Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Мелкий бес»: популярный символизм, или Непростая опера для всех

Автор: Федор Борисович (28 июня 2015 12:40)  |
 комментария 3  

Подробная информация о событии

Дата: 20-21.06.2015

Место: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

Состав:

20 июня 2015
Ардальон Передонов – Андрей Цветков-Толбин
Варвара – Александра Мартынова
Павлушка – Алексей Сулимов
Николай Рутилов – Алексей Смирнов
Антоша Рутилов – Далер Назаров
Саша Пыльников – Вадим Волков
Людмила – Татьяна Конинская
Дарья – Елена Андреева
Валерия – Ульяна Разумная
Коковкина – Ирина Кокоринова
Марья Осиповна – Ирина Курманова
Директор гимназии – Роман Бобров
Его Превосходительство – Сергей Байков
Доктор – Кирилл Филин
21 июня 2015
Ардальон Передонов – Роман Шевчук
Варвара – Ирина Алексеенко
Павлушка – Алексей Сулимов
Николай Рутилов – Анатолий Захаров
Антоша Рутилов – Вадим Волков
Саша Пыльников – Далер Назаров
Людмила – Олеся Старухина
Дарья – Марианна Асвойнова
Валерия – Виктория Преображенская
Коковкина – Ирина Кокоринова
Марья Осиповна Преполовенская – Татьяна Ветрова
Директор гимназии – Алексей Морозов
Его Превосходительство – Алексей Мочалов
Доктор – Алексей Прокопьев
Дирижер – Владимир Агронский

[Show slideshow]
Александр Журбин на встрече со зрителями (КМТ им. Б.А. Покровского, 14 июня 2015)
Свадьба - сцена из спектакля «Мелкий бес» (КМТ 21.06.2015)
Калигула и наложница. Людмила - Олеся Старухина, Саша Пыльников - Далер Назаров, Дарья - Марианна Асвойнова, Валерия - Виктория Преображенская (КМТ 21.06.2015)
Как бы Чехов. Коковкина - Ирина Кокоринова, Сестры Рутиловы - Олеся Старухина, Марианна Асвойнова, Виктория Преображенская, Ардальон Передонов - Роман Шевчук (КМТ, 21.06.2015)
Павлушка - Алексей Сулимов (КМТ, 21.06.2015)
Передонов - Роман Шевчук, Саша - Далер Назаров (КМТ, 21.06.2015)
Куклы в сцене размышлений о парном отравлении (КМТ, 21.06.2015)
Маскарад. Передонов - Андрей Цветков-Толбин. На заднем плане: Его Превосходительство - Сергей Байков, Коковкина - Ирина Кокоринова, Дарья - Елена Андреева (КМТ, 20.06.2015)
Маскарад - сцена из спектакля «Мелкий бес». Передонов - Роман Шевчук (КМТ 21.06.2015)
Передонов - Андрей Цветков-Толбин (КМТ, 20.06.2015)
Убийство Павлушки. Варвара - Ирина Алексеенко,  Его Превосходительство - Алексей Мочалов, Передонов - Роман Шевчук, Павлушка - Алексей Сулимов (КМТ 21.06.2015)
Финал. Передонов - Андрей Цветков-Толбин, Павлушка - Алексей Сулимов. На заднем плане: Его Превосходительство - Сергей Байков, Валерия - Ульяна Разумная (КМТ, 20.06.2015)
Владимир Агронский, Людмила - Олеся Старухина (КМТ 21.06.2015)
Премьера оперы Александра Журбина «Мелкий бес» в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского, 20 июня 2015
Премьера оперы Александра Журбина «Мелкий бес» в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского, 21 июня 2015

Демографический кризис в опере давно стал общим местом, а полноценное сценическое воплощение новорожденной оперы — резонансным событием, на которое гурманы собираются, как на стерлядь. В опровержении слухов о музейности оперного жанра бесспорным законодателем выступает Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского, регулярно представляющий мировые премьеры опер, написанных нашими современниками. Сезон 2014−2015 театр завершил премьерой оперы Александра Журбина «Мелкий бес».

Понимаю, что начинать рассказ об опере с литературного первоисточника — моветон, но в данном случае роман Федора Сологуба — все-таки лучшая отправная точка для повествования. В перестроечные 80-е «читать Сологуба» было модно и даже престижно. Образы, рифмующиеся со школьной классикой, но приправленные экзотическими специями символизма Серебряного века, будоражили воображение. Послевкусие романа — ощущение сумерек сознания и неизбывности пороков — диалектически сочеталось тогда с чувством, что худшее позади, и вот теперь-то все будет на «хорошо» и «отлично»!.. С тех наивно-восторженных лет прошла четверть века. Будущее незаметно превратилось в настоящее — и вовсе не такое, каким мнилось в ту пору тотальной экзальтации. Вдобавок, как-то очень естественно, из достоинств опального романа испарилась притягательность запретных плодов, доступных избранным интеллектуалам. Что это значит? Как минимум, что трудно представить более удачный момент для переосмысления образов «Мелкого беса», сверив часы в трех хронологических контекстах — времени написания, времени «эпохи перемен» и современности.

Пора отметить, что в либретто для оперы превращался не сам роман Сологуба, а пьеса Валерия Семеновского под названием «Тварь», от которой опера унаследовала подзаголовок «фантазии на тему романа». Таким образом, сложная задача театрализации художественного произведения уже была решена. Сравнение романа, пьесы и либретто оперы — вопрос столь же интересный, сколь объемный и не входящий в планы автора этих строк. С пьесой желающие могут ознакомиться здесь, за книгой пожалуйте в магазины, за спектаклем — в театр. Для тех, кто продолжает читать: при значительном сходстве либретто и пьесы есть ряд принципиально разнящихся акцентов (в качестве примера можно привести измененный финал).

Либретто густо нашпиговано литературными аллюзиями — от Чехова и Некрасова до «Тошноты» Сартра, и от трудов Маркиза де Сада до «Жизни с идиотом» Виктора Ерофеева. Слушателю оперы уготован сюрреалистический мир, в котором сценические и литературные герои пересекаются друг с другом мистическим образом… или правильнее будет сказать — символическим?

Александр Журбин на встрече со зрителями (КМТ им. Б.А. Покровского, 14 июня 2015) Фото: Федор Борисович

Авторство Александра Журбина вызвало живейший интерес по двум причинам. Во-первых, композитор с дебютной рок-оперы «Орфей и Эвридика» и до недавно представленной «Альберт и Жизель» прочно ассоциируется у большинства слушателей с романтическими сюжетами, а «Мелкий бес» — один из достойнейших примеров антиромантики. Во-вторых, новость о постановке одноименной оперы у некоторых вызвала сомнения — сможет ли достойно раскрыть проклятую российскую тему композитор, живущий, кажется, в непрерывном путешествии между Европой и Америкой — являющийся, фактически, гражданином мира. Но в обоих случаях обстоятельства, похоже, сработали «от противного» и не препятствовали, а работали на успех предприятия.

Опера «Мелкий бес» вряд ли может быть названа сладкозвучной, а романтические темы использованы в ней исключительно под едким сатирическим соусом. Музыка отличается колючестью — в ней много отрывистых нот и ксилофонных трелей, наводящих музыкальный саспенс. Значительную часть партитуры составляют распевные речитативы, в которых атрибуты действия (настроение, отношения, подтексты) передаются лейтмотивами и инструментовкой. Музыка выражает и провинциальность обитателей городка, и бездонную тьму души Передонова, и повадки Мелкого беса — не появляющегося на сцене во плоти, но вполне уютно устроившегося в музыке. Отдушина для любителей номерной структуры — небольшие арии на любой вкус — от нравоучения Передонова о пользе доносов до обреченной на успех китчевой песни Павлушки.

Сцена из спектакля. Павлушка - Алексей Сулимов (КМТ, 21 июня 2015) Фото: Федор Борисович

Среди ансамблей выделяется секстет, разбитый на три дуэта, в котором переплетены голоса трех пар, поющих каждая о своем понимании момента. Но с наибольшей вероятностью выходя из театра вы будете на все лады распевать лейтмотив российского административного восторга — «Как в гимназии дела?»

Полистилистика оперы предъявила высокие требования к музыкантам, и первым слагаемым успеха премьеры по праву можно назвать работу дирижера-постановщика Владимира Агронского и оркестра театра.

Сам композитор на встрече со зрителями назвал оперу постмодернистской — из-за постоянных отсылок к другим произведениям. В самом деле, обилию литературных цитат в либретто соответствует большое количество цитат музыкальных. Так, лейтмотивом разброда и безысходности стал «Чижик-пыжик», повторяемый с разной степенью явности. Припасены гостинцы и для любителей более изысканных ассоциаций. Например, в сцене явления графини Волчанской вполне прозрачно звучит тема свершившегося рока из сцены судилища в «Аиде».

Что до вскрытия проблем российского бытия творцами, значительную часть времени проводящими за границей — это можно назвать одной из традиций, восходящих к русской классической литературе. Злободневные литературные произведения часто писались именно так. Достаточно вспомнить цитату из письма Гоголя: «о России я могу писать только в Риме. Только там она предстоит мне вся, во всей своей громаде». То же относится и ко многим операм — написанным за границей и составляющим гордость российского культурного наследия. Не исключено, что именно возможность взглянуть со стороны позволила Александру Журбину хирургически точно описать языком музыки характеры героев, их взаимоотношения и, главное, — выстроить мир, в котором происходит действие.

Серию точных попаданий, характеризующую эту премьеру, продолжает постановка. Художник Степан Зограбян поместил спектакль в «белую коробку» с выдвижными ящиками и дверцами на разных уровнях. События происходят под огромной мухой — то ли намеком на соответствующую поговорку, то ли символом провинциальной заплесневелости, то ли аллюзии на экзистенциальные умозаключения Сартра в соответствующей пьесе. Среди реквизита в качестве альтер-эго героев выступают набивные куклы, что позволяет расставлять акценты в мизансценах, — «важный — не важный», «живой — статист», — расширяя инструментарий режиссера.

Куклы в сцене размышлений о двойном отравлении (КМТ, 21 июня 2015) Фото: Федор Борисович

Во всех смыслах яркое выразительное средство — световые решения Евгения Ганзбурга, активно использующие игру теней на заднике. Свет изящно решает самые разные задачи — от щекотливой сцены осмотра врачом гимназиста Саши до исполинской тени «последнего русского пиита» над оцепеневшим собранием героев.

Сцена из спектакля (КМТ, 21 июня 2015) Фото: Федор Борисович

В качестве режиссера-постановщика приглашен Георгий Исаакян, художественный руководитель Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Действие организовано непрерывным каскадом сцен с выверенной до секунды и до сантиметра сменой реквизита. В спектакле много контрастных пластических решений — вычурные позы замершей массовки, фантасмагорическая кадриль. Мизансцены подчас остроумно пародируют театральные штампы.

Как бы по Чехову. Коковкина - Ирина Кокоринова, Сестры Рутиловы - Олеся Старухина, Марианна Асвойнова, Виктория Преображенская, Ардальон Передонов - Роман Шевчук (КМТ, 21 июня 2015) Фото: Федор Борисович

Наверное, самая яркая из счастливых звезд, сопровождавших оперу «Мелкий бес» — данная режиссеру возможность бескомпромиссно воплощать сложные роли. Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского хранит традиции своего основателя — здесь артисты владеют специфическими актерскими навыками в гораздо большей степени, чем (в среднем) в оперных театрах и способны синтезировать вокальную партию со сложным рисунком роли и заковыристыми режиссерскими задачами.

Я побывал на двух спектаклях (20 и 21 июня), и на сравнении двух составов, как обычно, хорошо читались две составляющие образов: общая — режиссерская — и индивидуальная — привнесенная артистом. Казалось бы, стержень всей истории должен подвергаться вариативности в наименьшей степени, но в эти два дня наиболее различным получился именно главный герой — Ардальон Передонов.

20 июня эту роль… вот даже несправедливо, как принято у оперных, сказать «пел». Потому что Андрей Цветков-Толбин показал настолько мастерскую игру с достоверным перевоплощением, богатой мимикой и намертво цепляющей внимание пластикой, что в получившемся герое невозможно признать главенство ни одной из трех ипостасей — музыкальной, вокальной или актерской. Все театральные стихии собрались в мощный заряд, обеспечивший триумфальный успех роли и, во многом, всему спектаклю.

Сцена маскарада. Передонов - Андрей Цветков-Толбин (КМТ, 20 июня 2015) Фото: Федор Борисович

21 июня Передонова пел Роман Шевчук — роль получилась очень удачной, но уже в другом плане, и секрет успеха — крупная фактура артиста, точно схваченные штрихи мимики, по-хозяйски вальяжные жесты и отчетливая безуминка в интонациях финальной сцены. В результате премьера подарила целых два образа Передонова — для себя я их назвал «трагический» и «фактурный» — приятный во всех отношениях сюрприз.

Передонов - Роман Шевчук (КМТ, 21 июня 2015) Фото: Федор Борисович

На высоком общем уровне подачи ролей артистами выделю Алексея Мочалова, особым отрешенно-начальственным басом спевшего Его Превосходительство, Романа Боброва, у которого ханжество Директора гимназии доходило до абсурда, а безумие в сцене с демонстрацией доносов «всех на всех» — пугающе обыденным. Ирина Курманова — неотразимая эмансипе Марья Осиповна, вооруженная манящим голосом. Далер Назаров — контратенор, со звонкими мальчишескими нотками в двух спектаклях певший роли Саши Пыльникова и эпизод — школьного приятеля, который врать умеет, а сочинять — нет.

Калигула и наложница. Людмила - Олеся Старухина, Саша Пыльников - Далер Назаров, Дарья - Марианна Асвойнова, Валерия - Виктория Преображенская (КМТ 21.06.2015) Фото: Федор Борисович

Неподражаемы были обе Варвары — Александра Мартынова и Ирина Алексеенко, успешно соединившие провинциальную простоту с отчаянными мелкопоместными матримониальными амбициями. Безусловная удача обоих спектаклей — Алексей Сулимов в роли Павлушки.

*   *   *

«…люди любят, чтобы их любили. Им нравится, чтоб изображались возвышенные и благородные стороны души. Даже и в злодеях им хочется видеть проблески блага, „искру божию“, как выражались в старину. Потому им не верится, когда перед ними стоит изображение верное, точное, мрачное, злое. Хочется сказать: „Это он о себе“. Нет, мои милые современники, это о вас…»

(Федор Сологуб, из предисловия ко второму изданию романа «Мелкий бес»)

Примечательно, что взятые по отдельности либретто, музыка и постановка могли бы наполучать тумаков от зрителей разной степени искушенности. Либретто — за доходящую до цинизма грубость и общую чернушность, музыка — за пренебрежение ласкающими слух мелодиями в пользу речитативов, постановка — ну, скажем, за отсутствие богатых декораций. Но слившись воедино составляющие оперы идеально подошли друг к другу, образовав самодостаточную цельную картину — как камни в мозаике. Получилась квинтэссенция театрального зрелища — многослойный спектакль, в котором каждое сословие публики найдет что-то свое.

Мир, в котором ответ на строгий вопрос начальника не имеет никакого значения, а три сестры вовсе не хотят в Москву, кому-то покажется прикольным, кому-то — страшным. Но никому не даст выйти из зала с праздной миной человека, который поразвлекся — да и забыл. Ведь спектакль подобен взгляду в зеркало — взгляду пристальному и безжалостному.

Фотографии автора.

Похожие темы

  • Холстомер (КМТ имени Б.А. Покровского 04.01.2015)

    Одному диссиденту, лирическому герою Довлатова, принадлежит ушедшая в народ фраза: «после коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов». Так и я при всем пиетете к примату композиторского замысла в опере не люблю огульное…

  • Экскурсия в Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

    В назначенное время на крыльце театра нас встретила администратор Дарья Великанова. Немного подождав опаздывающих, она передала нас заведующей лит. частью Наталье. Освежив наши знания об истории здания и образовании…

  • «Легкое дыхание» в КМТ им. Б.А. Покровского

    Поскольку оба спектакля тяготеют больше к драматическому театру, чем к опере, то  мой отзыв — впечатления простого зрителя. «Легкое дыхание» — непередаваемо трогательный спектакль Наталии Анастасьевой-Лайнер,…

Рубрика: Опера, Премьеры Мелкий бес  Андрей Цветков-Толбин  Роман Шевчук  Владимир Агронский  Александр Журбин  КМТ  Евгений Ганзбург  Степан Зограбян  Георгий Исаакян  Запись 

Комментарии

  1. Temosh Natalya

    28 июня 2015 at 22:42

    Прекрасно, увлекательно и завлекающе написано. Плюс яркие фотографии.
    Обязательно надо сходить!!!

    Ответить
    • Fedor Borisovich

      29 июня 2015 at 11:59

      Спасибо! Я и сам в августе собираюсь - театр открывает сезон «Мелким бесом»

      Ответить
  2. Теймураз

    1 июля 2015 at 10:52

    Верно сказано про 80-е. Аж ностальгия пробрала)) Книга немного другое впечатление оставила, спектакль более нервный что ли получился. Я смотрел 20 июня и про главного героя подписываюсь, певец играл Передонова так что оторваться от сцены было невозможно. Остальные тоже понравились. Про Коковкину ни слова не сказано, а из голосов мне она понравилась больше всех, красивое меццо-сопрано.

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Анита Рачвелишвили
    (КЗЧ 23.12.2014)

  •  

    Не творение, но тварь

  •  

    «Медея» Керубини – московская премьера
    (МАМТ 14-15.05.2015)

  •  

    «К волку в пасть 2»: скрипка, маримба, контрабас
    (МАМТ 03.03.2015)

  •  

    Концертное исполнение «Андре Шенье» в Новой Опере

  •  

    Богема
    (МАМТ 21.12.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов