Евгений Онегин (МАМТ 23.11.2014)
Дата: 23.11.2014
Место: МАМТ
Состав:
- Евгений Онегин – Илья Павлов
- Татьяна – Наталья Петрожицкая
- Ленский – Нажмиддин Мавлянов
- Ольга – Лариса Андреева
- Ларина – Ирина Ващенко
- Филиппьевна – Вероника Вяткина
- Гремин – Роман Улыбин
- Дирижер – Феликс Коробов
Ну и аншлаг был на этом «Евгении Онегине»! Мне кажется, в бельэтаже сидели на лестнице. И очень много было совсем молодых людей в зале. Я сидел совсем близко от большой группы подростков и, честно говоря, сначала опасался, что они будут себя шумно вести. Ничего подобного! Сидели совершенно тихо, даже не шептались, смотрели, слушали, и даже потом в антракте немного обсуждали. Значит, не зря пришли.
Вообще-то, Татьяну в этом спектакле должна была петь Елена Гусева, но произошла замена, причем, видимо, в последний момент, и на сцену вышла Наталья Петрожицкая. Ну, мне кажется, она в любое время дня и ночи может Татьяну спеть, настолько она сроднилась с этой партией! Мне тоже очень интересно всегда ее Татьяну слушать. И сцена письма никогда не кажется затянутой, проскакивает, как одна минута во всех этих девичьих переживаниях. У меня такое впечатление, что на этот раз Татьяна у Петрожицкой была немного другая — более мягкая, чем всегда, менее порывистая и более мечтательная, менее резкая и более терпимая ко всем. Но, конечно же, такая же влюбленная и отчаянная. Знаете, мне этот вариант даже больше понравился. Мне кажется, образ стал более глубоким и интересным, ну, и построен в точном соответствии с музыкой Чайковского. А пела она очень здорово: ярко, эмоционально, но без надрыва, каждое слово доносила и все оттенки чувств своей героини. Заключительную сцену певица на этот раз тоже, пожалуй, сыграла более сдержанно, без знаменитого прыжка в объятия Онегина и без срыва в слезы на фразе «Я Вас люблю», но от этого сцена не стала менее трагичной, и впечатление непоправимости произошедшего никуда не исчезло.
Лариса Андреева в партии Ольги была, как всегда, «беззаботна и шаловлива». Пожалуй, она играет не легкомысленную дурочку, а просто очень веселую, очень молодую и сильно избалованную всеобщей любовью и вниманием девушку, которая просто не видела в своей жизни ничего плохого, и ей даже в голову не приходит, что с ней может случиться что-то дурное. Лариса очень выразительно всегда поет эту партию, правда, чуть глуховато низы в арии звучат, на мой взгляд, но они здесь совсем для контральто, по-моему, написаны. Еще мне очень нравится сцена в самом начале четвертой картины. когда Ольга прибегает к Татьяне похвастаться своим свадебным нарядом с длинной белой фатой. Она такая там красивая и счастливая!!! Очень сильная сцена, на фоне которой потом проявляется масштаб случившегося несчастья.
Нажмиддин Мавлянов на этот раз представил, пожалуй, один из самых лирических вариантов образа Ленского. С самых первых слов голос у него звучал легко, без всякого напряжения и нажима. Нежный, но очень тембристый звук как будто бесконечно скользил по идеально ровной поверхности, не встречая никаких препятствий, гибко отражая все мелодические изгибы, передавая мельчайшие оттенки и излучая теплый свет. А сцена на балу у Лариных была сыграна на контрасте: после умоляющих и мягких уговоров Ольги последовали гнев и отчаяние, и все кульминации прозвучали на очень ярком форте. Фрагмент «В вашем доме» был исполнен воздушным, практически летящим звуком, такого я еще никогда не слышал. Слова «Ольга, Ольга! Прощай навек!» на этот раз были спеты с такой бесповоротной решимостью и горечью, что никаких сомнений в трагическом исходе дуэли не осталось. Ария стала настоящей лебединой песней поэта, я не берусь описать этот звук, от которого сразу защемило сердце, пожалуй, лучше всего его определяет слово «ангельский». Правда, я не уверен, что ангелы мне когда-нибудь так споют.
Илья Павлов поет Онегина тоже в сугубо лирическом ключе, но ему, на мой взгляд, немного не хватает разнообразия в динамике и оттенках и актерской индивидуальности. У него очень приятный тембр, мягкое, красивое легато, округлый звук, но голос, пожалуй, все же немного жидковат, и то ли опыта, то ли сценического темперамента недостает для того, чтобы передать всю бурю эмоций, которая охватывает его героя в двух последних картинах. Конечно, это моё субъективное ощущение… И, безусловно, есть проблемы с самыми верхними нотами, причем, такое впечатление, что эти проблемы исключительно психологического порядка, ибо мне кажется, что там, вверху есть запас и по диапазону, и по общей звучности. Надеюсь, певцу удастся решить эти проблемы.
Гремин Романа Улыбина — это всегда миниспектакль в спектакле. Всего одна ария, весьма запетая, между прочим, вещь — а сколько интересных наблюдений можно сделать из построения фраз, оттенков обертонов, интонаций, мимики и жестов. Всегда получается убедительный образ очень порядочного, благородного человека. Вторую часть арии Улыбин спел с такой нежностью и мечтательностью в голосе, что сразу стало понятно, почему Татьяна вышла замуж за этого человека.
В общем, вы поняли, что вечер удался. Дирижер Феликс Коробов с оркестром тоже были в ударе, чувствовались эмоциональный подъем и вдохновение. Большое спасибо всем!
Похожие темы
Евгений Онегин (МАМТ 11.01.2015)
По техническим причинам отчет об этом спектакле у меня чуть задержался. Но впечатления и спустя два дня остаются очень яркими. Постараюсь их изложить.
Евгений Онегин с новым Ленским (Новая Опера 15.09.2014)
Если начать с события спектакля — это дебют Алексея Неклюдова в партии Ленского. Тенор, уже ангажированный на Феррандо в «Кози» Большого. Голос самых многообещающих качеств
«Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка
Недавно известие о снятии спектакля наделало немало шума, но вскоре Дмитрий Черняков, чей график, как сообщалось, плотно расписан на ближайшие несколько лет, оперативно нашел время приехать в Москву для проведения перезагрузки