Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Недоросль»: вертикали и горизонтали власти для любого школьного возраста

Автор: Федор Борисович (6 августа 2015 13:11)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 28.07.2015

Место: Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва

Состав:

Екатерина II – Людмила Кафтайкина
Правдин – Олег Зимин
Простакова – Ирина Химина
Простаков – Владимир Куркин
Митрофан – Вадим Поповичев
Еремеевна – Наталья Замниборщ
Скотинин – Сергей Рязанов
Софья – Наталья Реброва
Стародум – Станислав Якубовский
Милон – Константин Скрипалёв
Кутейкин – Зинаида Громоздина
Цыфиркин – Юрий Красов
Вральман – Григорий Захарьев
Дирижер – Владимир Янковский

[Show slideshow]
Автор либретто - Лев Яковлев, художник по костюмам - Елена Бочкова, режиссер Геннадий Чихачёв, дирижер-постановщик - Владимир Янковский, художник - Татьяна Мирова (28 июля 2015) Фото: Федор Борисович
Екатерина - Людмила Кафтайкина, Правдин - Олег Зимин (фото: Алексей Андропов)
Простакова - Ирина Химина, Митрофан - Вадим Поповичев, Простаков - Владимир Куркин (фото: Алексей Андропов)
Скотинин (Сергей Рязанов) в любимом окружении (фото: Алексей Андропов)
Сцена сватовства Митрофанушки  (фото: Алексей Андропов)
Софья - Наталья Реброва, Милон - Константин Скрипалёв (фото: Алексей Андропов)
Софья - Наталья Реброва, Стародум - Станислав Якубовский (фото: Алексей Андропов)
Скотинин - Сергей Рязанов. Ария с хором (фото: Алексей Андропов)
Геннадий Чихачёв, Наталья Реброва - Софья, Константин Скрипалёв - Милон (28 июля 2015) Фото: Федор Борисович
Оркестровый поклон. Дирижер - Владимир Янковский (28 июля 2015) Фото: Федор Борисович
Премьера мюзикла "Недоросль" в Московском театре под управлением Геннадия Чихачёва (28 июля 2015) Фото: Федор Борисович
Премьерная программка

В конце июля, когда один театральный сезон уже почти закончился, а другой еще не думал начинаться, в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачёва состоялась премьера мюзикла Александра Журбина «Недоросль».

Композитор уже говорил о том, что видит в русской классике едва пригубленный источник сюжетов произведений для музыкального театра. «Недоросль» — второе тому подтверждение в этом сезоне после представленной Камерным музыкальным театром имени Б. А. Покровского оперы Александра Журбина «Мелкий бес». За исключением главного сходства — огромного интроспективного потенциала, о котором чуть позже, эти два произведения композитора находятся на разных полюсах восприятия. Пожалуй, в той же мере, в которой пьеса Фонвизина из школьной программы отстоит от опального романа символиста Сологуба.

После колючей, отстраненно-холодной сквозной музыкальной драматургии «Мелкого беса» с обильными цитатами различных источников, «Недоросль» воспринимается как безмятежная пастораль. Номерная структура с разнообразно инструментованными ясными мелодиями пронизана лейтмотивами, а действие развивается преимущественно речитативами и танцевальными номерами. Режиссер-постановщик Геннадий Чихачёв определил жанр спектакля как «оперетта-водевиль» — и, наверное, точнее не скажешь. Александр Журбин — не только признанный мастер «малых форм» музыкального театра, с легкостью переложивший сюжет на язык музыки, но и композитор, знающий секрет приготовления заразительных мелодий — темы из «Недоросля» легко запоминаются и звучат в памяти еще не один день.

Другая составляющая спектакля — крепкое либретто Льва Яковлева, виртуозно соединившего строки Фонвизина с жанровыми опереточными репликами и стихотворными текстами для куплетов, арий и ансамблей. Получилось складно, стильно и смешно.

Знакомый со школы сюжет первоисточника претерпел изменения и переплетен с историей пьесы Фонвизина. Одним из действующих лиц становится Екатерина Вторая, к которой с ходатайством о постановке новой комедии приходит Правдин. Так над слоем событий в имении Простаковых появляется история о столичной власти. История, не только проводящая интересную параллель провинциальному самодурству, но и тесно сопряженная с сюжетом пьесы драматургически. Связующим героем двух сюжетов становится народ — подпевающий Простаковой и устраивающий порку Тришке, а в сцене выезда Екатерины подобострастно принимающий царскую милостыню. Но и Екатерина, способная отменить власть Простаковой, не может безапелляционно запретить дерзкую пьесу — ее пугает перспектива популярности комедии у студентов и появление студенческих постановок после запрета. Хрестоматийная идея Фонвизина о главенствующей роли просвещенного дворянства обобщается — самодурству противостоит просвещение. В результате к вертикали власти добавляется горизонталь, и актуальность «Недоросля» приобретает вполне современную остроту.

Впрочем, Геннадий Чихачёв не стал дожимать весь заключенный в классическом сюжете потенциал злободневности. Он ориентировал спектакль преимущественно на аудиторию школьного возраста, поставив действие ярко, динамично, с обилием хореографических номеров, без заумных загадок и модного сейчас заигрывания с «основным инстинктом». В результате постановка в декорациях Татьяны Мировой и костюмах Елены Бочковой вызывает ассоциации с вечными фильмами Александра Роу.

Особенности размещения декораций продиктованы непривычным угловым расположением зрительских мест. Специфика сценографии спектаклей Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва в том, что сценой служит помещение фойе, а зрительный зал уже не первое десятилетие ожидает ремонта и используется лишь в качестве хранилища декораций. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем ситуация изменится к лучшему — ведь Москва живет не только стадионами.

Театр Чихачёва — коллектив поющих актеров. В отличие от больших сцен, где мюзиклы и оперетты исполняются со ставкой на микрофонную подзвучку, здесь голоса звучат вживую. В маленьком театре нельзя укрыться за помпезными декорациями, за мельтешением массовки. И артисты играют азартно, с полной самоотдачей.

В премьерном спектакле 28 июля ярче всего выступил клан Простаковых. Ирина Химина сыграла Простакову со здоровой долей гротеска, став безусловным лидером спектакля. Вкусно и с видимым наслаждением играл Простакова Владимир Куркин. Ударный хит — арию Скотинина — и разбитной образ простаковского братца блестяще преподнес Сергей Рязанов — обладатель взрывного темперамента и яркого голоса — пожалуй, именно его пение в премьерном составе было наиболее совершенно. Вадим Поповичев, исполнитель титульной роли Митрофанушки, запомнился зычным голосом и детальной проработкой характера провинциального нахала. Оба положительных героя — Правдин Олега Зимина и Стародум Станислава Якубовского отличались приятными, глубокими голосами, а у Екатерины — Людмилы Кафтайкиной, знакомой по работам в театре Новая Опера, — уместно звучали резкие драматические ноты. Григорий Захарьев не только спел, но и по-балетному грациозно станцевал роль немца Вральмана. В целом все артисты были на высоте — просто кому-то достались более игровые, более характерные роли, а кому-то — менее.

Еще одно отличие Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва от больших музыкальных театров — примат слова. Артисты владеют сценической речью на уровне актеров драматического театра, а дирижер-постановщик Владимир Янковский дополнительно балансирует звучание оркестра — чтобы даже в самом громком эпизоде до слушателя дошло каждое слово, произнесенное на сцене.

*     *     *

Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А, между тем, нет ничего в ней карикатурного — всё взято живьем с природы

Н. В. Гоголь

Сюжет «Недоросля» предоставляет достаточную свободу для подачи в различных жанрах. Например, со всеми совпадениями и счастливыми случайностями фабула вполне вписывается в современные каноны мыльных опер. Театр Геннадия Чихачёва преподнес «Недоросль» Александра Журбина, скорее, как сказку, в которой есть место нежным чувствам Милона и Софьи, козням неугомонных Простаковых и доброму волшебству Стародума. Сохранив черно-белую контрастность образов пьесы Фонвизина, спектакль преподносит историю не столь прямолинейно. Финальная сцена с Екатериной и проходящая через спектакль главная музыкальная тема, звучащая одновременно лирично и тревожно, прозрачно намекают на условность хэппи энда. Точка в конце спектакля — это запятая, взывающая к рефлексии. Не просто дружно посмеяться над посрамленными Простаковыми, но, оторвав взгляд от сцены, осмотреться вокруг, заглянуть внутрь себя. Чтобы, разглядев пороки, с энтузиазмом безнадежных романтиков вступить с ними в бой — и сделать мир лучше.

Похожие темы

  • «Мелкий бес»: популярный символизм, или Непростая опера для всех

    Демографический кризис в опере давно стал общим местом, а полноценное сценическое воплощение новорожденной оперы — резонансным событием, на которое гурманы собираются, как на стерлядь. В опровержении слухов о музейности оперного жанра бесспорным…

Рубрика: Мюзикл, Премьеры Недоросль  Александр Журбин  Театр под руководством Геннадия Чихачёва  Геннадий Чихачёв  Лев Яковлев 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Травиата
    (Большой театр 08.04.2015)

  •  

    «Свадьба Фигаро» – премьера
    (Большой театр 30.04.2015)

  •  

    «Зеркало» Андрея Тихомирова

  •  

    Что делать? На распутье музыкальной композиции

  •  

    Еще несколько слов о «Богеме»
    (МАМТ 15.10.2015)

  •  

    «Иоланта» для Роберта, Водемона и оркестра
    (БЗК 04.10.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов