея – Ирина Морева-Половинкина
Вителлий – Александр Попов
Фануэль – Станислав Черненков
Голос – Антон Бочкарёв
Первосвященник – Олег Шагоцкий
Дирижер – Валерий Крицков

Станислав Черненков - Фануэль, Артем Гарнов - Ирод, Михаил Губский - Иоанн, Ирина Морева-Половинкина - Саломея, Татьяна Табачук - Иродиада (Новая Опера, 26 января 2016)

Крещенский фестиваль в Новой Опере продолжается. Слоган его программы «диалоги и двойники» необычайно плодотворен. На следующий вечер после «Капулетти и Монтекки» прозвучали короткие оперы «Алеко» Рахманинова и «Цыганы» Леонкавалло, написанные на сюжет поэмы Пушкина. Причем, исполнение оперы Леонкавалло претендует на главное событие фестиваля, поскольку явило слушателям абсолютный (не только московский, но и мировой) раритет, весьма интересный в музыкальном отношении и красиво, с размахом поданный специально приглашенным в Новую Оперу главным дирижером МАМТ Феликсом Коробовым. Пришла очередь диалога опер о временах царя Ирода Антипы.

Здесь необходима оговорка. Концепт «диалоги и двойники» провоцирует на сравнение, но все-таки апеллирует к здравой условности. Его не следует воспринимать как приглашение к буквальному сопоставлению опер-«двойников» — в данном случае оперы Массне с находящейся в репертуаре театра «Саломеей» Р. Штрауса. В той же степени провокацией являются библейские имена героев этих опер. Ведь первоисточниками либретто послужили не книги Нового Завета, а написанные по их мотивам произведения двух вполне светских авторов — «Иродиада» Гюстава Флобера и «Саломея» Оскара Уайльда.

Итак, Новая Опера представила московской публике «Иродиаду» Массне в концертном исполнении. Каждый Крещенский фестиваль — повод для удивления: как певцы, оркестр и хор театра успевают разучить к фестивалю несколько грандиозных по масштабу и сложности произведений. И, что еще важнее, — повод отдать должное результату, который, как правило, достоин репутации одного из лучших оперных театров Москвы.

Концертные исполнения в Новой Опере никогда не проходят сухо-академично, на пустой сцене. Режиссеры театра создают сценографию — порой, весьма сложную, которую интересно наблюдать, изучать, а то и разгадывать. Вот и на этот раз костюмированная инсталляция «Капулетти и Монтекки» (режиссер Денис Петров-Жеребченко) передала эстафету избе-читальне, в которой оживают пушкинские «Цыганы», не без иронии организованной на сцене Алексеем Вэйро.

Для «Иродиады» Екатерина Одегова, недавно поставившая в театре «Саломею», создала монументальное и гармонирующее с сюжетом оперы решение в современном тренде живых декораций — на протяжении всего действия хор располагается на выстроенных в пирамиду станках. Многолюдие на сцене заряжает действие дополнительной энергией, особенно с учетом потрясающего исполнения хором Новой Оперы  (хормейстер Юлия Сенюкова) массовых сцен, на которые композитор не поскупился. Будь то открывающий оперу хор торговцев или обращенный к Виттелию народный хор в третьем действии — голоса звучат отчетливо и величественно, подобно регистрам органа, обрамляя и поддерживая действие.

Виттелий - Александр Попов, Иоанн - Михаил Губский, Саломея - Ирина Морева-Половинкина, Ирод - Артем Гарнов, Иродиада - Татьяна Табачук, Фануэль - Станислав Черненков (Новая Опера, 26 января 2016)

Несмотря на кровавый и кровосмесительный сюжет, «Иродиаду» на премьере в 1881 году ждал большой успех. Главная заслуга в этом, конечно же, музыки Жюля Массне. В отличие от по-немецки суховатого «Вертера» и мелодраматической лирики «Манон», «Иродиада» непостижимо сочетает французскую пышность с жестоким колоритом легендарных времен. Оркестр Новой Оперы, ведомый Валерием Крицковым, звучал убедительно и интересно. На мой вкус в лирических сценах оркестру не хватало пиано, но танцы из второго действия были прелестны! Скрипичное соло исполнил Андрей Балашов, соло виолончели — Ирина Шевцова. Как и в «Вертере», при оркестровке «Иродиады» Массне новаторски использовал саксофон, отличающийся от традиционных симфонических медных терпким звучанием, — на нем солировал Антон Скиба. Из тех, чьи имена назвать не могу (слушал из партера, музыкантов не видел совсем), отметилась туба — коротким, но запоминающимся и аккуратным соло эдакой интеллигентной иерихонской трубы.

Название может ввести в заблуждение — главной героиней оперы является не Иродиада, жена Ирода, а Саломея, которую спела Ирина Морева-Половинкина. Я давно слышал об этой певице, которую можно услышать, в основном, на мероприятиях Центра оперного пения. Первое живое знакомство состоялось в партии, способной украсить репертуар любого опытного сопрано, и певица оставила очень сильное впечатление. Голос — бескомпромиссно спинтовый, однородный, с глубоким нижним регистром и верхом, не теряющим округлости и плотности на форте. К слову, форте певица не злоупотребляет, хотя динамические возможности голоса заставляют цепенеть в восхищении. Пиано также на месте — качественно прозвученные по всему диапазону. Вокальный арсенал дополняет настоящий драматический темперамент, очень пригодившийся в душераздирающих перипетиях биографии Саломеи. Словом, уважаемые ценители вокала, если увидите имя Ирины Моревой-Половинкиной в афише — не упустите случай услышать этот голос.

Ирина Морева-Половинкина - Иродиада (Новая Опера, 26 января 2016)

В рассказах о прошлогоднем Крещенском фестивале я дважды писал о Михаиле Губском, оставившем тогда на долгую память два ярких исполнения ролей из разных музыкальных галактик — Андрея в «Мазепе» и Пастуха в «Короле Рогере». За год мне не так и не довелось услышать певца, хотя здесь, на «Голосе публики» можно почитать о его выступлениях. Партия Иоанна, сына Захарии, требует от тенора драматическую силу при достаточном количестве эпизодов, где нужна пластичность голоса на пиано. «Героическая» составляющая удалась Михаилу Губскому в полной мере, «лирическая» — с не особо критичным, но стабильным похрипыванием на пиано, к которым певец, как мне показалось, уходил с осторожностью. Голоса на затратных партиях могут быстро изнашиваться, но, по-моему, за прошедший год Михаил Губский, уже давно поющий драматический репертуар, лишь прибавил в технике и благозвучности при неизменной экспрессии, сопровождающей его героев.

Ирод — одна из ключевых партий оперы. На нее по замене вышел Артем Гарнов — имя, также связанное для меня с прошлогодним Крещенским фестивалем. До этого я слышал певца немного, и в небольших ролях, вроде Алидоро в «Золушке» Россини. Титульная партия в концертном «Короле Рогере» открыла для меня этого певца, и теперь отношусь к его имени в программке с энтузиазмом, недавно подкрепленным дивным Шонаром в «Богеме». Царь Ирод — еще одна убедительная, полная вокальных красок работа Артема Гарнова. Баритон, в репертуаре которого преимущественно драматические и низкотесситурные партии (Грязной, Эбн-Хакиа, Томский) свежо и мягко звучит в верхнем регистре, приходя в который голос не зажимается, а наоборот — будто раскрывается, являя приятный тембр, приобретая особую полетность и оставаясь при этом верным баритоновой природе.

Слабым звеном оказалась титульная роль. Татьяна Табачук, хотя и обладает завидным нижним регистром — никак не драматическое меццо. На форте голосу не хватает силы, и он не звучит, иногда опасно осекаясь. Поэтому наиболее эмоциональные эпизоды приходилось домысливать. Плюс (вернее, еще один минус) слышна ломка регистров — низ, середина и верх будто принадлежат разным певицам, едва знакомым друг с другом.

Зато интригующе прозвучал Станислав Черненков, обративший на себя внимание в роли Коллена на недавней премьере «Богемы». Ровный бас приятного тембра хорошо подошел советнику Фануэлю. Еще одна удача вечера — Виттелий, по-римски напористо спетый Александром Поповым.

«Иродиада» в Новой Опере – программка 26 января 2016

Оперная часть Крещенского фестиваля полностью предъявлена — прозвучали все концертные исполнения опер, специально подготовленные к фестивалю. В этом году каждая из них будет исполняться дважды, что дает возможность удобно спланировать посещение в Москве с ее насыщенной музыкальной жизнью. Или послушать оперу дважды — с разными составами исполнителей, что всегда интересно для увлеченных меломанов. Второй раз концертная «Иродиада» прозвучит в Новой Опере 4 февраля.

Официальные фотографии здесь.

Похожие темы

  • Победа бельканто в схватке Капулетти и Монтекки

    В день рождения своего основателя, Евгения Владимировича Колобова, Новая Опера в программе традиционного Крещенского фестиваля представила концертное исполнение оперы Беллини «Капулетти и Монтекки». Если из десятков опер, созданных Доницетти и Россини,…

  • «Капулетти и Монтекки» – концертное исполнение (Новая Опера 19.01.2016)

    Надо же, как иногда судьба складывается: а ведь я мог послушать оперу Беллини «Капулетти и Монтекки» еще в 1989 году, когда к нам театр «Ла Скала» приезжал! Но тот год был для меня…

  • «Капулетти и Монтекки» — второй раз в ту же воду (Новая Опера 05.02.2016)

    Первое исполнение «Капулетти и Монтекки» в Новой Опере вдохновило на второй заход. Повтор концертных исполнений стал не только желанным нововведением Крещенского фестиваля, но и демонстрацией возможностей театра, способного укомплектовать технически и стилистически…

  • «Король Рогер» на Крещенском фестивале (Новая Опера 24.01.2015)

    Заключительный материал о Крещенском фестивале 2015 в Новой Опере, написанный мной для OperaNews.Ru. Был задуман как вторая часть диптиха с рассказом о «Жанне д'Арк» Верди. «Комплект»…

  • «Мазепа» в Новой Опере (14.01.2015)

    Это действительно было большое событие. Особенно для меня, потому что у меня к этой опере с юности особое отношение, я ее открыл для себя в 1985 году, послушав запись на радио «Орфей»…

Рубрика: Концерты, Опера Иродиада  Ирина Морева-Половинкина  Артем Гарнов  Михаил Губский  Жюль Массне  Новая Опера  Екатерина Одегова 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Риголетто» – премьера в Большом театре
    (17.12.2014)

  •  

    Концерт Венеры Гимадиевой и Нажмиддина Мавлянова в Казани
    (07.03.2016)

  •  

    «Иродиада» Массне на Крещенском фестивале в Новой Опере

  •  

    Надежда Кучер, Стефано Секко и Василий Ладюк в «Травиате» на фестивале Opera Art

  •  

    Премьера оперы «Война и мир» в Мариинском театре

  •  

    Дон Карлос
    (КЗЧ 27.02.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов