«Евгений Онегин» в Новой Опере открыл московский оперный сезон

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 16.08.2016

Место: Новая Опера

Состав:

  • Онегин – Алексей Богданчиков
  • Татьяна – Жаля Исмаилова
  • Ленский – Алексей Неклюдов
  • Ольга – Анна Викторова
  • Ларина – Татьяна Смирнова
  • Филиппьевна, няня – Ирина Ромишевская
  • Трике – Максим Остроухов
  • Зарецкий, Ротный – Андрей Фетисов
  • Дирижер – Андрей Лебедев
«Евгений Онегин» в Новой Опере, открытие сезона 2016-17

Больше фотографий

Уже который раз открываю музыкальный сезон походом в Новую оперу на «Евгения Онегина». Как же приятно снова прийти в этот зал, сесть в удобное кресло и замереть в приятном ожидании! И у всех чувствуется такое радостное волнение. Я заметил, что когда стали появляться оркестранты, народ их встречал, как родных. По залу пронеслось чуть ли не восторженное: «О, уже идут!». А появление дирижера Андрея Лебедева публика вообще встретила овацией, какой я даже и не помню… Соскучились люди за лето… А уж когда после гениального светлого вступления Татьяна с Ольгой выбежали на сцену и запели это мечтательно-прозрачное и неуловимо печальное «Слыхали ль вы…», от которого всегда почему-то наворачиваются слезы и вспоминается последняя фраза неподражаемого романа Брэдбери «Вино из одуванчиков», все замерли с практически блаженным выражением на лицах… И даже крошечная оговорка в ансамбле (не важно, у кого!) не только не разрушила, а даже еще больше укрепила идиллию единения сцены и зала.

Судя по всему, артисты тоже были в прекрасном настроении и подарили нам замечательный вечер.

Очень приятно было видеть Алексея Богданчикова в заглавной партии после долгого перерыва. К тому же, его актерская трактовка этой роли мне в прошлые разы показалась весьма интересной, и любопытно было, как он ее развил после ряда зарубежных выступлений. Понятно, что там другие постановки, но все же… Да и по голосу Богданчикова — такого мягкого и красивого тембра — я, признаться, уже успел соскучиться. И я поймал себя на мысли, что уже с первого появления начинаю сопереживать его герою и даже в чем-то отождествлять себя с ним… Потому что нет в его Онегине никакого пафоса или высокомерия (что, кстати, не так уж редко можно увидеть у исполнителей этой роли, я говорю, конечно, прежде всего, о 1-й, 3-й и 4-й картинах), зато есть внутреннее благородство. Получился очень жизненный образ человека очень серьезного и рассудительного, несмотря на молодость, но, тем не менее, имеющего права на ошибки и совершающего их. Надо сказать, что мне весьма близка такая трактовка, и, надо отметить, что у молодого артиста она получилась достаточно цельной, ну разве что, пожалуй, слишком активной на общем сдержанном фоне мне показалась жестикуляция и мимика в начале шестой картины на словах «…где окровавленная тень ко мне являлась каждый день». Что касается вокала, то Богданчиков проде­монстри­ровал хороший вкус и чувство меры. Округлый, хорошо оформленный звук, бархатный в середине, яркий и стабильный в верхнем регистре, широкая палитра обертонов, аккуратность в выпевании каждой фразы — вот что мне понравилось. Мне показалось, что немного глуховато звучало начало партии, особенно нижние ноты в первой картине, но, возможно, я придираюсь, во всяком случае, в сложных монологах в 6-й и 7-й со звучностью было все в порядке. Очень выразительно и проникновенно была исполнена заключительная сцена. И вообще, Богданчикова слушать очень интересно и хотелось бы видеть в Москве его почаще (и не только в спектаклях, но и в концертах, ведь он интересен и как камерный певец). Наверное, я рассуждаю, как эгоист, хотя я очень рад, что певец часто и успешно выступает за рубежом, в частности, в Гамбургской опере.

Татьяну — впервые! — пела Жаля Исмаилова. Это была неожиданная Татьяна. Пела она очень эмоционально, местами даже отчаянно. Она так старалась и, наверное, очень волновалась. В жизни Жаля, по-моему, все время улыбается, и у нее такие красивые черные глаза, лучащиеся от счастья. И вот эта мягкая, счастливая улыбка даже сохранилась в первой картине, пожалуй, я впервые видел улыбающуюся Татьяну. И потом, когда возникает эта тревога, предчувствие, а потом неразделенная любовь, на контрасте это здорово получилось. Пожалуй, от волнения немного неровно звучал голос, были небольшие провалы в звуке, в самых волнующих моментах письма иногда проглатывались окончания фраз, временами была заметна небольшая тремоляция, но в самых драматических моментах верхние кульминации на форте, безусловно, прозвучали ярко. А мне больше всего понравились фразы, которые были спеты с аккуратной филировкой звука, например, «что муж в сраженьях изувечен…», «А-а-ах, счастье было так возможно…», где голос звучал очень трогательно и беззащитно.

Еще одним дебютом стало выступление в партии Ольги Анны Викторовой. Какое же у нее замечательное легато! Звук тянется до бесконечности. И в голосе чувствуется такая красивая «вязкость». Правда, от этого, на мой взгляд, немного страдает дикция, особенно согласные, но это так всегда почти бывает. Партия Ольги, конечно, не такая большая, как партия Татьяны, но очень важная с точки зрения музыкальной драматургии. И наилучший результат получается, на мой взгляд, когда голоса Татьяны и Ольги сильно отличаются друг от друга по тембру. И тут как раз был такой случай. И вообще, я считаю, что голос Анны Викторовой идеально подходит для партии Ольги. Именно эта партия выгодно подчеркивает все его (голоса) достоинства: прежде всего я говорю о нижнем регистре с богатым темным звуком, который мне так понравился. Что касается актерского воплощения, то Ольга получилась совсем не злой и не манерной, а скорее беспечной. Признания Ленского она выслушивает со снисхо­дительной улыбкой, потому что уже привыкла к ним, а Онегин — новый человек и поэтому сначала он вызывает у нее интерес. А во время ссоры она вообще ничего не может понять, стоит в растерянности. И такая трактовка мне тоже показалась оправданной.

Большой шаг вперед в освоении партии Ленского сделал Алексей Неклюдов. Я же хорошо помню, как этот молодой певец, казалось бы, совсем недавно дебютировал в этой роли. А сейчас партия у него уже звучит просто прекрасно. Он поет ее в абсолютно лирическом ключе и в самых лучших русских традициях. Главным достоинством, конечно, является чудесный светлый голос, красиво льющийся, очень тембристый, сочный и с таким нежным и трепетным вибрато, что на него нельзя не обратить внимания, даже помня о других прекрасных исполнителях партии Ленского. Мягкая манера звукоизвлечения, продуманная фразировка, большое количество динамических нюансов, полетность голоса — вот что мне еще хотелось бы отметить. И наполненность звуком удивительная для такого молодого певца, лишь раз, где-то в середине знаменитой арии, мне показалось, что чуть менее насыщенно прозвучали самые нижние ноты, возможно, певец просто подустал, но, надо сказать, этот матовый звук тоже был очень красивым. И образ романтически-мечтательного, влюбленного и ревнующего поэта получился весьма убедительным. И, честно говоря, я даже не ожидал, что получу такое удовольствие. Огромное удовольствие. Спасибо!

Но самое сильное впечатление на меня произвел Владимир Кудашев в партии Гремина. Сколько раз я его слышал, но, по-моему, никогда он не звучал так благородно, так роскошно, так неподражаемо. Голос изумительной красоты и достоинства! И, главное, эта, казалось бы, тысячу раз слышанная ария, прозвучала подлинным откровением, это был целый моноспектакль внутри спектакля, история всей жизни и любви, переданная практически исключительно вокальными средствами — всепобеждающим тембром, обертонами, динамическими оттенками, интонациями. В общем, это было потрясающе, зал, взорвался овацией!

Удачно выступили и другие артисты. Татьяну Смирнову в роли Лариной я просто обожаю. Тоже вся история жизни в нескольких фразах, причем, в основном в ансамблевых сценах. Но настолько живой портрет, что даже очень напоминает мне по характеру одну мою родственницу. Очень теплые чувства вызывает и Няня в исполнении Ирины Ромишевской. Какой мягкий, приятный голос! И тоже — какая судьба! В эпизодической роли Трике, как всегда, убедителен был Максим Остроухов, который тоже всегда наделяет исполняемого им героя интересными индивидуальными чертами. И его Трике был хоть и чудаковат, но вызывал скорее искреннее сочувствие. Бравого офицера Трифона Петровича (он же Зарецкий) блестяще, как всегда, спел и сыграл Андрей Фетисов.

Хор был бесподобен, особенно в сцене ларинского бала. Оркестр под управлением Андрея Лебедева играл тонко и вдохновенно!

Еще одно замечательное, незабываемое открытие сезона! Спасибо, дорогие мои!