Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Ведь он же гений, как и я...

Автор: Андрей Тихомиров (24 июля 2015 12:42)  |
 Комментировать 

Сальери подсыпает яд Моцарту (Михаил Врубель, 1889)

Сальери подсыпает яд Моцарту (Михаил Врубель, 1889)

Вчера заново посмотрел «Amadeus» Милоша Формана — чтобы освежить этот фильм в памяти и просто отдыха ради. Впервые я видел его в юности и с тех пор не пересматривал. Спору нет, актерский состав подобран великолепно: очень хорош Мюррей Абрахам в роли Сальери, а Джеффри Джонс (Иосиф II) просто выше всяческих похвал. Откуда же это чувство разочарования и даже раздражения? Могу сказать: его вызывает у меня сама формановская (и, соответственно, шефферовская) идея заставить «бездарного» Сальери завидовать гениальному Моцарту.

Считается, что сюжет пьесы был позаимствован Шеффером из «маленькой трагедии» Пушкина. Но там принесение исторической правды (заодно с репутацией Сальери) в жертву художественной фантазии автора еще можно объяснить потребностью романтического ХIХ века рассмотреть проблему противостояния хорошо наученной посредственности — и гения как носителя божественного дара. А вот обращение к подобной теме в 80-х годах ХХ столетия, да еще и на примере тех же героев, кажется мне чем-то сомнительным и даже отдающим пошлостью. Тем более что к этому времени Сальери, талантливый и при жизни очень успешный композитор, воспитавший плеяду учеников, среди которых, на минуточку, Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист и даже Моцарт-младший, был уже давно и окончательно реабилитирован историей.

Прошу понять меня правильно: я вовсе не принадлежу к секте «моцартоборцев», видящих смысл жизни в поисках доказательств того, что Моцарт-де искусственно раздутая фигура, а вот Сальери… ну и так далее. И — да, разумеется, я понимаю, что фильм Формана — самостоятельное произведение искусства, отнюдь не претендующее на историческую достоверность. Но психологическая достоверность должна же все-таки иметь место? Или уже в то время, подобно тому, как это происходит сейчас в оперном театре, эта единственно существенная для искусства достоверность с легкостью игнорировалась ради торжества «сверхценной» авторской концепции?

Моцарт и Сальери (Анатолий Борисов, 1996)

Моцарт и Сальери (Анатолий Борисов, 1996)

Допустим, мы согласимся не принимать во внимание тот факт, что реальный Моцарт всю жизнь работал как каторжный и вовсе не был таким уж «гулякой праздным», каким Шеффер, а потом и Форман изобразили его с подачи нашего Александра Сергеевича. Хотя — попробовали бы они не то что сочинить, а просто записать такое количество нот, постоянно шляясь по кабакам! Посмотрел бы я на них…

Предположим также, что мы согласны простить Форману некрасивые подтасовки в музыкальном оформлении фильма… Впрочем, лично я простить ему это не готов. Я говорю о том, как показана в фильме музыка двух «оппонентов» — Моцарта и Сальери. Нам дают послушать развернутые яркие фрагменты музыки из «Похищения из Сераля» и «Дон Жуана», а знаменитый в то время «Тарар» Сальери представлен несколькими тактами финальных аккордов, звучащих, как это в то время бывало в финалах (и у Моцарта тоже!) туповато-торжественно: тоника-доминанта, тоника-доминанта, тоника-доминанта, тоника-доминанта, тоника-тоника-тоника-тоника… и это все. То есть, у Моцарта — волшебные мелодии, а у Сальери — вот, господа, убедитесь сами, такое бездарное занудство. Прием, несомненно, действенный, но нечестный. Шулерский прием. К слову сказать, опошляется с его помощью та самая опера Сальери, о которой Моцарт у Пушкина говорит:

Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Тарара» сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив…
Я все твержу его, когда я счастлив…

Но даже это — ладно, главная проблема фильма для меня все-таки в другом. Я не понимаю, хоть убейте! — как может творческий человек чувствовать себя бездарным и все же продолжать творить, одновременно завидуя таланту своего коллеги. Это попросту невозможно! Ревность к чужому успеху — о да, она, действительно, наблюдается нередко, даже у самых великих. И в принципе это чувство могло омрачать отношения главных героев фильма. Но в таком случае завистником должен был бы оказаться не Сальери, а Моцарт. Сальери успешен и богат, он популярный композитор, обласканный публикой и двором. Моцарт беден и недооценен современниками, во всяком случае, в Вене. Так кто кому тут должен завидовать?

Далее. Человек может в какой-то момент осознать скромность своих способностей, «завязать» с творчеством и заняться чем-то другим. Но ведь с Сальери этого не произошло, ни с настоящим, ни с выдуманным. Наконец, один художник может просто не понимать и не принимать то, что делает другой. Такие случаи нередки: Россини чрезвычайно раздражало творчество Вагнера, Стравинскому не нравилась музыка Рахманинова. Но в случае наших кино/литературных героев дело обстоит иначе: Сальери, что у Формана и Шеффера, что у Пушкина, очень даже понимает то, что делает Моцарт. В фильме он восхищается музыкой, выходящей из-под пера его гениального современника до такой степени, что это пристрастие становится для него чем-то вроде мании. Но самого себя он при этом считает бесталанным. Вот тут-то и содержится главная фальшь!

