XXV конкурс имени Глинки – гала-концерт

Автор: Федор Борисович

Дата: 18.12.2014

Место: Московская консерватория, Большой зал

Состав:

  • Василиса Бержанская – сопрано
  • Дмитрий Григорьев – бас
  • Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн – бас
  • Валентин Дытюк – тенор
  • Антон Зараев – бас-баритон
  • Екатерина Корякина – меццо-сопрано
  • Наталья Кучина – сопрано
  • Хурэлбаатар Оюунцэцэг – бас
  • Венера Протасова – сопрано
  • Дамир Садуахасов – тенор
  • Александр Суханов – баритон
  • Анастасия Фёдорова – сопрано
  • Бадрал Чулуунбаатар – баритон
  • Юлия Яшкулова – сопрано
  • Дирижер – Феликс Коробов
  • Оркестр МАМТ
XXV конкурс имени Глинки – гала-концерт

Рассказывая о певцах, стараюсь, по возможности, избегать любой формы соревно­вательности. Вот и на III тур Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки, проходивший в БЗК в форме гала-концерта, пришел не столько чтобы узнать победителей, а, в основном, послушать голоса. Да и какое может быть состязание, если я поддерживаю певцов по принципу «кто поет — за того болею». Не без личных предпочтений, конечно.

Вот и сегодня расскажу о тех, кто особенно понравился, не вдаваясь в подробности и напрочь воздержавшись от какой-либо критики — молодые голоса пусть разбирают педагоги, ответственные за кастинг сотрудники театров и, конечно, возглавляемое Владиславом Пьявко жюри — к слову, наполовину состоящее из теноров. Правда, все равно получится подобие рейтинга, поскольку повествование начну все-таки с самых сильных впечатлений. Но сначала — программа.

Программа концерта III тура

Бержанская Василиса
Римский-Корсаков — Сцена таяния Снегурочки («Снегурочка»)
Гуно — Сцена и ария Джульетты («Ромео и Джульетта»)

Григорьев Дмитрий
Глинка — Ария Руслана («Руслан и Людмила»)
Верди — Ария Филиппа II («Дон Карлос»)

Доржцэдэн Бат-Эрдэнэ (Монголия)
Бородин — Ария Кончака («Князь Игорь»)
Россини — Ария Дона Базилио («Севильский цирюльник»)

Дытюк Валентин (Украина)
Пуччини — Ария Каварадосси («Тоска», 1 действие)
Бородин — Каватина Владимира Игоревича («Князь Игорь»)

Зараев Антон
Леонкавалло — Пролог («Паяцы»)
Рахманинов — Каватина Алеко («Алеко»)

Корякина Екатерина
Чайковский — Ария Иоанны («Орлеанская дева»)
Верди — Канцона Эболи («Дон Карлос»)

Кучина Наталья
Каталани — Ария Валли («Валли»)
Чайковский — Сцена письма Татьяны («Евгений Онегин»)

Оюунцэцэг Хурэлбаатар (Монголия)
Глинка — Ария Сусанина («Жизнь за царя»)
Россини — Ария Дона Базилио («Севильский цирюльник»)

Протасова Венера
Глинка — Каватина Людмилы («Руслан и Людмила»)
Гуно — Вальс Джульетты («Ромео и Джульетта»)

Садуахасов Дамир (Казахстан)
Чайковский — Ария Ленского («Евгений Онегин»)
Пуччини — Ария Рудольфа («Богема»)

Суханов Александр
Чайковский — Ария Онегина («Евгений Онегин»)
Леонкавалло — Пролог («Паяцы»)

Фёдорова Анастасия
Понкьелли — Ария Джоконды («Джоконда»)
Хренников — Ария Натальи («В бурю»)

Чулуунбаатар Бадрал (Монголия)
Рахманинов — Каватина Алеко («Алеко»)
Верди — Ария Риголетто («Риголетто», 2 действие)

Яшкулова Юлия
Хренников — Ария Натальи («В бурю»)
Вагнер — Выход Елизаветы («Тангейзер»)


Когда объявили: «Валентин Дытюк, Украина» и на сцену скромно вышел крепкого вида парень в очках — ничто не предвещало бурю. Первой пошла «Recondita armonia», завершившаяся шквалом аплодисментов, не дававшим начать следующий номер. После каватины Владимира Игоревича образовалась овация, продолжавшаяся длительное время после ухода певца за кулисы. Владислав Иванович был вынужден призвать к порядку, напомнив, что это не концерт, а тур конкурса — без повторных вызовов, бисов и прочих глупостей. А жаль. Как я сформулировал для себя, этот голос минует долгий путь, уготованный обычным звукам, и воздействует непосред­ствен­но на душу. Рассказывать бесполезно — просто запомните: Валентин Дытюк.

