Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Дон Карлос
(Большой театр 29.06.2014)

Автор: Федор Борисович (30 июня 2014 10:50)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 29.06.2014

Место: Большой театр (Историческая сцена)

Состав:

Дон Карлос – Димитриос Питтас
Елизавета Валуа – Вероника Джиоева
Филипп II – Дмитрий Белосельский
Родриго ди Поза – Игорь Головатенко
Великий инквизитор – Вячеслав Почапский
Монах – Николай Казанский
Голос с неба – Кристина Мхитарян
Княгиня Эболи – Мария Гулегина
Тибо – Нина Минасян
Граф Лерма – Станислав Мостовой
Герольд – Богдан Волков
Дирижер – Роберт Тревиньо

Дон Карлос (Большой театр, 29 июня 2014)

Постановка без парижского акта в Фонтенбло не только мешает этой опере тягаться по продолжительности с опусами Вагнера, не только лишает единственного эмоционально светлого пятна — красивой любовной арии Карлоса и любовного же дуэта у костра. Как оказалось, еще один спутник миланской редакции — путаница в родственных отношениях героев оперы. И здесь, как говорится, «от великого до смешного». Где-то во втором отделении между тетушками, сидевшими неподалеку, происходит диалог:

— Так кто все-таки мать Карлоса, которую он любит?
— Не знаю… Ну, наверное, Гулегина!

После такого как прикажете переживать катарсис дальше? Правда, в первом действии одна из этих тетушек назвала обитель Монаха «хижиной» — и тут уже никакое фонтенбло не поможет (если кто не видел спектакль, «хижина» на прилагаемом фото на заднем плане).

Да, публика Большого театра — неисчерпаемый источник впечатлений. Но на сцене — тоже интересно. Например, там идет снег и, вопреки испано-французским климатическим реалиям, лежат, не тают, внушительные сугробы. Вспомнилось, что в дни декабрьской премьеры в Москве, как и сегодня, на снег можно было посмотреть только в Большом театре, за что знакомые, посетившие спектакль, благодарили режиссера отдельным пунктом.

Вы спросите: «А не пора ли э-э-э… ближе к опере?» и я отвечу: «Извольте!» Итак.

В первый состав на титульную партию влился греческий тенор — Димитриос Питтас. По сравнению с Андреа Каре, певшим премьеру, голос грека жидковат, но это заметно только в ансамблях. А так — ноты берет, верхний регистр — завидный, нижний — что интересно, тоже. Поет ровно, не подъезжает, не рвет. Тембр несколько… на любителя, но обсуждение тембров теноров — табу:) А вот что не надо делать, когда он поет — так это смотреть на сцену, а тем более разглядывать артиста в бинокль, как любит делать ваш покорный слуга. Два доминирующих актерских клише у грека — кривая усмешка и выпучивание глаз. Ну и жеманный какой-то Карлос. В общем, звучит хорошо, но смотрится — так себе, если не сказать странно. Хотя ведь Карлос и не должен быть героем — в этой опере роль под амплуа героя — Родриго.

По сумме качеств вспомнить лучшего Родриго, чем Игорь Головатенко, я что-то не могу. Как на премьере это было главное впечатление, так и сегодня. Стальные форте, сногсшибательные ферматы, благородная фразировка и образ — ну чистый «маркиз, теперь вы — герцог!» Не случайно воскрешению Родриго на поклонах публика радовалась едва ли не больше, чем даже эмоционально выраженному примирению Эболи и Елизаветы.

Эболи Марии Гулегиной и Елизавета Вероники Джиоевой сегодня прозвучали на порядок лучше себя премьерных. В том, что Мария Агасовна в очередной раз взорвет зал «O don fatale», я не сомневался — мне кажется, эту арию Верди писал для ее голоса, темперамента и артистической харизмы. А вот исполнение песни про фату — легко, подвижно, с пиано, с мелкими нотами, с фиоритурами — стало главным приятным сюрпризом спектакля. Мария Гулегина в отличной форме — пусть она всегда нас радует!

Вероника Джиоева не только вернула вокальную форму, но в нижнем регистре, мне показалось, стала заметно ближе к настоящему драму — это второй приятный сюрприз спектакля (т.к. на премьере Елизавета в исполнении певицы вызвала у меня лишь пожелания скорейшего улучшения). По ходу действия были у нее какие-то мелочи вроде не вполне удачных ноток, но сложнейшую арию спела замечательно. Единственное, что печалит меня в пении Вероники Джиоевой ныне и присно — дефицит согласных звуков. Конечно, вокализ «Прощание с фрейлиной» прозвучал красиво, а текст можно прочитать в супратитрах (они в Большом теперь новые — оранжевые, на отдельном табло), но слушать эту партию, не слыша согласных, я никак не согласный.

Дмитрий Белосельский — из тех певцов, звучание которых описывать бестолку. Кто слышал — тот сразу возведет очи горе и в немом восхищении разведет руками. А кто не слышал — тому не понять общих восторгов, которыми неизменно окружен этот феноменальный исполнитель. Филипп у него очень цельный, очень детальный и 100{e86d0b4be41953ef92694fd8ab7cb839f0c49613a4503dd3a4f4115e609cc99e} убедительный. За остальными впечатлениями — пожалуйте в театры, где поет Дмитрий.

Вячеслав Почапский, на премьере срочно вышедший вместо заболевшего приглашенного баса, к счастью, так и остался в этом составе. Во всех отношениях очень качественное исполнение Инквизитора.

Ну, а Николай Казанский хорош практически везде. Жаль, Монах — роль пафосная, без изюминки в характере, и блеснуть ценимым мной актерским талантом артисту было негде. А прозвучал здорово.

Дирижер Роберт Тревиньо и в этот раз показал красоту и силу воздействия музыки Верди со всех ракурсов. Лирические эпизоды были истово слезоточивы, а от суровости в сцене аутодафе по спине пробегал холодок — особенно в самом финале, когда клетки с «жарь-птицами» опускались навстречу небытию.

Вот только в начале второго отделения сидевший рядом мальчик лет семи захотел конфетку. И вместо соло Бориса я слушал, как сначала мама ребенка долго доставала конфетку из оглушительно шуршащего пакетика, а потом мальчик с иезуитской неспешностью разворачивал еще более шуршащий фантик. Потом маленького инквизитора-сладкоежку зашикали, но трепетность момента прикосновения к любимому музыкальному фрагменту этой оперы была подпорчена.

Впрочем, почти неизбежные в Большом эпизоды с окружающими пассажирами — лишь привычная мелочь. Я видел много разных видеозаписей с разными артистами, и очень жаль, что сегодняшний спектакль останется лишь в памяти, да на мутных фотках с поклонов. Это был крепкий мировой уровень — и по музыке, и по вокальным работам. Плюс постановка, дающая певцам петь вволю. Итого — шикарный вечер, за который всем, кто принимал участие в сегодняшнем сеансе театральной магии — низкий поклон и всевозможные рукоплескания.

Похожие темы

  • Так поступают все женщины (Большой театр 24.05.2014)

    Первый состав — с первым спектаклем премьерной серии! Подробности позже, а пока интересный факт. На двух фотографиях — рабочее место дирижера Стефано Монтанари. Во время речитативов дирижер прячет палочку за шиворот и сам…

  • Дон Карлос (КЗЧ 27.02.2014)

    Оперно-концертная жизнь в Москве насыщена настолько, что любителю оперы рано или поздно приходит в голову мысль о создании клона для посещения мероприятий. К счастью для меломанов какой-то гений придумал…

  • Царская невеста (Большой театр 08.07.2014)

    Тот редкий случай, когда после спектакля попросту не было сил о нем рассказывать, и традиционное излияние впечатлений от «Царской невесты», представленной Большим театром 8 июля, я оставил на утро. Настолько ошеломляющим оказалось…

Рубрика: Опера Дон Карлос  Мария Гулегина  Вероника Джиоева  Дмитрий Белосельский  Игорь Головатенко  Николай Казанский  Димитриос Питтас  Вячеслав Почапский  Роберт Тревиньо  Джузеппе Верди  Большой театр  Публика 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Ромео и Джульетта»: постскриптум к премьере в Новой Опере

  •  

    Севильский цирюльник
    (Новая Опера 09.09.2014)

  •  

    «Так поступают все» в Большом – премьера, день второй

  •  

    Травиата
    (Большой театр 08.04.2015)

  •  

    Концерт старинной музыки «Мастер из Магдебурга»

  •  

    Концертное исполнение «Андре Шенье»
    (КЗЧ 22.03.2016)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов