День рождения «Аиды»

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 24.12.2014

Место: МАМТ

Состав:

  • Аида – Анна Нечаева
  • Радамес – Нажмиддин Мавлянов
  • Амнерис – Лариса Андреева
  • Амонасро – Антон Зараев
  • Рамфис – Дмитрий Ульянов
  • Фараон – Дмитрий Степанович
  • Жрица – Евгения Афанасьева
  • Гонец – Валерий Микицкий
  • Дирижер – Феликс Коробов
Дмитрий Степанович, Антон Зараев, Анна Нечаева, Феликс Коробов, Нажмиддин Мавлянов, Лариса Андреева, Дмитрий Ульянов, Евгения Афанасьева («Аида», МАМТ, 24 декабря 2014)

Вы не поверите, но я успел соскучиться по «Аиде». Какой же все-таки замечательный спектакль поставил Штайн! А какого уровня он будет, сегодня стало ясно практически уже тогда, когда отзвучала прелюдия и на сцену вышли Рамфис с Радамесом. Дмитрий Ульянов и Нажмиддин Мавлянов сразу задали высокую планку.

Голос Ульянова звучал весьма солидно и при этом красиво. Бархатный низ особенно впечатлял. А Мавлянов вообще выдал какой-то новый звук — более плотный, более острый и яркий. Местами — просто убойный. По-моему, голос у него крепчает, причем весьма заметно улучшился и нижний регистр, который приобрел очень красивую окраску. При этом голос приобретает новые возможности, во всяком случае, такого романса Радамеса я еще у него не слышал. Звук практически был драматическим, но при этом все заданные Верди динамические оттенки тщательно соблюдались, в том числе и си бемоль в конце на пианиссимо — очень сочный звук был и полетный.

Потом на сцене появилась Лариса Андреева. Свою Амнерис она играет так ярко, что я с удовольствием предвкушаю каждый жест. Сегодня она, правда, когда выносила знамя, не задела им Аиду, но в других сценах обращалась с соперницей весьма жестко, подчеркивая свое превосходство. Очень выразительно она спела дуэт с Аидой. Голос звучал прекрасно. Но кульминацией образа после прекрасно исполненного дуэта с Радамесом, стала, как всегда, конечно, сцена суда, которую Андреева провела весьма драматично. Правда, сегодня пару раз она, пожалуй, немного «пережала» звук, и у нее иногда «вываливались» нижние ноты, но, видимо, это была случайность, ведь я заметил, что в последнее время голос у Андреевой как раз звучит всё ровнее.

Интересно, что несмотря на в целом заметно уплотнившийся голос, заключительную сцену Мавлянов пел более лирическим звуком с массой оттенков пиано-пианиссимо (как замечательно сливались голоса Радамеса и Аиды!) да и дуэт с Амнерис он тоже по-прежнему начинает на мецца-воче, зато в конце он сегодня выдал упругое фортиссимо.

Замечательно всегда играет Аиду Анна Нечаева, она просто пере­воплоща­ется в эфиопскую рабыню. Мне сегодня больше всего понравилась, как она спела арию Ritorna vincitor, весьма звучно, но при этом гибко и с нюансами. Забегая вперед, скажу, что в сцене у Нила мне тоже очень понравилось ее эмоциональное и разнообразное пение, правда, там пара верхних нот у нее немного исказилась по тембру.

Антон Зараев в первой сцене Амонасро пел не очень эффектно. Сначала звук, как мне показалось, был немного глуховат (кстати, это уже не в первый раз). Но зато в сцене у Нила он настроил голос и начал такие ферматы выдавать! Просто закачаешься! При этом голос был сильный, очень большого объема и почти басовой фактуры. Но звук взлетал наверх и зависал там надолго. И еще он пел очень эмоционально! Шикарная была сцена! Но апогеем страстей вновь стал дуэт Аиды и Радамеса у Нила, где Нечаева переходила от резких обвинений к страстным мольбам, и все это было у нее в звуке, а голос Мавлянова то звенел, то пылал, как факел, то дышал любовью и нежностью, то резко взвивался вверх в яростном отчаянии. А когда Радамес сдался Верховному жрецу, тот, сняв с него красный плащ и решительным жестом приказав увести, на какой-то момент замер, с сожалением глядя на этот плащ. Этот мотив сожаления Дмитрий Ульянов, как я помню, показал еще в первом премьерном спектакле (и мне как раз это очень понравилось, во всяком случае показалось интересным), во всех остальных спектаклях этой детали не было.

Дмитрий Степанович сначала, как мне показалось, пел мощно, но уж слишком открытым звуком. Однако затем, в сцене у ворот Фив ему удалось все взять под контроль, голос зазвучал объемно и наполненно.

Очень понравился Валерий Микицкий в небольшой, но требующей вокальной внятности и ритмической точности партии Гонца. Весьма кантиленно спела свою партию Жрицы и Евгения Афанасьева.

Оркестр под руководством Феликса Коробова звучал просто здорово, и вообще спектакль стал еще лучше! И рассказывать о том, что происходило на сцене, можно бесконечно! Спасибо!

PS от редакции: спектакль давали в день рождения «Аиды» – 24 декабря 1871 года в Каире состоялась премьера этой оперы.