Дон Карлос (Большой театр 05.02.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 05.02.2015

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Филипп II – Дмитрий Ульянов
  • Дон Карлос – Олег Долгов
  • Родриго – Василий Ладюк
  • Великий инквизитор – Петр Мигунов
  • Монах – Олег Цыбулько
  • Елизавета Валуа – Анна Нечаева
  • Княгиня Эболи – Агунда Кулаева
  • Тибо – Нина Минасян
  • Граф Лерма – Сергей Радченко
  • Герольд – Богдан Волков
  • Голос с неба – Кристина Мхитарян
  • Дирижер – Джакомо Сагрипанти
«Дон Карлос», Большой театр, 5 февраля 2015

Спешу исправить величайшую несправедливость! Я ведь побывал на четырех спектаклях «Дона Карлоса» в БТ, по два каждого состава, а рассказал только об одном составе — певшем 4 февраля. Ну, а на второй день в «Дон Карлосе» вообще «наши в городе» — в смысле все свои! Зная артистов, я не сомневался, что впечатление от этого состава будет столь же сильным. Хотя все будет по-другому!

Надо сказать, что этот «Дон Карлос» стал у меня уже двенадцатым, так что есть, что вспомнить и, главное, с чем сравнить. Постановка шикарная — и не только в смысле костюмов и антуража. Она очень внятная по смыслу и самодостаточная эстетически. Видно, что режиссер уважает певцов и понимает, что именно они — самое главное, без них ничего не получится! А певцам, соответственно, такой подход нравится, и они, по-моему, с удовольствием выступают в этом спектакле. И составы постепенно меняются — то один ввод, то другой. Ну, и вот теперь такая медленно ползущая ротация и привела к тому, что в этом составе не осталось ни одного иностранного певца (кроме дирижера — он был тот же — Сагрипанти, но он тоже скоро ассимилируется).

Практически все участники спектакля 5 февраля произвели сильное впечатление. Анна Нечаева пела Елизавету с самых первых спектаклей этой постановки. Роль у нее сделана очень тщательно, продумано каждое движение, каждый взгляд. И играет она всегда настолько естественно, что, смотришь на ее героиню, сердце кровь обливается от сочувствия к ней. Эти нервные жесты, страдающие взгляды, решительная походка. И очень выразительное пение, ну, пожалуй, в этот вечер верх иногда звучал немного плосковато и резковато. Но Елизавета ее мне очень нравится — такая уязвимая и в то же время божественно-недоступная. Как великолепно она всегда играет сцену с Филиппом в его кабинете!

Выступление Агунды Кулаевой для меня — каждый раз событие, можно даже сказать, что праздник. Её Эболи — это интереснейшая работа — и вокальная, и актерская. Изумительно ровный голос, достаточно плотный и красивейшего тембра. Такого чистый и светлый наверху, плотный в середине и матово-бархатный внизу! Я бы сказал — интеллигентный звук. И умное пение очень приятно слушать. А смотреть — так вообще — умопомрачительная женщина! Блестящая придворная дама, страстная женщина, опасная соперница — все это сыграно без нажима, без излишней аффектации, с большим вкусом. И жесты очень выразительны, но часто там одного взгляда достаточно. Особенно запоминается дуэль взглядов между Эболи и Елизаветой. Или пронзительный взгляд Эболи на Карлоса в сцене в саду. Кульминацией, конечно, является ария Эболи, одна из самых драматичных и трудных у меццо-сопрано, но Агунда вложила в нее столько чувств и эмоций, что я в этот момент думал об Эболи как о реально существовавшей принцессе.

Сильное впечатление произвел Дмитрий Ульянов в партии Филиппа. И прежде всего — своим звуком. Это то, что называется большой голос — мощный, яркий, мясистый, объемный звук заполнял весь зал. Тотальный звук! С прошлой серии голос наполнился новыми обертонами, а актерский рисунок — новыми деталями. Например, очень запоминается жест, которым Филипп просит Родриго ди Позу остаться («Restate!»), с которого и начинается знаменитый дуэт у"фонтана". Но наибольшее впечатление произвела вся огромная сцена в кабинете, сыгранная Ульяновым очень активно, разнообразно, осмысленно и убедительно. Очень запоминающимися были интонации и все нюансы настроения в дуэте с Великим Инквизитором.

