Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Концерт симфонической музыки Александра Журбина: мост через полвека
(СЗ ММДМ 22.10.2015)

Автор: Федор Борисович (23 октября 2015 10:37)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 22.10.2015

Место: Светлановский зал ММДМ

Состав:

Андрей Баранов – скрипка
Лев Журбин – альт
Борис Андрианов – виолончель
Петр Айду – фортепиано
Оркестр ГАСК России
Дирижер – Филипп Чижевский

[Show slideshow]
Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский зачитывает приветствия от Владимира Путина и Дмитрия Медведева (СЗММДМ, 22 октября 2015)
Звучит Симфония №1 Александра Журбина (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Филипп Чижевский (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Лев Журбин исполняет концерт Александра Журбина для альта с оркестром (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Лев Журбин принимает поздравления после исполнения концерта Александра Журбина для альта с оркестром
Лев Журбин дирижирует миниатюрой «Гармошка» (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Александр Журбин рассказывает о своей Симфонии №5 (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Симфония №5 Александра Журбина - начало (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Андрей Баранов, Лев Журбин, Борис Андрианов (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Борис Андрианов (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Андрей Баранов, Лев Журбин (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Александр Журбин на концерте-открытии фестиваля «Всё к лучшему!» (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)
Александр Журбин (Светлановский зал ММДМ, 22 октября 2015)

Круглые даты — не более, чем условность, спасательный круг, придуманный людьми в стремлении структурировать время. При этом юбилеи дарят прекрасный повод для подведения итогов в форме ретроспектив и антологий. Музыкальное открытие фестиваля «Всё к лучшему!», приуроченного к 70-летию Александра Журбина, в этом смысле было символичным: друг за другом прозвучали произведения, написанные с интервалом почти полвека. Причем, помимо заявленной в программке мировой премьеры новой Симфонии № 5 была и вторая премьера — Симфония № 1 — дипломная работа композитора, до сих пор целиком не исполнявшаяся.

Весь вечер на сцене играл оркестр Государственной академической симфонической капеллы России — коллектив, регулярно выступающий в Москве и пользующийся заслуженной любовью меломанов. За пульт встал молодой дирижер Филипп Чижевский.

Обычным слушателям, вроде меня, на премьерах симфонических произведений могут быть полезны своего рода «либретто» — в меру подробные концептуальные подсказки «что имел в виду композитор?» Присутствие автора на исполнении и его желание приоткрыть замысел произведения — в этом смысле идеальный случай. Александр Журбин рассказал, что Симфония № 1 написана под влиянием стихотворения Пушкина «Телега жизни» (по объективной причине не столь популярное, как «Буря мглою») и выражает в музыке жизненный цикл человека. Струнные, медные, деревянные и ударные инструменты — олицетворение четырех стихий, звучащих в идущем по нарастающей хорале, открывающем симфонию — это зарождение жизни. Необычные диалоги между инструментами — молодость, когда человек не боится самых смелых экспериментов. Монологи третьей части — зрелость и размышления о жизни. Четвертая часть симфонии — вновь хорал, но уже по нисходящей и возвышенно затихающий в финале.

Второй номер — концерт для альта с оркестром, написанный Александром Журбиным в 1971 году. Солировал сын композитора Лев Журбин — известный нью-йоркский музыкант, на счету которого не один десяток записей и сотрудничество со многими знаковыми фигурами современной культуры — Йо-Йо Ма, Кронос-квартетом, режиссером Фрэнсисом Копполой и другими. Традиционный трехчастный концерт, — Allegro — Adagio — Allegro brilliante, — прозвучал светло, искрометно и был с большим энтузиазмом принят публикой, оценившей виртуозность музыканта. Лев Журбин — не только альтист, но и композитор. На бис он продирижировал вальс-миниатюрой «Гармошка», которую посвятил своей бабушке — Аде Александровне Журбиной.

Затем был антракт, в ходе которого на сцене шли приготовления к исполнению Симфонии № 5 — именно ее мировая премьера стала главным событием концерта. Еще совсем недавно, в июле, на встрече со зрителями премьеры оперы «Мелкий бес» Александр Журбин упоминал, что работает над завершением симфонии. Таким образом, слушатели фактически присутствовали при появлении на свет только что написанного произведения.

В конце антракта, когда по законам жанра уже должен был появиться оркестр, неожиданно прозвучало распоряжение: «а теперь все уходят со сцены!» На опустевшую сцену вышел Александр Журбин с рассказом о симфонии, носящей сразу два названия, одно из которых — итальянское Sinfonia bizzarra (странная симфония). Произведение действительно весьма необычно по форме. Оно состоит из пятнадцати (!) коротких частей и написано сразу для четырех солистов — скрипки (Андрей Баранов), альта (Лев Журбин), виолончели (Борис Андрианов) и фортепиано (Петр Айду).

После рассказа композитора зал затих, оставшись наедине с пустой сценой. И тут из боковой двери зала победно зазвучала труба. На сцену выходили музыканты, постепенно вплетая все больше нитей в музыкальную ткань. Последним появился дирижер, и в музыке органично прозвучал знакомый звук настройки оркестра. Автор предупредил о наличии в симфонии большого количества самых неожиданных цитат — и на мой слух их там было достаточно. От «Очей черных» до Прокофьева и явно авангардистских штучек — россыпь ассоциаций, подобно рыбкам в коралловом рифе, неуловимо ускользающих при попытке достоверного опознания. Из музыкальных фраз кристаллизовались вальсы, джазовые и латиноамериканские ритмы.

Концепцию произведения автор обрисовал как созвучную своей Первой симфонии некую историю жизни. Это вполне могла быть история музыки XX века. Но могла быть и история мира — история романтики и войн, дважды прозвучавших сиреной. Но ведь не зря автор упомянул второе название, данное им симфонии: «Play, memory» (память, играй), добавив, что это аллюзия на «Speak, memory» (память, говори) — автобиографическую книгу Владимира Набокова. Александр Журбин — не только композитор, не боящийся быть понятным, но и тонкий мистификатор, умеющий изящно не договорить в рассказе о своей музыке, оставив простор для разгула фантазии слушателей. Поэтому каждый из слушателей в итоге унес с концерта свою Пятую симфонию Журбина.

На бис прозвучала увертюра к фильму «Московская сага», которой продирижировал сам юбиляр. Концерт окончен — фестиваль продолжается!

Похожие темы

  • «Мелкий бес»: популярный символизм, или Непростая опера для всех

    Демографический кризис в опере давно стал общим местом, а полноценное сценическое воплощение новорожденной оперы — резонансным событием, на которое гурманы собираются, как на стерлядь. В опровержении слухов о музейности оперного жанра бесспорным…

  • «Недоросль»: вертикали и горизонтали власти для любого школьного возраста

    В конце июля, когда один театральный сезон уже почти закончился, а другой еще не думал начинаться, в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачёва состоялась премьера мюзикла Александра Журбина…

Рубрика: Концерты Петр Айду  Борис Андрианов  Андрей Баранов  Лев Журбин  ГАСК  Филипп Чижевский  Александр Журбин  ММДМ  Видео 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Десять теноров Новой Оперы: «Любимым женщинам посвящается...»
    (БЗК 03.03.2015)

  •  

    Концерт Романа Улыбина к 100-летию Г.В. Свиридова
    (МАМТ 15.11.2015)

  •  

    Севильский цирюльник
    (Новая Опера 26.06.2014)

  •  

    Борис Годунов
    (Новая Опера 28.05.2014)

  •  

    Премьера оперы «Евгений Онегин» в Михайловском театре

  •  

    Николай Ерохин, Лариса Андреева, Наталья Мурадымова и оркестр МАМТ
    (БЗК 28.01.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов