«Алеко» и романсы Рахманинова в Новой Опере

Автор: Федор Борисович

Дата: 09.11.2015

Место: Новая Опера

Состав:

Елена Галицкая, сопрано (ф-но Александр Покидченко) Родион Васенькин, бас (ф-но Людмила Курицкая) Валентина Гофер, меццо-сопрано (ф-но Любовь Венжик) Тимофей Дубовицкий, тенор (ф-но Любовь Венжик)

Алеко – Дмитрий Орлов Земфира – Светлана Лачина Старый цыган – Александр Безруков Молодой цыган – Игорь Морозов Старая цыганка – Валентина Гофер Чтец – Илья Замчалов

Дирижер – Ян Латам-Кениг

Алеко – Дмитрий Орлов, Дирижер – Ян Латам-Кениг, Старый цыган – Александр Безруков, Земфира – Светлана Лачина, Молодой цыган – Игорь Морозов

Рахманинов — что называется, «мой» композитор, романсы которого почитаю за одно из чудес света. Камерная по формату опера «Алеко», написанная юным Рахманиновым, замечательна своим отнюдь не камерными страстями.

Поэтому не мог пропустить вечер, в котором романсы в первом отделении сочетались с «Алеко» во втором. Ведущий Михаил Сегельман обозначил мероприятие не вполне благозвучным на мой слух словом «копродукция» — это был один из этапов IV фестиваля вокально-хоровой музыки имени Виктора Попова, приуроченного к 80-летию со дня рождения педагога. В концерте приняли участие нынешние воспитанники и выпускники АХИ.

Романсы исполнили солисты АХИ: Елена Галицкая, сопрано (ф-но Александр Покидченко), Родион Васенькин, бас (ф-но Людмила Курицкая, заменившая указанного в афише Дмитрия Сибирцева), меццо-сопрано Валентина Гофер и тенор Тимофей Дубовицкий (ф-но Любовь Венжик). В мою компетенцию не входит разбор голосов юных солистов — у них на это есть преподаватели. Поэтому ограничусь репортажной констатацией — спели.

«Алеко» давали в некоем концептуальном полусцени­ческом исполнении, ответственность за которое взял на себя Денис Азаров — один из режиссеров КМТ, также работавший, в частности, с Сереб­ренни­ковым над печально известным «Золотым петушком» в Большом театре. В данном случае происходящий на сцене кровавый авангардный перфоманс имел примерно такое же отношение к Рахманинову, как, скажем, концерт Бориса Моисеева к ансамблю имени Игоря Моисеева. Народ в зале возмущался и уходил. А я таки остался, воспользо­вавшись парой лазеек. Во-первых, сценическое пространство было гуманно поделено пополам: в правой части происходило исполнение оперы, в левой — то самое мутное пластико-графическое чумазое безобразие. То есть можно было с минимальными потерями для нервной системы сосредо­точиться на правой стороне. Правда, проблемой оставалось чтение Пушкина, беспардонно прерывавшее музыку Рахманинова. Но мы, оперные маньяки, приучены терпеть.

Удач было четыре. Очень хорош был хор. В «Алеко» хоры играют значительную роль, продолжая традицию русских опер при помощи хоровых сцен выводить народ (в данном случае — цыган), как одно из главных действующих лиц. И хор был красив и убедителен. Вторая удача — выпускник АХИ, а ныне солист Новой Оперы Дмитрий Орлов, исполнивший титульную партию. Ария Алеко была спета здорово, с душой и венчалась дружными продолжи­тельными аплодисментами. Третья удача и личное открытие — Александр Безруков, богатым басом с профундовыми обертонами спевший Старого Цыгана.

Но главная удача — стержень и гвоздь этого исполнения — потрясной вырази­тельности игра оркестра под руководством Яна Латама-Кенига. Подарив московским вагнерианцам качественного Вагнера, создав особую по эмоциональному воздействию трактовку «Трубадура» и сумев интересно подать, казалось бы игранную-пере­игранную «Свадьбу Фигаро», Ян Латам-Кениг сумел проявить волшебство музыки Рахманинова, имеющей выраженные (и, казалось бы, чуждые дирижеру) народные корни. Лихость и чувственность Женской и Мужской плясок зашкаливали — при том, что, несмотря на драйв, баланс в оркестре соблюдался неукоснительно. Соло кларнета было виртуозно, смычки легки, быстры и слаженны, медь не шла вразнос, а, напротив, красивым звуком окаймляла танцевальный разгул. Аутентичное цыганское исполнение, в котором ни на йоту не было цыганщины.