Богатая история сделала Ново-Иерусалимский монастырь одним из самых посещаемых мест Подмосковья. Недавно близ монастыря открылся современный культурный комплекс, ставший не только новым домом для музея истории и культуры с его богатейшим фондом, но и площадкой, на которой проходят масштабные выставки — в том числе, таких знаменитых художников, как Айвазовский, Кустодиев, Дюрер.
Для меломанов лето — пора последних премьер и «отчетных» фестивалей театров, показывающих под закрытие сезона лучшие спектакли. Следом приходит наполненное предвкушениями межсезонье. Но не ошибусь в утверждении, что пульс музыкального лета — это события на открытых площадках, дарящие особенные впечатления и запоминающиеся надолго. В прошлом году летняя программа концертов на пленэре откровенно баловала нас. В этом году календарь событий под открытым небом не столь насыщен, тем ценнее каждое мероприятие.
В почти уже минувшем сезоне две премьеры получили на орехи от уважаемых критиков по одной и той же причине — не оправдали надежд на «что-нибудь эдакое». Вторая из них — философски утонченный «Дон Паскуале» Тимофея Кулябина в Большом театре, а хронологически первой была «Манон», поставленная в МАМТ Андрейсом Жагарсом, на которой особенно отчетливой была вилка между радушным приемом публики и заунывно брюзжащим хором официальных рецензий в центральной прессе. Властителей дум нельзя разочаровывать — они этого не прощают.
Сдается, я последним из знакомых побывал в новом Рахманиновском зале с его оригинальной камерной акустикой, очень подходящей для Моцарта. Столь же идеально подошел для двух моцартовских концертных арий хрустальный голос Анастасии Белуковой. Еще были адажио и фуга до минор, а во втором отделении — симфония № 34.
«Уж не глинка, а фарфор» — так в известном каноне, сочиненном на премьеру первой русской оперы, ёмко описано становление Михаила Глинки. Одного из немногих композиторов, ставших классиками при жизни.
Опера «Манон», написанная Жюлем Массне, исключительно редко гостит в Москве, а восприятие редкостей нуждается в сравнениях, в точках отсчета. Поэтому вместо того, чтобы с чистого листа начать разговор о премьере, состоявшейся в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, несколько слов о самой опере. Чтобы привязать ее к системе координат, понятной тем, кто знакомится с произведением впервые.
Концерты, превращающие зрителей МАМТ в слушателей продолжаются. В прошлом сезоне серия из четырех концертов «К волку в пасть», знакомящих слушателей с солистами оркестра театра, стала одним из самых интересных (и полезных!) событий. В этом сезоне запланированы три концерта с программой из ансамблевых произведений, привязанных к столицам музыкальных империй — Париж, Вена и Санкт-Петербург. Первый из них — парижский — состоялся сегодня в Музыкальной гостиной.
Глобализация мира оперы уникальна. Из страны в страну переезжают спектакли, тасуя интернациональные составы — без вездесущего интернета уследить за оперными бризами, муссонами и пассатами не было бы никакой возможности. Певцы с мировым именем, имеющие театр «прописки» — диковина, ведь слава и признание — это когда поешь по всему миру, а живешь — преимущественно, в самолете.