Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Мазепа» с Борисом Стаценко
(Новая Опера, 14.01.2015)

Автор: Федор Борисович (19 января 2015 14:08)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 14.01.2015

Место: Новая Опера

Состав:

Мазепа – Борис Стаценко
Кочубей – Сергей Артамонов
Любовь – Маргарита Некрасова
Мария – Елизавета Соина
Андрей – Михаил Губский
Орлик – Дмитрий Орлов
Искра – Дмитрий Пьянов
Пьяный казак – Максим Остроухов
Дирижер – Евгений Самойлов

«Мазепа» с Борисом Стаценко – концертное исполнение в Новой Опере, 14 января 2015

На Крещенском фестивале в Новой Опере прозвучало концертное исполнение оперы Чайковского «Мазепа» с Борисом Стаценко в титульной партии. Рассказ о событии, содержащий размышления о музыкально-драматургических противоречиях произведения, был написан мной для OperaNews.Ru.

Крещенский фестиваль в Новой Опере всякий раз поражает не только масштабностью выбираемых произведений, но и сроками, за которые оркестр, хор и солисты, не оставляя репетиции и представления репертуарных спектаклей, должны разучить оперы, не исполняющиеся в театре. Так и в этот раз — за открывшими фестиваль «Страстями по Матфею» Баха последовала эпическая во всех смыслах опера Чайковского.

«Мазепа», как и предшествовавшая в творчестве композитора «Орлеанская дева», представляет романтическую драму личных отношений, переплетенную с масштабными историческими событиями. В драматургии использованы сходные приемы — объемные симфонические картины, рисующие действие, и напряженные дуэты, раскрывающие характеры героев в большей степени, чем сольные арии. Есть и явные созвучия — сравните выражающие смятение чувств главной героини фрагменты: «Какой-то властью непонятной» выходной арии Марии и «Ах, зачем за меч воинственный» Иоанны. С другой стороны хронологии, «Мазепу» можно рассматривать, как творческую лабораторию, из которой некоторые приемы были использованы позднее, в любимом детище Петра Ильича — опере «Чародейка», где отношения между героями, перенесенные на значительно более условный фон, предельно обострены композитором.

В сравнении с более популярными операми Чайковского «Мазепа» может вызвать чувство «мелодического голода». В самом деле, ариям, дуэтам и ансамблям присущи неоднократные повторения одних и тех же музыкальных фраз, передаваемых друг другу исполнителями. Примером может служить вторая картина, в которой маршевый куплет Кочубея «Но козни гетмана пора предупредить» подхватывается хором, а следующая тема «В руках московских палачей» не только передается Любови, но и распевается хором на голоса. Подобные упрощения придают сценам грубоватую суровость и, по контрасту, выявляют достоинства мелодий, которых в этой опере все-таки предостаточно.

Одно из достоинств «Мазепы» — поэтический текст Пушкина, перенесенный из поэмы «Полтава» во взятое за основу либретто Виктора Буренина. Завораживающе образные строфы Пушкина местами перераспределены между героями (например, фрагмент монолога Мазепы передан Кочубею) и тщательно вписаны в эмоциональную музыку, создавая кумулятивный эффект, роднящий «Мазепу» с другим произведением, где использовался неизменённый текст Пушкина — оперой «Евгений Онегин».

В концертном исполнении, о котором пойдет речь, пожалуй, сложнее всего пришлось оркестру. Опера, без купюр длящаяся более трех часов чистого времени, включает несколько масштабных симфонических полотен, из которых самое известное — «Полтавский бой» перед третьим действием. В условиях объективной нехватки времени на подготовку трудно было ожидать детальную проработку оркестром всей музыки оперы. Тем не менее, результат получился впечатляющим.

