Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Борис Годунов
(«Золотая маска» на сцене МАМТ 24.03.2014)

Автор: Федор Борисович (24 марта 2014 23:35)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 24.03.2014

Место: МАМТ

«Борис Годунов» Екатеринбургского театра оперы и балета (на сцене МАМТ, 24 марта 2014)

Спектакль предусмотрительно дают без антракта, но ручейки уходящих начали струиться уже во время сцены в Чудовом монастыре, когда особо чувствительные любители оперы услышали как поют Пимен и Самозванец. В этой же сцене была, по-моему, лучшая находка спектакля — отчаянно фальшивящего тенора Пимен накрыл тряпкой, как разоравшегося попугая. Я беззвучно аплодировал в умилении. Жаль, Пимена накрыть было некому.

Мимо нот, регулярно сбиваясь в речевую позицию, пели ВСЕ. Лучше всех звучали, пожалуй, Варлаам (Олег Бударацкий) и Пристав (Александр Краснов, певший Грязного в премьере «Царской невесты»). Алексей Тихомиров в роли Бориса показался мне несостоятельным ни вокально, ни актерски. На сцене смерти я (буквально!) чуть не заснул — настолько монотонно и пресно отбывал номер певец.

Актерство в целом было на уровне драмкружка — под стать режиссуре, как-будто специально не решившей даже беспроигрышные моменты вроде сцены у Василия Блаженного. Все заскорузлые режоперные штампы были собраны — оживляж увертюры, грубое домогательство, порожние действия и эмоции, курящая певица, пение спиной к залу, пение на столе, низкопробные гэги вроде «железный колпак — шапка со значками».

Итог — безнадежной драматургической убогости спектакль в уголовном исполнении. Кстати, в уголовной практике есть протокольные формулировки отягчающих обстоятельств: «группой лиц», «по предварительному сговору» и «с особым цинизмом» — все они как нельзя лучше подходят к сегодняшнему акту оплевывания одной из главных русских опер Александром Тителем сотоварищи, почти совпавшему с днем рождения композитора.

Посыл тот же, что у Александрова в «Пиковой даме»: «я покажу вам любую хрень, а вы все равно будете вопить 'браво!' и аплодировать, ибо публика — дура». И публика торопится оправдать высокое данное звание.

Сегодняшний спектакль можно называть «потерянный вечер», «испорченное настроение», но на музыкальное событие он не тянет. Поэтому буду беспримерно краток.

PS: мне тут сказали, что это, дескать, первая редакция, которую надо воспринимать по-другому, а у меня, якобы, Баратов «на ушах». Парирую: я видел живьем не только спектакль Баратова, знаю особенности разных редакций и умею отличать пение по нотам в любимом мной уникальном речитативном стиле Мусоргского от немузыкальной декламации, из-за которой Модест Петрович, наверное, извертелся за время спектакля от желания разобраться с охальниками-интерпретаторами.

PPS: Подумал, что несправедливо не рассказать о том, что мне понравилось в спектакле из Екатеринбурга.

Во-первых, очень понравилась идея с центральной декорацией. Владимир Арефьев про свою работу говорит, что задача театрального художника — «решать пространство», и его решение, по-моему, великолепно. Даже помимо полного симбиоза с режиссерской «бочковой» концепцией (по градусу примитивного популизма достойной разве что перестроечного КВНа). Декорация позволяет разнести действие на несколько уровней и сделать оригинальную разводку. Дополнительный бонус — то, что декорация приводится в действие не машинерией сцены, а людьми — народом. Оценивая оперу я всегда иду от ее музыкальной составляющей, но это тот редкий случай, когда в спектакле именно работа художника-сценографа произвела на меня самое сильное впечатление.

Во-вторых, понравился хор в прологе: четкое и эмоциональное звучание при том, что хор располагался в глубине сцены и пел, повернувшись в чуть сторону от дирижера (видимо, в кулисе стоял хормейстер). Я даже пожалел, что в первой редакции «Бориса Годунова» хор не столь значим (кульминация хоровых номеров этой оперы — сцена под Кромами, отсутствующая в первой редакции).

В-третьих… А вот третьего в данном случае мне не было дано.

Похожие темы

  • Борис Годунов (Новая Опера 28.05.2014)

    Был, конечно. Где же еще в Москве можно послушать первую редакцию «Бориса Годунова», да в столь бережном и, одновременно, необычном, до определенной степени театрализованном, исполнении. Главное впечатление — конечно, Виталий Ефанов,…

  • Титульный кризис или Грустныя думы о планах Большого театра

    Свершилось! Большой театр объявил планы аж на два сезона… и стало скучно. А еще — обидно. Как-будто, посулив шоколадку в красивой обертке, развернули пустой фантик. Смена руководителя — наверное, на лучшего из мыслимых. Долгий…

  • Утро после премьеры «Школы жен» в Новой Опере

    В Новой Опере состоялась мировая премьера новой оперы. Да еще и сценическая, что, по внешним признакам, просто уму непостижимо какое событие. Пытаюсь найти в рецензиях мало-мальски объемный анализ музыки и исполнителей,…

Рубрика: Опера Борис Годунов  Золотая маска  Олег Бударацкий  Александр Краснов  Модест Мусоргский  Александр Титель 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Дон Карлос
    (Большой театр 04.02.2015)

  •  

    «Травиата» Хиблы
    (МАМТ 19.11.2015)

  •  

    Возвращение Итальянки в Алжир
    (МАМТ 24.12.2015)

  •  

    «Так поступают все женщины» – премьера в Большом театре

  •  

    Василий Герелло в Московском Доме музыки
    (СЗ ММДМ 12.10.2014)

  •  

    Трубадур
    (Мариинский театр 29.03.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов