Два «Князя Игоря» в Новой Опере (22-23.08.2016)
В Новой опере друг за другом прошли два спектакля «Князь Игорь» — оба с большим успехом. А я в очередной раз задумался: ведь несмотря на то, что с концепцией этой постановки согласны далеко не все, зрители охотно приходят ее смотреть и второй, и третий, и пятый раз, да и артистам играть и петь в этом спектакле явно нравится. Премьера оперы состоялась уже достаточно давно — 16 апреля 2011 года, а 23 августа был уже 60-й спектакль!
Что касается публики, то я вспоминаю, как впервые пошел на «Князя Игоря» — года четыре назад мы пошли на этот спекталь с коллегами по работе аж ввосьмером. Тот поход был очень показательным. Театр тогда открывал этим спектаклем сезон, яркий был спектакль, и впечатления у всех были очень яркие. Меня тогда поразило, что на основные моменты концепции никто внимания вообще не обратил: а в нашей компании были люди самого разного возраста и уровня музыкального образования. Ну, неофиты — понятно, некоторые впервые в опере, масса впечатлений, им не до концепции, они потом ахали: «О, как красиво Кончак на колеснице выехал, какие костюмы, какие декорации, как все сверкало!» А опытные слушатели, как выяснилось, увидели то, что хотели и то, что помнили с юности. И по дороге вспоминали: «О, как здорово Игорь арию спел, ах, какой голос у Ярославны, ах, какая трогательная сцена встречи в конце!» А когда я их спрашивал, не показалась ли им спорной концепция, они просто не понимали, о чем я. Тогда я осторожно намекнул на контраст между изображением Путивля и половецкого стана, причем контраст отнюдь не в пользу первого, мне сказали, что «ничего там страшного не было». Когда я указал, что образ Игоря в этом спектакле скорее отрицательный, мне старшие товарищи популярно объяснили, что этого не может быть, потому что музыка-то у Игоря «сугубо положительная», а чтобы он стал отрицательным героем, нужно другую для него музыку написать (кстати, абсолютно справедливое замечание!). Ну, а когда я объяснил, что Ярославна в конце встречает Игоря… как бы «уже не в этой жизни», на меня вообще все замахали руками и сказали, чтобы я им хорошее настроение после замечательного спектакля своими дурацкими концепциями не портил, и вообще — они сами видели — всё кончилось хорошо! Что они, «Князя Игоря» что ли не знают? :) И на этом мы тогда разошлись, дружно напевая привязавшийся мотив из дуэта «Снова вижу я милОго, снова вижу дорогого…» И сколько я потом не ходил с разными своими друзьями, все было примерно так же…
Так вот, к чему я тут привел это свое историческое отступление — к тому, чтобы сказать, что спектакль ни в коем случае не потерял ни своей яркости, ни силы воздействия на зрителей. Да и сам я его за эти годы не зря же шесть раз посмотрел! И дело не только в том, что больше послушать «Князя Игоря» в Москве, увы, негде — спектакль Большого театра практически не идет, да если бы и шел… как вспомнишь «тамошние» купюры, так вздрогнешь (хотя и там певцы чаще всего спасают положение)… А здесь, хотя, конечно, по сравнению с любимым комплектом из пяти пластинок (с наиболее полной версией оперы), заслушанным до дыр в юности, потери есть, но все-таки все основные арии и дуэты сохранены. И музыкальная драматургия тоже присутствует. И гений Бородина по-прежнему побеждает! Но, конечно, прежде всего спектакль живет благодаря замечательным певцам и артистам, великолепному хору и прекрасному оркестру!
Что касается этих двух спектаклей, то я с большим удовольствием их послушал и посмотрел, соскучился по артистам, даже слова трудно подобрать, поэтому буду краток, да и не хочется мне на каких-то недостатках или просто не очень понравившихся моментах останавливаться, поэтому расскажу только о том, что произвело наиболее сильное впечатление.
Конечно, каждый ввод на заглавную партию в этом спектакле — событие, А уж если речь идет о таком харизматичном исполнителе, как Борис Стаценко — тем более. Меня певец больше всего поразил неожиданно темным и насыщенным звуком. Пожалуй, впервые я слушал пролог оперы, просто затаив дыхание. И, конечно, образ получился интересный. Причем, настолько интересный, что я до сих пор все время о нем думаю, прокручивая в голове отдельные сцены спектакля. И совершенно все по-новому складывается… Сильнейшее впечатление… Ольгу Терентьеву я, к сожалению, впервые я слышал в этом спектакле. Ярославна у нее получилась очень мягкой и женственной. Прекрасный образ. И еще мне показалось, что это — лучшая роль Ольги в театре. И, может быть, вообще одно из ее лучших выступлений. Виталий Ефанов просто блестяще спел Кончака. При этом он его еще и великолепно сыграл, как здорово он сыгрался-спелся с Князем Игорем! Лучшая сцена была! Уже не первый раз хочется отметить Антона Бочкарева в маленькой роли Овлура (четко, внятно, артистично) и Половецкую девушку в исполнении Виктории Шевцовой (шёлковая, завораживающая кантилена). Как всегда выразителен и ярок в роли Ерошки Вениамин Егоров. Поймал себя на мысли, что в моем изложении как-то все теряется за банальными фразами, но это из-за того, что не сразу удается осмыслить столь яркие впечатления. Скажу только, что те, кто по каким-либо причинам не смогли увидеть этот спектакль, очень много потеряли. Не все можно описать словами.
А на следующий день был совсем другой Князь Игорь! Хотя я слышал Анджея Белецкого в этой партии раньше, все равно нашел много новых интересных оттенков и интонаций, особенно яркое впечатление произвел конец знаменитой арии и финальный дуэт с Ярославной. Не перестаю восхищаться необыкновенным голосом Елены Поповской — плотным и гибким! А Ярославна у нее отличается особой твердостью характера и чувством собственного достоинства. Звонко, красиво и выразительно спел партию Владимира Игоревича Георгий Васильев, я уже во второй раз слышу столь удачное его исполнение этой партии. А вот Алексея Тихомирова в партии Галицкого я слышал впервые! Блестяще выступил! Мне очень нравится его тембр, обертона, и роль, безусловно получилась — ярко, выпукло, но не вульгарно и с чувством меры и вкуса. Как всегда, на высоте был и Владимир Кудашев в партии Хана Кончака — роскошный вокал и шикарный образ! Запомнился Анатолий Григорьев в роли Скулы — выразительно и четко все спел. Но, пожалуй его все-таки немного «затмил» Максим Остроухов, как всегда, бесподобно спевший и сыгравший Ерошку. В этой роли артист просто «купается». Смотреть — одно удовольствие!
В общем, я оба спектакля посмотрел с огромным интересом и еще раз убедился, что главное в опере — это певцы. Особенно, когда они создают такие разные, но убедительные образы, вот и получаются разные спектакли, которые так любопытно смотреть даже друг за другом. Так что всем огромное спасибо за незабываемые впечатления!
Похожие темы
«Князь Игорь» с дебютом Бориса Стаценко (Новая Опера 22.08.2016)
Оперные спектакли штучной работы создаются артистами, и случаются события, которые просто нельзя пропустить — как дебют Бориса Стаценко в спектакле, о котором пойдет речь
«Мазепа» в Новой Опере
Это действительно было большое событие. Особенно для меня, потому что у меня к этой опере с юности особое отношение, я ее открыл для себя в 1985 году, послушав запись на радио «Орфей»