Да, многим людям искусства свойственно время от времени сомневаться в себе и даже впадать в депрессию, когда у них что-то не получается.
Но ни один из них не способен, осознав себя посредственностью, продолжать творить. Тут уж либо одно, либо другое. Или ты творишь и веришь в звезду своего таланта, или она для тебя погасла — но как тогда продолжать писать музыку? Откуда она, спрашивается, в тебе возьмется?

Человек, занимающийся творчеством, находится «под наркотиком». Только тот, кто сам испытывал подобное, знает, ч т о это такое — лихорадочное состояние, когда в мозгу роятся образы, вспыхивают идеи, рождаются миражи из прекрасных звуков, которые для того, в чьей голове они продуцируются, не менее реальны, чем голоса повседневной жизни, сопровождающие каждого из нас. Композитор, погруженный в творческий процесс, это в каком-то смысле одержимый маньяк. Он идет по улице — и слышит свою внутреннюю музыку. Он садится за стол и может внезапно застыть с ложкой в руке, не донесенной до рта, как в приступе каталепсии. И не имеет никакого значения, гений это или просто графоман: и тот и другой бывают счастливы совершенно одинаково, даже если им приходится регулярно испытывать то, что именуется «муками творчества». Каждая минута жизни человека в такие периоды осмысленна и дорого стоит. Он купается в наслаждении и чувствует себя всемогущим, причем вне зависимости от того, насколько он способен адекватно оценивать созданное. И такой человек будет думать о себе как о ничтожестве, творческом импотенте? Да никогда в жизни!

Именно поэтому случаи, когда один талантливый художник испытывает по отношению к достижениям другого не ревность, а искреннее восхищение, достаточно часты. Уж кому-кому, а Пушкину следовало бы об этом знать, памятуя хотя бы о надписи, сделанной рукой известного поэта Жуковского на портрете, поднесенном им в дар своему более молодому и намного более талантливому коллеге: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Столь великодушное признание — свидетельство того, что автор этих слов высоко ценит свой дар и с высоты осознания собственной миссии способен обозреть чужой, так сказать, горный пик. А чей пик выше — это будет решено потом, в будущем, и, к сожалению или к счастью, «конкурирующие субъекты» никогда не узнают этого вердикта.

«Ведь он же гений, как ты да я» — эти слова в «маленькой трагедии» произносит Моцарт, адресуясь к Сальери. Но их мог бы с равным успехом произнести и Сальери, сполна испытавший на себе силу приступов благородной и прекрасной болезни, именуемой творчеством.

Моцарт и Сальери (рисунок Кати Медведевой, 2005)

Моцарт и Сальери (рисунок Кати Медведевой, 2005)

Похожие темы

  • Об одной комической опере Вагнера

    (Навстречу 150-летнему юбилею первой постановки «Тристана и Изольды») Читаю «Легенду о Тристане и Изольде», семисотстраничный сборник средневековых литературных памятников, в которых пересказывается, с различными вариантами, история взаимоотношений престарелого короля Марка,…

  • Опера Андрея Тихомирова «Дракула»: то, что я должен сказать

    Окинув взглядом свой «Голос публики», с удивлением обнаружил, что до сих пор не посвятил ни одного поста опере Андрея Тихомирова «Дракула» — произведению, с которым знаком уже достаточно давно, и к которому, как…

  • Повышенная критичность как детектор

    Под строгих, придирчивых критиков обычно работают ущербные, глубоко несчастные люди. Они не любят и боятся хвалить, а если что-то, внезапно, нравится или нельзя поругать по «политическим» причинам — хвалят в узнаваемом…

  • Риголетто поневоле

    Эта заметка — не о спектакле, который я не видел и вряд ли увижу, а потому судить о нем не могу и не собираюсь. Мое желание прокомментировать интервью, взятое у режиссера Игоря Ушакова корреспондентом интернет-издания JustMedia.Ru в связи с грядущей…

Рубрика: Кулуары Вольфганг Моцарт  За жизнь  Кино 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Анита Рачвелишвили
    (КЗЧ 23.12.2014)

  •  

    Титульный кризис или Грустныя думы о планах Большого театра

  •  

    «Майская ночь» – всё :(
    (МАМТ 08.01.2015)

  •  

    Орлеанское вуду: «Жанна д’Арк» из Челябинска на «Золотой маске»

  •  

    Илья Кузьмин — «Ямщицкие песни»
    (Новая Опера 12.02.2015)

  •  

    «Капулетти и Монтекки» — второй раз в ту же воду
    (Новая Опера 05.02.2016)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов