Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Два «Князя Игоря» в Новой Опере
(22-23.08.2016)

Автор: Александр Шварценштейн (28 августа 2016 22:59)  |
 Комментировать 

«Князь Игорь» в Новой Опере, 22 августа 2016

В Новой опере друг за другом прошли два спектакля «Князь Игорь» — оба с большим успехом. А я в очередной раз задумался: ведь несмотря на то, что с концепцией этой постановки согласны далеко не все, зрители охотно приходят ее смотреть и второй, и третий, и пятый раз, да и артистам играть и петь в этом спектакле явно нравится. Премьера оперы состоялась уже достаточно давно — 16 апреля 2011 года, а 23 августа был уже 60-й спектакль!

Что касается публики, то я вспоминаю, как впервые пошел на «Князя Игоря» — года четыре назад мы пошли на этот спекталь с коллегами по работе аж ввосьмером. Тот поход был очень показательным. Театр тогда открывал этим спектаклем сезон, яркий был спектакль, и впечатления у всех были очень яркие. Меня тогда поразило, что на основные моменты концепции никто внимания вообще не обратил: а в нашей компании были люди самого разного возраста и уровня музыкального образования. Ну, неофиты — понятно, некоторые впервые в опере, масса впечатлений, им не до концепции, они потом ахали: «О, как красиво Кончак на колеснице выехал, какие костюмы, какие декорации, как все сверкало!» А опытные слушатели, как выяснилось, увидели то, что хотели и то, что помнили с юности. И по дороге вспоминали: «О, как здорово Игорь арию спел, ах, какой голос у Ярославны, ах, какая трогательная сцена встречи в конце!» А когда я их спрашивал, не показалась ли им спорной концепция, они просто не понимали, о чем я. Тогда я осторожно намекнул на контраст между изображением Путивля и половецкого стана, причем контраст отнюдь не в пользу первого, мне сказали, что «ничего там страшного не было». Когда я указал, что образ Игоря в этом спектакле скорее отрицательный, мне старшие товарищи популярно объяснили, что этого не может быть, потому что музыка-то у Игоря «сугубо положительная», а чтобы он стал отрицательным героем, нужно другую для него музыку написать (кстати, абсолютно справедливое замечание!). Ну, а когда я объяснил, что Ярославна в конце встречает Игоря… как бы «уже не в этой жизни», на меня вообще все замахали руками и сказали, чтобы я им хорошее настроение после замечательного спектакля своими дурацкими концепциями не портил, и вообще — они сами видели — всё кончилось хорошо! Что они, «Князя Игоря» что ли не знают? :) И на этом мы тогда разошлись, дружно напевая привязавшийся мотив из дуэта «Снова вижу я милОго, снова вижу дорогого…» И сколько я потом не ходил с разными своими друзьями, все было примерно так же…

Так вот, к чему я тут привел это свое историческое отступление — к тому, чтобы сказать, что спектакль ни в коем случае не потерял ни своей яркости, ни силы воздействия на зрителей. Да и сам я его за эти годы не зря же шесть раз посмотрел! И дело не только в том, что больше послушать «Князя Игоря» в Москве, увы, негде — спектакль Большого театра практически не идет, да если бы и шел… как вспомнишь «тамошние» купюры, так вздрогнешь (хотя и там певцы чаще всего спасают положение)… А здесь, хотя, конечно, по сравнению с любимым комплектом из пяти пластинок (с наиболее полной версией оперы), заслушанным до дыр в юности, потери есть, но все-таки все основные арии и дуэты сохранены. И музыкальная драматургия тоже присутствует. И гений Бородина по-прежнему побеждает! Но, конечно, прежде всего спектакль живет благодаря замечательным певцам и артистам, великолепному хору и прекрасному оркестру!

Что касается этих двух спектаклей, то я с большим удовольствием их послушал и посмотрел, соскучился по артистам, даже слова трудно подобрать, поэтому буду краток, да и не хочется мне на каких-то недостатках или просто не очень понравившихся моментах останавливаться, поэтому расскажу только о том, что произвело наиболее сильное впечатление.