Кстати, о последнем. Пётр Мигунов очень интересно строит рисунок роли. На первый взгляд его Инквизитор не кажется всемогущим, но у него такой необычный грим, что в лице появляется нечто инфернальное и жуткое, и образ раскрывается постепенно, такое впечатление что фигура Инквизитора растет на глазах. И звучит он сначала строго и внятно, а потом уже — безапеляционно. Единственно, там почти всегда почему-то есть фрагмент, где буквально две три фразы у Мигунова звучат немного тускловато, особенно на фоне предыдущих. Впрочем, может мне показалось, или там просто такое вот неудобное место.

У Олега Долгова Карлос несчастный, немного нервный, но не суетливый и не нытик (каким он иногда получается у других исполнителей). Пожалуй, еще ощущается небольшая скованность в сценическом рисунке, поэтому иногда Карлос кажется уж слишком подавленным и вечно хмурым, но вокально всё выглядит весьма и весьма достойно. Голос звучит уверенно, в том числе и в верхнем регистре в самых трудных местах. А середина тоже плотная, надежная, есть полноценный нижний регистр.

С особым нетерпением и любопытством я ждал выхода на сцену Василия Ладюка, ведь это был его дебют в партии Родриго. Надо сказать, что певец верен себе: качество исполнения очень высокое. Ровнейший звук благородного и очень приятного тембра, мягчайшее легато, кантилена на очень длинном дыхании, каждая нота впета и тщательно отделана. Особенно поразила меня отделка динамических оттенков, ибо благодаря Ладюку я в этот вечер открыл для себя в партии Родриго несколько новых моментов. Например, в сцене, когда Родриго рассказывает Елизавете о страданиях Карлоса и просит его принять, в этом красивейшем кантабиле «Carlo ch’e sol il nostro amore» среди затейливых форшлагов и подвижных триолей обнаружились две самые настоящие трели, весьма изящно исполненные — одна на пиано, а вторая — вообще на пианиссимо с тремя буковками ppp (я потом не поленился и скачал объемный клавир оперы). А еще до этого Родриго, скрытно передавая ей письмо Карлоса, предупредил ее о письме на таком пианиссимо, которое звучало как совсем тихий шепот и, тем не менее, его было прекрасно слышно в зале.

А уж исполнение сцены с Карлосом в его темнице я вообще никогда не забуду. Ладюк пел, в принципе, совсем не громко, хотя, конечно, все кульминации — на форте и фортиссимо с как будто останавливающими дыхание ферматами. И никаких внешних эффектов в его пении не было, но там было очень много обертонов и оттенков, и опять прозвучала трель, которую я раньше не замечал. Но все равно не это оказалось главным. Дело в том, что Ладюк так играл, что я даже на какое-то время забыл, как он пел. Родриго у него был не символом дружбы, чести, смелости и благородства, а прежде всего живым человеком с очень живыми чувствами и эмоциями. например, еще в сцене в садах королевы, он так активно и эмоционально стал наступать на Эболи, что та даже не успела вытащить нож из веера.

А еще я раньше думал, что в предпоследней картине есть красивая и сложная ария Родриго, которую все баритоны на конкурсах поют… а тут было полное впечатление, что раненый человек действительно умирает: у него уходят силы, слабеет голос, прерывается дыхание, а потом он падает замертво… Выглядело это весьма натурально и произвело на меня столь сильное впечатление, что я никак не мог потом сосредоточиться на продолжении оперы. Кстати, табуретка тоже сыграла свою драматическую роль: сначала Родриго пытался на нее опереться. а последним движением — видимо, в предсмертной в судороге — с силой отшвырнул ее в сторону — так, что она вылетела в кулисы.

В общем, это был настолько эмоциональный спектакль, что я от волнения не мог о нем внятно рассказать и решил посмотреть еще раз — 7 февраля, хотя первоначально идти не планировал (и вообще, меня ждали в двух других интересных местах). И, конечно, любимые артисты меня не разочаровали. Агунда Кулаева спела еще лучше, еще драматичнее, Дмитрий Ульянов проде­монстри­ровал классный звук, может быть, не такой мощный, но еще более разнообразный и обертонистый. Впрочем, другой состав, на который я в последний день тоже еще раз пошел, тоже спел и сыграл еще лучше! Какой чудесный спектакль! Он дает возможность блеснуть мастерством каждому певцу! И все они мне очень дороги! Спасибо!!!

Фото: Федор Борисович, Александр Шварценштейн