Дон Карлос (Большой театр 04.02.2015)
Дата: 04.02.2015
Место: Большой театр России, Историческая сцена
Состав:
- Филипп II – Дмитрий Белосельский
- Дон Карлос – Гектор Сандоваль
- Родриго – Игорь Головатенко
- Великий инквизитор – Вячеслав Почапский
- Монах – Николай Казанский
- Елизавета Валуа – Вероника Джиоева
- Княгиня Эболи – Мария Гулегина
- Тибо – Алина Яровая
- Граф Лерма – Сергей Радченко
- Герольд – Арсений Яковлев
- Голос с неба – Венера Гимадиева
- Дирижер – Джакомо Сагрипанти
Как здорово снова слышать «Дона Карлоса»! Вот, кажется, уже наизусть спектакль знаешь, а всё равно каждый раз что-то новое для себя находишь. Да еще солисты, как говорится, «не стоят на месте» — по-моему, они все продолжают работу и над образами, и над вокалом тоже, поэтому и слушать, и смотреть интересно. И настроение после спектакля соответствующее. И говорить хочется только о хорошем.
У Вероники Джиоевой мне очень нравится, что голос у нее объемный, и что есть какой-то в нем секрет, ведь он не очень плотный, и даже иногда кажется недосфокусированным, но при этом очень приятный. Особенно мне нравится нижний регистр, такой красивый звук — ария в последнем действии всегда идет на ура, обертона внизу завораживают. И овация всегда после этой арии заслуженная! А в песне-прощании с отправленной в ссылку подругой звук совсем другой, но тоже очень выразительный и красивый. Интересно слушать.
Мария Гулегина поражает на сцене своей энергетикой и драматическим накалом. Как у нее горят глаза в терцете в Садах королевы! И звук там — острый и разящий, как нож! Такой яркий и плотный. Непоколебимый голос! Несгибаемый характер! Ярчайший образ! И какой масштаб — можно сравнить ведь с греческой трагедией эту сцену с объяснением с королевой и последующей арией!
Как всегда, неотразим был Игорь Головатенко в роли Родриго. Испанский гранд с аристократическими манерами, осанкой, жестами и привычками даже. Кстати, о привычках: в романе Моэма «Театр», у одного героя — если помните, у мужа актрисы Джулии Ламберт, есть очень характерный жест, и очень интересно там об этом написано о происхождении этого жеста, жаль, что в знаменитый фильм с Вией Артмане и Гунаром Цилинским это не попало. Так именно вот этот жест я неоднократно видел у Головатенко. Но самым аристократическим был, конечно, сам голос — благороднейшего тембра, звук округлый, культурный, очень красиво оформленный. Такое впечатление, что голос создан для этой партии, как по маслу идет. Пел — по возрастающей. В последней сцене — просто великолепно, на мой взгляд, дух от фермат захватывало. И играет он хоть и достаточно сдержанно, но такой там внутренний стержень в его персонаже чувствуется, что глаз оторвать жалко. Кстати, наконец, проблема пресловутой эскориальской табуретки была окончательно решена. Сцена только выиграла от того, что Родриго использовал ее только как опору. Ну, правда, немного комично выглядела предыдущая сцена, где Дон Карлос пытается поднять раненого друга. Просто ему это крайне трудно сделать, потому что он слишком субтильный, сразу ясно, что не справится.
Вообще, горячий мексиканец Гектор Сандоваль в роли Дона Карлоса развернул бурную деятельность, иногда, пожалуй, даже слишком бурную. Хотя с очень трудной именно в верхнем регистре партией он справляется, звук получается все-таки на любителя, на мой вкус- иногда крикливо. Впрочем, принц — человек явно инфантильный и вполне может петь именно так. Вот, например, после коварного убийства Родриго Дон Карлос был настолько взвинчен, что устроил настоящую истерику с криками, выходящими за рамки нот.
О Дмитрии Белосельском в роли Филиппа не знаю, как рассказывать. По-моему, слова бессильны. О вокале вообще бесполезно писать. Да, не раз говорили, и я в том числе, про изумительно точную позицию. Но разве в этом дело? Или в тембре? да нет. Дело в том, что там все целиком, нельзя одно от другого отделить. Всё совершенно. И главное, нет ничего лишнего! Человек выходит на сцену — и всё. Он — король Филипп. Идентифицировать инструменты и способы, которыми он абсолютно внятно и полностью доносит до зрителей историю своего персонажа не представляется возможным. Ну, вот сегодня я обратил внимание на иронические и даже саркастические интонации короля в общении с сыном. И взгляды. Иногда даже презрительные. Но это лишь одна деталь, из которой образ складывается. Я поймал себя на мысли, что вместо того чтобы разглядывать детали, я начинаю думать о Филиппе как о реальном живом человеке.
Сегодня мне очень понравился Вячеслав Почапский в роли Великого инквизитора. Мне кажется. это был его лучший спектакль! Очень солидно и выразительно партия прозвучала, на полном диапазоне. Дуэт с Филиппом слушать и смотреть было очень интересно, даже захватывающе, а ведь иногда он кажется затянутым. И играет он всегда хорошо, не пережимая никогда с изображением слепоты. Порадовал и Николай Казанский, тоже, мне кажется, один из лучших спектаклей своих спел. Внятность, звучность — на высоте. Вроде, хор сегодня пару раз немного «разъехался», но может, показалось. Потому что все равно все — молодцы! И хор, и дирижер, и оркестр! Я вообще каждый раз восхищаюсь всеми теми, кто такой грандиозный спектакль поднимает! Это же «Дон Карлос» все-таки! Спасибо!
Похожие темы
Февральский «Дон Карлос» — первый спектакль (Большой театр 04.02.2015)
Для табуретки в сцене убийства Родриго здесь давно пора завести отдельный тэг. Правда, похоже, уже «посмертно», ибо на спектакле, о котором пойдет речь, «проблема табуретки» была изящно решена.
Дон Карлос (Большой театр 02.11.2014)
Больше всего понравились три баса. Вокально крайне интересен был Рафал Шивек. Сценически его Филипп был сдержан, но богатство голоса — неотразимое!
Дон Карлос (Большой театр 08.02.2015)
Спектакль прошел под знаком Марии Гулегиной, в итоге взорвавшей зал «O, don fatale» и овацией вызванной на сцену по окончании действия. На фотографии перед занавесом всё это осталось
«Чужестранка» Беллини в концертном исполнении
Сегодня премьеры «забытых шедевров» не так уж редки. Стагнация в оперном сочинительстве, превращающая оперу в музейный жанр, провоцирует исполнителей на поиск неизвестных произведений известных авторов.