Конечно, каждый ввод на заглавную партию в этом спектакле — событие, А уж если речь идет о таком харизматичном исполнителе, как Борис Стаценко — тем более. Меня певец больше всего поразил неожиданно темным и насыщенным звуком. Пожалуй, впервые я слушал пролог оперы, просто затаив дыхание. И, конечно, образ получился интересный. Причем, настолько интересный, что я до сих пор все время о нем думаю, прокручивая в голове отдельные сцены спектакля. И совершенно все по-новому складывается… Сильнейшее впечатление… Ольгу Терентьеву я, к сожалению, впервые я слышал в этом спектакле. Ярославна у нее получилась очень мягкой и женственной. Прекрасный образ. И еще мне показалось, что это — лучшая роль Ольги в театре. И, может быть, вообще одно из ее лучших выступлений. Виталий Ефанов просто блестяще спел Кончака. При этом он его еще и великолепно сыграл, как здорово он сыгрался-спелся с Князем Игорем! Лучшая сцена была! Уже не первый раз хочется отметить Антона Бочкарева в маленькой роли Овлура (четко, внятно, артистично) и Половецкую девушку в исполнении Виктории Шевцовой (шёлковая, завораживающая кантилена). Как всегда выразителен и ярок в роли Ерошки Вениамин Егоров. Поймал себя на мысли, что в моем изложении как-то все теряется за банальными фразами, но это из-за того, что не сразу удается осмыслить столь яркие впечатления. Скажу только, что те, кто по каким-либо причинам не смогли увидеть этот спектакль, очень много потеряли. Не все можно описать словами.

«Князь Игорь» в Новой Опере, 23 августа 2016

А на следующий день был совсем другой Князь Игорь! Хотя я слышал Анджея Белецкого в этой партии раньше, все равно нашел много новых интересных оттенков и интонаций, особенно яркое впечатление произвел конец знаменитой арии и финальный дуэт с Ярославной. Не перестаю восхищаться необыкновенным голосом Елены Поповской — плотным и гибким! А Ярославна у нее отличается особой твердостью характера и чувством собственного достоинства. Звонко, красиво и выразительно спел партию Владимира Игоревича Георгий Васильев, я уже во второй раз слышу столь удачное его исполнение этой партии. А вот Алексея Тихомирова в партии Галицкого я слышал впервые! Блестяще выступил! Мне очень нравится его тембр, обертона, и роль, безусловно получилась — ярко, выпукло, но не вульгарно и с чувством меры и вкуса. Как всегда, на высоте был и Владимир Кудашев в партии Хана Кончака — роскошный вокал и шикарный образ! Запомнился Анатолий Григорьев в роли Скулы — выразительно и четко все спел. Но, пожалуй его все-таки немного «затмил» Максим Остроухов, как всегда, бесподобно спевший и сыгравший Ерошку. В этой роли артист просто «купается». Смотреть — одно удовольствие!

В общем, я оба спектакля посмотрел с огромным интересом и еще раз убедился, что главное в опере — это певцы. Особенно, когда они создают такие разные, но убедительные образы, вот и получаются разные спектакли, которые так любопытно смотреть даже друг за другом. Так что всем огромное спасибо за незабываемые впечатления!

Похожие темы

  • «Князь Игорь» с дебютом Бориса Стаценко (Новая Опера 22.08.2016)

    Предвижу, читатель резонно фыркнет: «Не нравится — не ходи! Зачем заниматься мазохизмом?». Но опера — не только режиссеры, хотя теперь иногда в это бывает трудно поверить. Оперные спектакли штучной работы создаются артистами, и случаются события, которые…

  • «Мазепа» в Новой Опере (14.01.2015)

    Это действительно было большое событие. Особенно для меня, потому что у меня к этой опере с юности особое отношение, я ее открыл для себя в 1985 году, послушав запись на радио «Орфей»…

Рубрика: Опера Князь Игорь  Елена Поповская  Ольга Терентьева  Анджей Белецкий  Георгий Васильев  Максим Остроухов  Борис Стаценко  Алексей Тихомиров  Евгений Самойлов  Александр Бородин  Новая Опера  Юрий Александров 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Концерт «Открытая опера» в Зеленом театре ВДНХ
    (06.08.2016)

  •  

    Две песенки на концерте «Вокальная музыка XX–XXI»

  •  

    Премьера оперы «Евгений Онегин» в Михайловском театре

  •  

    Елена Зеленская в Бетховенском зале Большого театра

  •  

    Премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале»
    (Большой театр 19-20.04.2016)

  •  

    «Зеркало» Андрея Тихомирова

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов