Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Король Рогер» на Крещенском фестивале
(Новая Опера 24.01.2015)

Автор: Федор Борисович (26 января 2015 22:55)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 24.01.2015

Место: Новая Опера

Состав:

Король Рогер – Артем Гарнов
Роксана – Марина Нерабеева
Эдриси – Александр Скварко
Пастух – Михаил Губский
Архиерей – Виталий Ефанов
Диаконисса – Татьяна Табачук
Дирижер Ян Латам-Кёниг

«Король Рогер» в Новой Опере: Александр Скварко, Ян Латам-Кёниг, Марина Нерабеева, Артем Гарнов, Михаил Губский (24 января 2015)

Заключительный материал о Крещенском фестивале 2015 в Новой Опере, написанный мной для OperaNews.Ru. Был задуман как вторая часть диптиха с рассказом о «Жанне д'Арк» Верди. «Комплект» носит название «Единство противоположностей» — поскольку опера Верди обращена в эпоху бельканто, а «Король Рогер» — предвестник переосмысления музыкальных традиций. Впрочем, об этом — ниже.

Кароль Шимановский — композитор, чье творчество в полной мере может быть оценено лишь музыкантами и достаточно тонкой прослойкой искушенных слушателей, способных получать удовольствие от гармонически сложной музыки. Сам того не подозревая, Шимановский стоял у истоков музыкального переворота XX века, который вскоре, развившись в авангардное движение, прекратит поступательное развитие музыки, объявит накопленный багаж композиторских приемов безнадежно устаревшим и провозгласит самоцелью поиск новых средств выражения. Но сам Кароль Шимановский не был ниспровергателем устоев — преданный служитель музы, он лишь искал свой путь в музыкальной композиции.

На рубеже 1910 — 1920-х годов, когда опера «Король Рогер» уже находилась в процессе создания, Шимановский попал под влияние идей Стравинского, изменивших его композиторское мировоззрение и положивших начало работы с народной музыкой. Таким образом, опера, создававшаяся с 1918 по 1924 год, сочетает особенности смежных периодов творчества композитора. Для нее характерны как сложный гармонический язык, сложившийся у Шимановского в 1910-е годы под влиянием Бартока, Скрябина, Дебюсси, Рихарда Штрауса, так и первые опыты переработки «народных» мотивов — в данном случае Средиземноморья. События оперы не случайно происходят на Сицилии — для композитора это сакральное место в центре Средиземного моря, где встречаются разные культуры — византийская, восточная и греко-римская. Столкновение различных и, подчас, непримиримых культурных ценностей — пружина, приводящая в действие драматургию оперы.

В концертном варианте столь непростого произведения вся ответственность за успех исполнения ложится на дирижера. За пульт встал главный дирижер театра Новая Опера Ян Латам-Кёниг, в начале сезона представивший еще одну оперу XX века — «Поворот винта» Бриттена. Помимо повышенных требований к согласованности и динамической чуткости групп оркестра, необходимо правильно выстроить баланс с певцами — ведь удобные для пения «тихие» фрагменты, где композитор подобрал звучание инструментов, соседствуют с симфоническим вокально-инструментальным равноправием и беспощадными к голосам кульминациями. Здесь можно с удовольствием констатировать, что представление «Короля Рогера» отличало редкое вокальное благополучие.

Заглавная партия была ярко, мощно и драматически насыщенно исполнена Артемом Гарновым. Голосу Марины Нерабеевой в партии Роксаны иногда не хватало массы, но особая обертоновая пронзительность позволяла в большинстве случаев прорезать плотный оркестр, а уверенное владение филировкой придавало фразам необходимый лоск.

Михаил Губский произвел столь же сильное впечатление, как на предшествовавшем выступлении в «Мазепе» (партия Андрея). От исполнителя Пастыря (Пастуха) требуется пение на очень длинном дыхании со сложными тональными переходами по всему диапазону и полным арсеналом динамических оттенков — от едва различимых пианиссимо до огромных форте. Все это было в пении Михаила Губского и умножалось на осмысленность образа — каждое слово не пропевалось, а проживалась артистом. Всесторонний успех в сложнейшей партии.

Драматически внятный и тембрально контрастный Пастырю вокальный образ мудреца Эдриси представил Александр Скварко. В открывающем первое действие хоре уверенно и весомо солировал Виталий Ефанов (Архиерей), чуть напряженно, но добротно ассистировала Архиерею Диаконисса в исполнении Татьяны Табачук.

Хоровых номеров в опере достаточно, и хор Новой Оперы (хормейстер Юлия Сенюкова) на сложном материале показал свои лучшие качества — слитность звучания и хорошую дикцию. Выразительно и звонко прозвучал солист хора Владимир Федоткин. Приятное впечатление оставил хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия», ассистировавший «взрослому» хору в первом действии.

Оркестр — главная движущая и «ударная» сила оперы «Король Рогер» — на форте радовал монолитностью струнных и контролируемым звучанием меди, а на пиано — красивым звуком деревянных духовых и валторн. Трудность партитуры не ощущалась — игра оркестра под управлением Яна Латама-Кёнига давала возможность погрузиться в разгадку музыкальной символики трех культур, представленных в трех действиях оперы.

Фото автора

Опубликовано на OperaNews.Ru

Похожие темы

  • «Жанна д'Арк» Верди в концертном исполнении (Новая Опера 21.01.2015)

    Помимо репортажа о концертном исполнения «Мазепы», я написал для OperaNews.Ru еще два материала о концертных исполнениях опер в программе Крещенского фестиваля в Новой Опере. Здесь речь…

  • «Мазепа» с Борисом Стаценко (Новая Опера, 14.01.2015)

    На Крещенском фестивале в Новой Опере прозвучало концертное исполнение оперы Чайковского «Мазепа» с Борисом Стаценко в титульной партии. Рассказ о событии, содержащий размышления о музыкально-драматургических противоречиях произведения, был…

  • Путеводитель по оркестру и его задворкам (Новая Опера 24.01.2015)

    Уверен, такого нашествия слушателей не ожидал никто. Администрация была вынуждена задраить на ключ двери — с соответствующим извинительным объявлением для опоздавших. Но самые настойчивые все равно прорвались через…

Рубрика: Концерты, Опера Король Рогер  Марина Нерабеева  Артем Гарнов  Михаил Губский  Александр Скварко  Ян Латам-Кениг  Кароль Шимановский  Новая Опера  Публикации 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Волшебная флейта» – объединение кланов
    (Новая Опера 05.06.2015)

  •  

    Богема
    (Большой театр 04.11.2014)

  •  

    «Свадьба Фигаро» в Минске

  •  

    Утро после премьеры «Школы жен» в Новой Опере

  •  

    Николай Ерохин, Лариса Андреева, Наталья Мурадымова и оркестр МАМТ
    (БЗК 28.01.2015)

  •  

    XXV конкурс имени Глинки – гала-концерт
    (БЗК 18.12.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов