Концерт All'improvviso: импровизации на темы Ренессанса
Дата: 01.12.2014
Место: МАМТ, атриум
Состав:
- Иван Великанов – цинк, клавесин
- Андрей Чернышев – теорба, барочная гитара
- Марина Белова – теорба, барочная гитара
- Александр Горбунов – виола да браччо
- Григорий Кротенко – виола да гамба
- Андриан Принцев – сакбут
- Дмитрий Власик – ударные
- Ольга Луцив-Терновская – сопрано
- Наталья Мурадымова – сопрано
- Светлана Сумачева – сопрано
- Томас Баум – тенор
- Дмитрий Кондратков – баритон
- Антон Зараев – баритон
Само название «Импровизации на темы Ренессанса» уже содержало заявку на неформальную атмосферу. Интригу добавляло и место проведения — атриум театра, в котором акустика, скажем так, очень специфическая, по рассказам очевидцев случавшихся там репетиций спектаклей. «Сцена» и зрительный зал были расположены в непосредственной близости друг от друга, остальная часть атриума скрывалась в полумраке. Музыканты появлялись на сцене в традициях джем-сессий — по очереди, на ходу подключаясь к музицированию или же «переключая» номер вкраплением нового ритма.
Ансамбль Alta Capella специализируется на музыке барокко и ренессанса, с которой в столь аутентичном виде мне еще не доводилось встречаться. По этой причине из инструментов я твердо узнал лишь барабан и бубен. Вообще, инструментарий достоин индивидуальных посвящений — как минимум, для ликвидации безграмотности автора этих строк.
Цинк (корнет) — рог со звуком, который бы в верхнем регистре издавала валторна, если бы была сделана из дерева. То есть звук не «золотой», как у валторны, а такой… (кто сказал «дубовый»?!:) будто из ценных пород дерева — сказочной красоты: переливчатый, с первобытными отголосками. С цинком и клавесином (который при взгляде из зала я никогда не отличу от хаммерклавира) кудесничал художественный руководитель коллектива — музыкант, дирижер, а по совместительству и автор короткого конферанса, Иван Великанов.
Пара щипковых инструментов — теорба (басовая лютня с четырнадцатью струнами) и барочная гитара (визуально — близкая родственница укулеле с десятью сдвоенными струнами) попеременно переходили из рук в руки двух участников ансамбля — Андрея Чернышова и Марины Беловой.
Со смычковыми всё, вроде бы, понятно из названий: «да гамба» это напольный вариант, «да браччо» — «ручной». Вот только виола да гамба, промежуточного размера между виолончелью и контрабасом, имела шесть струн и ладовые порожки в верхней части грифа — на ней играл Григорий Кротенко (в одном из номеров — Марина Белова). Виола да браччо, на которой элегантно солировал Александр Горбунов, отличалась от привычных современных скрипок не только необычно пузатым силуэтом, но и одной дополнительной струной.
Икебану экзотических инструментов дополнял сакбут — мини-тромбон, размером (если задвинуть кулису) примерно с виолу да браччо. Духовой секцией из одного этого инструмента заведовал Андриан Принцев.
Самостоятельно разоблаченные мною барабан и бубен находились под контролем Дмитрия Власика.
К названию «старинная музыка» Иван Великанов сразу же сделал ремарку: странно называть старинной музыку, которая исполняется здесь и сейчас. Действительно — музыку, пережившую века, чтобы быть исполненной в этот перводекабрьский вечер, наверное, правильнее называть вечно молодой. Тем более, что музыканты не играли по нотам, а импровизировали в рамках каждого музыкального произвдения так, как когда-то, наверное, это делали бродячие менестрели, встретившись у костра на перепутье. А музыку, рожденную импровизацией уже совсем грешно обзывать «старинной». Поэтому скажу так: программу концерта составили хиты XV—XVII вв.еков, преимущественно неизвестного авторства.
Негромкое фактурное музицирование с естественно перетекающим поочередным солированием инструментов было размеренным и безмятежным — как неторопливое время, в которое была создана эта музыка. Освещенная часть темного зала напоминала лесную поляну в свете костра. Или залу дворца при уютном освещении живого огня. А когда слушатели в достаточной мере погрузились в транс, из полумрака атриума «на огонек» стали выходить певцы.
В концерте приняли участие солисты МАМТ: Ольга Луцив-Терновская, Наталья Мурадымова, Светлана Сумачева, Томас Баум, Дмитрий Кондратков, Антон Зараев. Уже упомянутая дикообразная акустика атриума предъявляла к певцам необычные требования: приходилось филигранно подавать звук — ровно настолько, чтобы не будить эхо, чутко спящее в атриуме. Поэтому голоса, казалось бы, хорошо знакомых солистов звучали под стать диковинным инструментам — по-новому раскрываясь для тех, кто слышал их в оперных спектаклях. В продолжение инструментальной импровизации песни незаметно сменяли друг друга — дуэты, терцеты, сольные номера на итальянском, английском, испанском языках. Причем, в традициях менестрелей, от певцов не отставали и музыканты и подпевали. Мне больше всего лег на душу огненный номер с кастаньетами в исполнении Ольги Луцив-Терновской, чей голос необычайно органично вписался в музыку XVII века.
Уютный, колоритный и атмосферный концерт, имевший все признаки коллективной медитации, закончился к явному неудовольствию слушателей, только распробовавших деликатес. На этот случай у музыкантов для нас был заготовлен тепло встреченный бис с кельтскими корнями и русскими словами. Последним номером импровизации стала фотосессия — фотографы щелкали затворами, а я пошел домой, чтобы рассказать эту историю вам.
Осталось поделиться программкой концерта:
Похожие темы
Атриум, джаз, контрабас (МАМТ 22.03.2016)
Событие стало завершением московской части программы третьего фестиваля «Мир контрабаса». Сюрпризы — своеобразная традиция контрабасовых концертов — были и на этот раз.
Концерт старинной музыки «Мастер из Магдебурга»
Машина времени перенесла слушателей в Музыкальной гостиной МАМТ на три века назад. Центральная фигура концерта — один из самых влиятельных, самых плодовитых и самых удачливых композиторов барокко.
Концерт памяти Леопольда Андреева (Большой театр 02.03.2016)
Как-то, рассказывая в форме ликбеза о контрабасе, я характеризовал его как мужской инструмент — с низким звучанием, толстыми струнами и внушительными габаритами. Жизнь внесла коррективы, и настал момент...
Моцарт в исполнении Камерного оркестра Московской консерватории
Сдается, я последним из знакомых побывал в новом Рахманиновском зале с его оригинальной камерной акустикой
Комментарии
Иван Великанов
8 декабря 2014 • 23:41
Спасибо! Одна небольшая поправка: огненный номер с кастаньетами исполнила Ольга Луцив-Терновская
Fedor Borisovich
8 декабря 2014 • 23:50
Иван, спасибо Вам и Вашим коллегам! До новых встреч.
Спасибо за поправку - внёс.