Красивыми динамическими нюансами были отмечены симфонические фрагменты. В целом сбалансированно прозвучала кульминационная сцена казни, наиболее сложная для удержания равновесия между составными частями — солистами, большим хором и оркестром. Все-таки идеала достичь не удалось: местами чувствовалась пресность из-за однообразия динамики — чрезмерно громкое и усредненное звучание выдавало нехватку репетиционного времени на тщательную проработку партитуры. Кроме того, маэстро Евгений Самойлов, обычно предпочитающий умеренные темпы, в этот раз вел оркестр настолько неторопливо, что приходилось опасаться, как бы в естественных паузах между аккордами кто-нибудь не зааплодировал. В этом смысле больше всего пострадал дуэт Мазепы и Кочубея, где разрывы музыкальной ткани были наиболее болезненны и приводили к провисанию драматургии. В первых двух действиях несколько громче, чем хотелось бы, звучала туба — но в сцене Полтавского боя она была «на месте», и с трубами, расположенными в боковой ложе, бравурно выразила ликование победителей.

Отдельные недостатки оркестрового звучания вполне компенсировались сольным мастерством музыкантов. Особо хочется отметить гобой Тараса Золотько, красивым звуком обративший на себя внимание уже в короткой, но запоминающейся народной напевностью мелодии в увертюре, и флейту Юрия Прялкина, окрылявшей музыкальное действие изяществом и точностью звучания.

Одна из особенностей оперы — отрицательный персонаж, являющийся центральной фигурой драматургически и вокально. Партия Мазепы превосходит по затратности большинство партий для драматического баритона — в этом одна из главных причин, по которым сценичная опера сейчас не популярна даже в российских театрах. Для титульной партии требуется экстраординарный певец, и вряд ли это концертное исполнение состоялось, если бы не сотрудничество Новой Оперы с Борисом Стаценко, каждое появление которого на сцене театра становится событием.

Борис Стаценко - Мазепа (Новая Опера, 14 января 2015) Фото: Даниил Кочетков

Партия мятежного гетмана в полной мере востребовала все качества голоса Стаценко. Исключительно широкий диапазон позволяет певцу не только эффектно петь форте наверху, но и без завалов, уверенно доносить нижние ноты даже сквозь плотный оркестр, составляющий значительную часть героико-романтической фактуры оперы. Широта динамической нюансировки столь же головокружительна: сокрушительные властные интонации, гремящие в дуэте с Кочубеем, могут буквально на несколько слов филироваться в пиано и вновь взлетать над оркестром — в узнаваемой эмоциональной манере певца.

Опера «Мазепа» известна значительным противоречием между необходимым для драматургического развития образом жестокого властителя и лирическими музыкальными красками, щедро используемыми Чайковским, когда речь заходит о чувствах гетмана к Марии. Мазепа — одна из ролей, для которых неприемлемо лобовое исполнение. Две ипостаси героя, — «злодейскую» и лирическую, — необходимо согласовать. Иначе в ключевой арии «Тиха украинская ночь» образ рассыплется от соседства с исторически вставным, но выигрышным, а потому неотъемлемым ариозо «О, Мария!» Да и дуэт с Кочубеем будет выглядеть странно, когда полный романтических чувств старик вдруг набрасывается с угрозами на старого боевого друга. По этой причине Мазепа и в концертном исполнении требует конструирования образа.

Для выступлений Бориса Стаценко — как сценических, так и концертных, — характерна именно подобная глубокая проработка ролей. Даже в концертном исполнении его героев нельзя назвать «партией» — это всегда роль — продуманный, цельный образ, от которого строится исполнение и расставляются акценты. В данном случае артист, умеющий вызвать симпатию к Риголетто и обаятельно представить злодея Скарпиа, пошел по весьма радикальному пути, лишив Мазепу той привлекательности, которую дарят человеку непосредственные проявления сокровенных чувств. Четкий акцент в образе сделан на властолюбие и жестокость.

В ариозо «Мгновенно сердце молодое горит и гаснет» за мастерски наведенной слащавостью угадывается самолюбование и равнодушие к предмету мимолетной темной страсти пресыщенного развлечениями гетмана. Отказ Кочубея, много лет знающего Мазепу, становится эмоционально обоснованным. Ария-признание «О, Мария!» в контексте образа поется так, как если бы гетман услышал приближение Марии — «невольным» признанием он готовит ее к превращению в своего союзника против отца, Кочубея. При таком решении дальнейшая сцена и дуэт с Марией гармонично продолжают задуманную Мазепой интригу. Исход поединка с Андреем предрешен — Мазепа остается в живых, чтобы принять финал, будто предсказанный проклятьем Кочубея:

Ты не истлеешь средь пожара,
Ты не издохнешь от удара
Казацкой сабли. Нет, злодей!

Борис Стаценко - Мазепа, Михаил Губский - Андрей (Новая Опера, 14 января 2015) Фото: Даниил Кочетков

В результате все развитие образа Мазепы — лишение чести, власти и любви Марии — не вызывает сочувствия, напротив, обостряя восприятие переживаний жертв гетмана. Лирические фрагменты партии, казалось, выбивавшиеся из выраженно отрицательного образа, становятся контрапунктом, подчеркивающим безжалостность. Конечно, абсолютной цельности Мазепа Чайковского и в этом случае все равно не получает, но это тот случай, когда в синтетическом жанре на помощь приходит мастерство исполнителя — и артистический талант Бориса Стаценко убеждает, что в роли нет места романтическому злодейству. Для зарвавшегося властителя, возжелавшего под «знаменем вольности кровавой» предать свой край иноземным королям, есть лишь один исход — безоговорочный крах, который хуже смерти.

«Зеркальную» Мазепе партию праведно положительного Кочубея спел Сергей Артамонов. Интересно, что в силу особенностей голосов исполнителей баритон Мазепа звучал ближе к тому, что называют «русский бас» — с объемными обертонистыми нижними нотами, а Кочубей был по-белькантовому интеллигентен. Некоторая сдержанность и бесцветность Кочубея в дуэте с Мазепой исчезла во второй картине. Ария «Так вот награда за донос», сцена с Орликом и казнь показали умение Сергея Артамонова исполнять драматические партии с полной отдачей.

Андрей Михаила Губского был удивительно мягок в дуэтах с Марией и, в то же время, неистов в желании отмстить Мазепе. Лирические и драматические возможности голоса объединились в сцене с речитативом и арией («В бою кровавом, пылая местью»). Певец, единственный из состава, имел в активе готовую партию, и доставил удовольствие продуманным исполнением. Яркий голос, беспрепятственно летевший сквозь оркестр, богатство интонаций, выразительность фразировки и отличная дикция оставили самое приятное впечатление от выступления Михаила Губского.

Михаил Губский - Андрей  (Новая Опера, 14 января 2015) Фото: Даниил Кочетков

Неоднозначное впечатление оставила Елизавета Соина, певшая Марию. В первом действии голос звучал неровно, с напряженными верхними нотами и неважной дикцией. В третьем действии в сцене сумасшествия и в колыбельной была слышна усталость. Лучше всего певице удался дуэт с Мазепой во втором действии — именно там она зазвучала насыщенно и ярко. Скорее всего, этой молодой певице, поющей в театре Татьяну и Графиню («Свадьба Фигаро»), затратная партия Марии пока просто не по голосу — слишком крепка и адресована все же зрелым сопрано с выраженным драматическим потенциалом.

Маргарита Некрасова - Любовь, Елизавета Соина - Мария (Новая Опера, 14 января 2015) Фото: Даниил Кочетков

Любовь в исполнении Маргариты Некрасовой, скорее, разочаровала. Негромкое, неразборчивое за оркестром пение с точечными форте и ошибками интонирования — совсем не то, чего ждут от певицы, способной создавать незабываемые драматические образы.

Орлик Дмитрия Орлова был вокально убедителен, но совершенно неинтересен драматически, и по общему впечатлению выглядел слугой не только Мазепе, но и своей жертве, Кочубею. Преимущественно ансамблевую характерную партию Искры достойно спел Дмитрий Пьянов. Удалой выход Максима Остроухова с вклинивающимися в сцену казни куплетами Пьяного казака «Молодушка молода…» — из серии маленьких шедевров, когда, казалось бы, незначительная роль вызывает оживление в зале и запоминается.

Максим Остроухов - Пьяный казак (Новая Опера, 14 января 2015) Фото: Даниил Кочетков

Хоровые номера, особенно в сцене казни — с пространственным решением голосов, оставили традиционное для хора Новой Оперы впечатление спетости и сбалансированности. Пожалуй, выпал лишь открывающий оперу хор подруг Марии, прозвучавший с заметной нестройностью.

Напоследок — о режиссерских решениях. Ведь концертные исполнения в Новой Опере никогда не проходят в стиле «просто вышли и спели». На таких мероприятиях оттачивают постановочные навыки режиссеры театра. В данном случае Сергей Морозов представил сложное, многоуровневое и многоплановое, решение, вполне сравнимое по выразительности с модными постановками, в которых главным рабочим элементом сценографии является собственно сцена.

Фрагменты сцены-трансформера оригинально используются для создания зловещей атмосферы казни, для появления героев «из-под земли». Интересно световое решение казни — отвернувшиеся Кочубей и Искра в гаснущем свете растворяются на фоне задника. Режиссер поддерживает концепцию «абсолютного злодейства Мазепы» — на заявление гетмана о своем согласии Мария в ужасе отшатывается — Мазепа явно рассчитал, что находящаяся под «властью непонятной» дочь Кочубея не посмеет опровергать его заявление. В финальной сцене использован театральный прием разделения пространства — раненый Андрей находится на сцене, но выключен из действия до срока.

Практически все представленные режиссером находки помогают слушать оперу и усиливают впечатление от услышанного. Наверное, лишним можно назвать навязчивое мельтешение геометрических фигур на проекционном заднике — смысл такой анимации не считывается, а вот фоновое мелькание действительно отвлекает от происходящего на сцене.

Концертное исполнение оперы «Мазепа» (Новая Опера, 14 января 2015) Фото: Даниил Кочетков

Материал опубликован на сайте OperaNews.Ru

Фото: Федор Борисович и Даниил Кочетков

Похожие темы

  • «Мазепа» в Новой Опере (14.01.2015)

    Это действительно было большое событие. Особенно для меня, потому что у меня к этой опере с юности особое отношение, я ее открыл для себя в 1985 году, послушав запись на радио «Орфей»…

  • Чародейка (Большой театр 09.10.2014)

    Казалось, Анну Нечаеву я не слышал целую вечность. Уже умом сообразил — ведь Аида же была всего несколько месяцев назад! Но потом понял, что по Чародейке я скучал отдельной статьей. У Анны Аида —…

  • «Орлеанская дева» – премьера в Большом театре

    Для тех, кому не хочется читать более 10 килобукв моей нетленки о премьере «Орлеанской девы», — впечатление по основным пунктам в 10 строчках. Лучшие исполнители — Игорь Головатенко (Лионель) и Олег…

Рубрика: Концерты, Опера Мазепа  Маргарита Некрасова  Елизавета Соина  Сергей Артамонов  Михаил Губский  Максим Остроухов  Борис Стаценко  Тарас Золотько  Юрий Прялкин  Евгений Самойлов  Петр Чайковский  Новая Опера  Сергей Морозов  Публикации 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Тангейзер
    (МАМТ 21.11.2014)

  •  

    Балалайка Страдивари в Доме композиторов

  •  

    Катарсис без повода — концерт солистов оркестра Большого театра в Гнесинке

  •  

    «Легкое дыхание» в КМТ им. Б.А. Покровского

  •  

    «Аида» в МАМТ: ассоциации и эмоции

  •  

    Еще несколько слов о «Богеме»
    (МАМТ 15.10.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов