«Жанна д'Арк» Верди в концертном исполнении

Автор: Федор Борисович

Дата: 21.01.2015

Место: Новая Опера

Состав:

  • Жанна – Эльвира Хохлова
  • Карл VII – Сергей Поляков
  • Жак – Илья Кузьмин
  • Тальбот – Михаил Первушин
  • Делил – Дмитрий Бобров
  • Дирижер – Михаэль Гюттлер
«Жанна д’Арк» Дж. Верди, концертное исполнение.Дмитрий Бобров, Илья Кузьмин, дирижер Михаэль Гюттлер, Эльвира Хохлова, Сергей Поляков, Михаил Первушин. 21.01.2015. Фото — Даниил Кочетков

Помимо репортажа о «Мазепе», я написал для OperaNews.Ru еще два материала о концертных исполнениях опер в программе Крещенского фестиваля в Новой Опере. Здесь речь пойдет о редко исполняемой опере Верди — «Жанна д’Арк».

Вердиевскую «Жанну д’Арк» нельзя назвать безусловным раритетом и «забытым шедевром», но относительная редкость исполнения на сценах мира невольно заставляет искать причины. Одна из наиболее вероятных — неоднородность и, по большей части, безликость музыки, а также невнятность драматургии. Тем не менее, эта опера представляет интерес не только для коллекционеров музыкальных редкостей. В этот период Верди придерживался опробованных и отточенных канонов белькантовых опер. Но даже в рамках уже существующих правил проявлялись достоинства, впоследствии увековечившие его произведения: уникальный мелодический дар, мастерское выписывание музыкальной драмы (при, подчас, весьма условной и несвязной сюжетной канве), подчеркнутый гуманизм и неистребимое свободомыслие. Все это можно обнаружить и в ранних операх композитора, с которыми в концертных исполнениях последовательно знакомит московских слушателей Новая Опера. Два года назад театр обращался к заслуженно претендующей на раритетность опере «Ломбардцы в первом крестовом походе» теперь пришел черед «Жанны д’Арк», чья сценическая жизнь также может быть охарактеризована как вялотекущая.

Для воплощения проекта был приглашен дирижер Михаэль Гюттлер, известный сотрудничеством со знаменитыми оперными домами Европы. Результат работы маэстро — цельное и стильное прочтение Верди с отточенной динамикой: в эмоциональных сценах оркестр звучал с великолепной мощью, чутко меняя баланс для акцентов на сольные партии. Увертюра, нередко исполняющаяся как концертный номер, — настоящий бенефис деревянных духовых: захватывающее развитие темы главной героини происходило между тремя солистами: флейтой (Юрий Прялкин), гобоем (Тарас Золотько) и кларнетом (Борис Сокол). Еще одна изюминка партитуры — дуэт тревожной виолончели (Ирина Шевцова) и рожка (Денис Голубев), вторящего вокальной линии романса Карла в последнем действии. Среди музыкальных находок выделяются французский марш, воодушевляющий Жанну, и экспрессивное соло трубы за сценой, в котором, к сожалению, красиво получились не все ноты.

Главным вокальным впечатлением стала Эльвира Хохлова, исполнившая партию Жанны с хрустальной чистотой звука и богатой палитрой интонаций, выгодно оттененной внешней сдержанностью. Стилистический диапазон певицы в спектаклях театра удивителен: почти характерная россиниевская Клоринда, взрывная веристская Недда. Но, в силу близкого родства «Жанны д’Арк» с бельканто, Жанна заставляла вспомнить ее Марию Стюарт и, конечно, Норму — одну из сложнейших сопрановых партий, давно и успешно исполняемую певицей. Ровность регистров, уверенное звуковедение, четкость мелких нот и непринужденное владение изысканными приемами изменения динамики — все это способствовало тому, что концертное исполнение «Жанны д’Арк» стало музыкальным событием.

Вторым героем вечера стал Илья Кузьмин с партией Жака — отца Жанны. Этот образ у Верди не обладает цельностью — слишком гротескны и фанатичная кровожадность, и внезапное раскаяние. Тем не менее, в музыкально-драматическом и мелодическом планах эта роль — настоящий подарок для опытного артиста. Жак в интерпретации Ильи Кузьмина обрел убедительность и, за счет умелой игры певца оттенками голоса, прозвучал интересно.

Сергей Поляков условно справился с теноровой партией Карла VII. Из недостатков исполнения можно отметить общую задавленность звукоизвлечения, небрежность звуковедения, сильный (и конфликтующий со стилем произведения) характерный призвук. Кроме того, тенор пел значительно громче партнеров, разрушая мелодическую ткань ансамблей. Напротив, несколько утонули в оркестре исполнители вспомогательных ролей военачальников враждующих армий — Михаил Первушин (Тальбот) и Дмитрий Бобров (Делил).

По-настоящему исторического размаха военные сцены достигали за счет мощного и слаженного пения хора. Красивым хоровым номером стали контрастные мелодии демонов и ангелов в прологе.

Фото: Даниил Кочетков.

Вторая часть диптиха — рассказ о концертном исполнении оперы Кароля Шимановского «Король Рогер».

Опубликовано на OperaNews.Ru