Выступавший следом Антон Зараев, солист МАМТ, не попал в тень покорившего публику предшественника. Певец подготовил оба номера не из своих ролей в театре и прозвучал прекрасно.

В равной степени убедили два драматических женских голоса — Анастасия Фёдорова и Юлия Яшкулова. Выпала дополнительная возможность сравнить их, поскольку в программе концерта они выступали почти рядом и пересекались одним номером — арией Натальи из оперы Хренникова «В бурю». Анастасия Фёдорова, пожалуй, больше все-таки крепкое лирическое — крайние нижние ноты звучат более деликатно, чем блестящие форте. А вот Юлия Яшкулова обладает редким сокровищем — голосом бескомпромиссной вагнеровской мощи и широченного диапазона — выходная ария Елизаветы из «Тангейзера» произвела сильнейшее впечатление.

Бадрал Чулуунбаатар в живом исполнении оказался даже лучше, чем в микрофонной «Большой опере». Роскошная природа голосов отличала всех троих монгольских певцов, но Бадрал, на мой вкус, был особенно ярок. С устремленностью бойца он спел каватину Алеко из-за которой (в том числе) не дошел до финала «Большой оперы» — и спел ее заметно лучше. Ну, а «Куртизаны» были на редкость хороши.

Александр Суханов — баритон с бесконечным легато и редчайшей мягкости тембром. Тот случай, когда голос напоминает льющееся масло — хочется слушать и слушать. Идеально для Онегина. Может, немного рановато — для Пролога. Но имя запомнил.

Еще один красивый голос — казахский тенор Дамир Садуахасов. В том, что касается осмысленности фразировки и соблюдения нюансов — работы еще непочатый край. Но голос уникальный — с удовольствием бы послушал певца через какое-то время.

Лучезарным тембром, а также необычным сочетанием крепости и подвижности голоса приятно удивила Венера Протасова.

Чувство суеверного восхищения вызвал Дмитрий Григорьев, взявший для исполнения арии Руслана и Филиппа. Нет, матерый бас, конечно, такой дуплет споет, но учитывая юный возраст певца достойно справиться с этими двумя басовыми китами было равнозначно подвигу — который Дмитрий Григорьев совершил.

И все-таки, главным героем этого вечера в БЗК был оркестр МАМТ, ведомый Феликсом Коробовым. Шутка ли — оркестр отыграл за 4 часа чистого времени 28 арий в разных стилях. Музыкантов из оркестра МАМТ очень редко доводится видеть (во всяком случае, зрителям партера) — в театре практически нет мероприятий, на которых оркестр располагается на сцене. Тем ценнее была возможность понаблюдать за рождением музыки. А уж какой яркий, сочный звук у оркестра, когда он не приглушен ямой! Словом, оркестру — отдельный слушательский поклон. А еще певцам на сцене в создании убедительных образов приходилось выдерживать жесткую конкуренцию с элегантным артистизмом Феликса Коробова.

В целом, участники — в том числе те, на выступлении которых я не остановился подробно — оставили вдохновляющее впечатление. Если это — наше вокальное будущее, то оно, как мне кажется, — светлое, преимущественно в мажоре.

А вот и результаты.

Лауреаты I премии

Валентин Дытюк (Украина)
Юлия Яшкулова (Российская Федерация)

Лауреаты II премии

Оюунцэцэг Хурэлбаатар (Монголия)
Чулуунбаатар Бадрал (Монголия)
Екатерина Корякина (Российская Федерация)

Лауреаты III премии

Антон Зараев (Российская Федерация)
Александр Суханов (Российская Федерация)
Венера Протасова (Российская Федерация)

Специальные призы

  • «За лучшее исполнение произведений С. В. Рахманинова» — Чулуунбаатар Бадрал (Монголия)
  • Специальный приз от Фонда Ивана Семёновича Козловского «Лучшему тенору конкурса» — Валентин Дытюк (Украина)
  • «За лучшее исполнение народной песни»  — Антон Зараев
  • «За лучшее исполнение произведения, написанного после 1975 года» — Термине Зарян (Республика Армения)
  • Специальный приз от издания «Музыкальный Клондайк» — Антон Зараев
  • Специальный приз от издания «Музыкальный Журнал» Фонда Ирины Архиповой — Юлия Яшкулова
  • Специальный приз от Фонда культуры им. Ф. И. Шаляпина «Самому молодому перспективному басу» — Дмитрий Григорьев
  • Специальный приз зрительских симпатий по результатам интернет- голосования трансляции III тура – Заключительного концерта финалистов XXV Международного конкурса им. М. И. Глинки в эфире Радиостанции «Орфей» — Валентин Дытюк (Украина)

Запись трансляции концерта

Здесь можно уже нельзя послушать запись трансляции радио «Орфей». Но если запись попадётся вам на просторах сети – учтите, что она, сведенная звукорежиссером, имеет мало общего с тем, что было слышно в зале.