«Капулетти и Монтекки» – концертное исполнение (Новая Опера 19.01.2016)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 19.01.2016

Место: Новая Опера

Состав:

  • Джульетта – Ирина Костина
  • Ромео – Агунда Кулаева
  • Тебальдо – Алексей Татаринцев
  • Лоренцо – Алексей Тихомиров
  • Капеллио – Михаил Первушин
  • Дирижер – Дмитрий Волосников
Ирина Костина - Джульетта, Дмитрий Волосников, Агунда Кулаева - Ромео, Алексей Татаринцев - Тебальдо, Алексей Тихомиров - Лоренцо

Больше фотографий

Надо же, как иногда судьба складывается: а ведь я мог послушать оперу Беллини «Капулетти и Монтекки» еще в 1989 году, когда к нам театр «Ла Скала» приезжал! Но тот год был для меня таким, что и вспоминать не хочется, и из-за всех потрясений на личном фронте я даже тогда чуть сессию не завалил и, главное, все ласкаловские гастрольные спектакли пропустил. Конечно, записи этой оперы я слушал, это понятно, помню, что Арагалем и Паваротти, но живое-то исполнение ничем не заменишь. Вот так и получилось, что 19 января 2016 года я услышал эту оперу «живьем» впервые. Если Вы заметили, перед исполнением редких опер специально как-то «готовиться» и слушать записи я не люблю, так как считаю, что это мешает свежести восприятия, отвлекает на бесполезные сравнения и настраивает на мелкие придирки и нудное ворчание. А я всегда в душе жду хорошего. И тут, как говорит Елецкий в «Пиковой даме», «моё предчувствие меня не обмануло».

Более того, певцы даже превзошли мои ожидания! Прежде всего это касается исполнительны партии Джульетты Ирины Костиной. Кажется, впервые я услышал Ирину еще на конкурсе Глинки, где она мне очень понравилась. А потом я слышал ее и в концертах, и в спектаклях «Новой оперы» — в частности, в партиях Розины (замечательный был вечер!) и Адины, в которой она дебютировала совсем недавно. Но то, что я услышал 19 января, было не просто талантливым исполнением трудной партии молодой певицей. Я бы сказал, что это была зрелая работа высокого качества, где достаточной плотности звук удивительным образом сочетался с и с мягким легато, и с необходимой подвижностью голоса. А как расцвёл тембр у Костиной на музыке Беллини! У меня дух захватывало, когда удачно сфилированная нота красиво зависала и медленно таяла в пространстве! Мне очень, очень понравилось! Певицу можно поздравить! Сразу захотелось услышать ее и в опере Гуно! Вот будет интересно!

Конечно, имена Агунды Кулаевой и Алексея Татаринцева уже давно стали для меня гарантией не только высокого качества вокала и полной самоотдачи, но и гарантией появления ярких образов на сцене, даже в концертном исполнении. Мне кажется, я до этого еще не слышал и не видел Агунду в «брючной» партии, а здесь она перевоплотилась в Ромео. Правда, я заметил, что в данной опере он, пожалуй, скорее не страстный и порывистый любовник, а, судя по музыке, скорее благородно-сдержанный юноша, обожествляющий свою возлюбленную. При этом он смел и готов на все. И, надо сказать, певица нашла в своем голосе, в частности в нижнем регистре «мужественные» обертона темного бархатного тембра. Звук был объемным и в то же время с очень мягкими переливами. И, честно говоря, я так заслушался этот чарующий голос, что просто голову потерял, поэтому подробностей, особенно в первом акте, воспроизвести не могу. Помню только изумительные дуэты и ансамбли. И как голос Ромео красиво сливался с голосами Джульетты и Тебальдо.

Тебальдо в опере Беллини — жених Джульетты и, так сказать, полноправный участник «любовного треугольника». Ну, конечно, петь ему все-таки меньше, чем двум главным героям, однако роль его в опере Беллини весьма важна, и партия для него написана сложная, причем выигрышной она становится только при блестящем исполнении. Не могу сказать, что я хорошо знаю, так сказать, специфику исполнения этой партии, но, думаю, что Алексей Татаринцев с ней справился прекрасно. Прежде всего хотел бы отметить, что верхний регистр певца становится все более ярким, уверенным и свободным. По-моему, верх звучит просто великолепно! В сочетании с хорошим легато, музыкальностью и осмысленностью фразировок это производит сильное впечатление. Единственное, ну никак не хочет восприниматься герой Татаринцева как отрицательный (хотя он и «третий лишний»). В его голосе столько теплоты и страсти!

Очень рад был услышать в партии Лоренцо (в данной опере он — лекарь) Алексея Тихомирова с его красивым мягким успокаивающим тембром. Я даже пожалел, что партия такая небольшая. Хороший был звук, единственно, вначале мне он показался «слишком русским» для Беллини, но затем, по-моему, он и выровнялся, и нужным образом «округлился».

А Михаил Первушин исполнил небольшую партию непримиримого Капеллио Капулетти. Я расслышал, что тембр у певца приятный, но все немного портит некоторая «задавленность», а точнее, заглубленность звука. Ну, думаю, что этот недостаток певец в скором времени преодолеет.

Не могу не отметить великолепный хор и оркестр Новой оперы под руководством Дмитрия Волосникова, так чудесно исполнивший беллиниевский шедевр. Это было здорово! Брави! Спасибо всем, мои дорогие!