Василий Ладюк, Леонид Виленский и музыка Малера
Дата: 05.12.2014
Место: Новая Опера
Состав:
- Василий Ладюк – баритон
- Леонид Виленский (Бомштейн) – тенор
- Александр Соловьев – дирижер
На концерте в Светлановском зале ММДМ. В рамках абонемента «Шедевры на все времена» Национальный филармонический оркестр России исполнял произведения Малера.
За пульт встал дирижер Александр Соловьев. Я уже третий или четвертый раз наблюдаю за работой этого дирижера, до сих пор он производил очень приятное впечатление. Но на этот раз выражение «приятное впечатление» ни в коем случае не подходит. Ведь в начале концерта оркестр под руководством дирижера исполнил Адажио из малеровской симфонии № 10 фа-диез мажор (неоконченной). К сожалению, я практически не знаком с традициями исполнения этой симфонии и, увы, до сих пор крайне плохо знал творчество Малера вообще. Пожалуй, я относился к его музыке как к чему-то очень сложному и заведомо непостижимому. А теперь всё изменилось. Это Адажио меня поразило. Да, я никогда не слышал такой музыки. Оно было похоже на огромный пазл, который надо тщательно, очень аккуратно и долго собирать самому, чтобы в результате получилась великолепная картина, имеющая особый философский смысл (а может быть, даже объясняющая смысл жизни вообще). Причем пазл этот объемный и очень многослойный. Его можно всю жизнь прособирать, но результат того стоит. Вот такое впечатление — совершенно неожиданное для меня. Но, наверное, это оттого, что у оркестра каждая тема, каждая партия очень внятно и четко, и, вообще, очень здорово прозвучала. Хотя я, конечно, не специалист, чтобы об этом судить профессионально.
А потом была исполнена «Песнь о земле» Малера. Я тоже слышал это произведение впервые. Оно было написано для солистов и симфонического оркестра на стихи китайских поэтов (в переводе на немецкий) в 1909 году и состоит из шести частей, три из которых поет тенор, а три — баритон (или альт, мне сказали, что есть разные редакции). Я постарался постичь и достаточно сложную, тоже многослойную форму, и содержание этого произведения. Пожалуй, с одного раза не удалось сделать это в полной мере, но первое знакомство с этим интереснейшим произведением, безусловно, состоялось.
Партию баритона в этот вечер пел Василий Ладюк, а его имя для меня давно уже стало гарантией не только самого высокого качества вокала, но и точного соблюдения стиля произведения. Ну, и здесь все мои ожидания полностью подтвердились. Все было исполнено весьма четко и внятно, при этом — совсем не занудно-монотонно, а разнообразно по динамике и настроению, на хорошем немецком языке и, самое главное, очень осмысленно, это было видно по фразировке. Особенно мне понравились вторая и шестая части произведения.
Что касается партии тенора, то её должен был исполнять Алексей Татаринцев, но, к сожалению, он заболел, и его срочно заменил Леонид Виленский (Бомштейн) которого я неоднократно слышал в Большом театре. Опытный певец, на мой взгляд, достойно справился со сложной тесситурой партии, правда, как мне показалось, ему понадобилось какое-то время чтобы настроить голос, что было заметно по исполнению первой песни. что, пожалуй, было вполне понятно, учитывая его экстренный ввод. К тому же, такое впечатление, что опять не до конца настроили акустику, и голос именно тенора сначала шел к зрителям по очень странной траектории (что не давало оценить его объективно). Потом, правда, всё наладилось и сбалансировалось. Все-таки нужно будет, наверное, еще несколько раз послушать «Песнь о земле». Она слишком масштабна, чтобы раскрыться с первого раза. А за этот концерт всем огромное спасибо!
Фото: Леонид Виленский
Похожие темы
Василий Ладюк и друзья в ММДМ
На концерте четырех солистов московских театров огромный Светлановский зал ММДМ был полон, чем могут похвастаться далеко не все проходившие в нем концерты — даже иностранных певцов с мировыми именами
Севильский цирюльник (Новая Опера 16.10.14)
В Новой Опере «Севильским цирюльником» открылся фестиваль Василия Ладюка Opera Live. Просто несколько фотографий с поклонов.
Надежда Кучер, Стефано Секко и Василий Ладюк в «Травиате» на фестивале Opera Art
Когда до концертного исполнения «Травиаты» в БЗК осталась пара дней, афишу начало лихорадить — ходили самые разные слухи об изменениях в составе — то заменяют Альфреда, то Виолетту