Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Премьера оперы «Фауст» в Новой Опере
(15-16.09.2016)

Автор: Александр Шварценштейн (6 ноября 2016 02:14)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 15-16.09.2016

Место: Новая Опера

Состав:

15 сентября 2016
Фауст – Хачатур Бадалян
Мефистофель – Евгений Ставинский
Маргарита – Елизавета Соина
Валентин – Алексей Богданчиков
Вагнер – Дмитрий Орлов
Зибель – Анна Синицына
Марта – Александра Саульская-Шулятьева
16 сентября 2016
Фауст – Георгий Васильев
Мефистофель – Алексей Тихомиров
Маргарита – Екатерина Миронычева
Валентин – Илья Кузьмин
Вагнер – Александр Мартынов
Зибель – Валерия Пфистер
Марта – Ирина Ромишевская
Дирижер – Ян Латам-Кениг

По дороге в Новую Оперу на премьеру «Фауста» вспомнил своих бабушек. Они эту оперу знали наизусть, причем, одна была поклонницей Ивана Семеновича Козловского, а другая всю жизнь обожала Сергея Яковлевича Лемешева. Но «Фауста» они пели весьма дружно (и, разумеется, по-русски). А я вот, если говорить об опере целиком, только записи до этого слышал. Ну, конечно, арии все на слуху, ибо часто исполняются в концертах. Но оперный спектакль — это, безусловно, совсем другое. И впечатления от него, точнее, от первых двух премьерных спектаклей в Новой опере (15 и 16 сентября 2016) были столь богатыми, разнообразными и многогранными, что я никак не мог их собрать воедино и внятно изложить.

Ну, прежде всего, сама музыка Гуно. То, что играл оркестр под руководством Яна Латама-Кенига, пожалуй, стало для меня неожиданностью. Никакой мелодрамы или сентиментальности: совершенно строгая, четкая, максимально выверенная ритмически трактовка. И в первые минуты она казалась чуть суховатой и очень немецкой. Но, мне кажется, это был тот случай, когда «непривычно» — это необязательно значит «неправильно». Может быть, не так пафосно и эффектно в некоторых местах, но эта сдержанность сместила акценты в сторону самой фабулы и ее философской составляющей.

Второй неожиданностью стал образ Фауста, воплощенный вернувшимся в Новую оперу Хачатуром Бадаляном. Такой атлетичный, энергичный и страстный. Хотя я немного по-другому его себе представлял, мне понравилось! Свежо, нестандартно! Голос его за это время стал плотнее и объемнее, но вначале он, как мне показалось, немного глуховато звучал внизу, а середина — матово. Зато верхние ноты получались очень стабильно.

Порадовала и Елизавета Соина, прогрессирующая прямо на глазах. Звук насыщенный, ровный и с очень хорошими верхними нотами, две-три из которых она взяла так, что у меня от восхищения голова закружилась. Ну, правда, иногда голос мне казался даже чересчур плотным, но по-моему, певица успешно справилась со всеми трудностями партии. И образ у нее получился интересным: под влиянием Мефистофеля Маргарита действует как во сне или как кукла-марионетка.

Очень хорош Евгений Ставинский в роли Мефистофеля. Голос звучит замечательно во всех регистрах. Я бы сказал — тембр высокого качества! Элегантность во всем, и внешность, и манеры аристократические. И вообще в нем есть что-то гипнотическое. Очень яркий образ, сочетание чувства меры и хорошего вкуса. Пожалуй, это было самое сильное впечатление спектакля!

Алексей Богданчиков в партии Валентина продемонстрировал благородный тембр, мягкое звуковедение. Труднейшая каватина прозвучала весьма убедительно и проникновенно: длинное дыхание, прекрасная кантилена, округлый звук. Сдержанность в поведении и скупость жестов, пожалуй, были к месту. Сцена смерти тоже запомнилась, хотя показалось, что именно в этом месте режиссерская концепция роли Валентина является наиболее уязвимой.

Анна Синицына звонко спела Зибеля. Пожалуй, чуть резковато и рискованно иногда звучал верх, но это не так важно, потому что в этом образе было чудесное обаяние молодости и робкой надежды на счастье.

На следующий день театр предложил другой состав, и совершенно другие образы получились. Романтический, мечтательный, лирический герой Фауст у Георгия Васильева радовал красивым тембром, осмысленностью фразировки. Здорово спел и самое начало, и развитие, и сыграл зарождение любви! Он так нежно смотрел на Маргариту. И вообще в паре они смотрелись просто идеально! Ну, в паре мест звук получился чуть тускловатым в середине диапазона, но, скорее всего, это случайность.

Хрупкая, изящная и беззащитная Маргарита получилась у Екатерины Миронычевой. Сначала ее голос, как мне показалось, звучал чуть сдавленно и глуховато, но буквально после нескольких фраз звук наладился, голос стал светлым и чистым. Она пела очень естественно и задушевно. А ее Маргарита казалась прекрасным и нежным призраком, иллюзией, рожденной диковинной машиной — camera obscura.

Алексей Тихомиров представил свой образ Мефистофеля — очень интересный! Больше всего мне понравились озорной блеск в глазах и такая мягкая вальяжность в голосе. Сначала, правда, чувствовалось небольшое напряжение в верхнем регистре, но затем голос полился свободно, со всеми обертонами и яркими динамическими оттенками. Особенно удавалось фортиссимо — яркий. насыщенный звук. А, вообще, Мефистофель у Тихомирова был похож на умного, расчетливого сквайра, человека дела.

Илья Кузьмин достойно исполнил партию Валентина. Особенно понравилась каватина: в этих длинных фразах уже как бы чувствовалось какое-то неумолимое предощущение трагедии. Начало сцены смерти тоже прозвучало в темном ключе, пожалуй, чуть тяжеловесно, а вот после удара веретеном голос чуть сдал и начал немного слоиться, и «песочек» там какой-то появился. Впрочем, это было оправдано ситуацией — человек ведь умирает.

В этом составе партию Зибеля пела Валерия Пфистер. Здорово получилось! И темноватый, прохладный тембр очень к месту, и юношеские манеры, и жестикуляция удались, и костюм очень удачно сидел. Достаточно настойчивый юноша в итоге получился.

В общем, я завидую тем, кто еще не видел этого спектакля и предупреждаю, что у театра есть такие вот два состава прекрасных певцов. При этом представления получаются совершенно разными, но очень интересными. Кстати, спектакль из тех, которые можно смотреть много раз не только из-за составов, но и из-за постановки.

О самой постановке писали много, в основном все отмечали ее многочисленные достоинства. И правильно. Это очень яркий спектакль со сквозным действием, который можно смотреть, что называется, глаз не отрывая. Но я позволю себе здесь немного порассуждать о некоторых его особенностях, показавшихся мне спорными. Подчеркиваю, это мое личное мнение.

Идея насытить оперу Гуно некоторыми героями, деталями и, главное, атмосферой романа Булгакова «Мастер и Маргарита», безусловно, очень интересна и открывает широкие перспективы. Но в то же время эта идея чревата некоторыми натяжками. Вот, например, на мой взгляд, Мефистофель Гуно в отличие от Воланда совершенно не нуждается ни в свите, ни в помощниках. Поэтому фигура Клетчатого, — приспешника сатаны, — хотя и оживляет действие, но никак не соотносится с музыкой. И иногда этого Клетчатого «слишком много».

Основные заявленные режиссером Екатериной Одеговой лейтмотивы — света, движения и платка — прослеживаются с трудом, прежде всего, как мне кажется, из-за мелкости деталей. Их обилие — одна из основных особенностей спектакля, но ведь из-за этого даже из второго ряда партера, вооруженный биноклем (!), я с трудом проследил судьбу платка. Что же касается афиши с портретом Шаляпина, то, даже зная о ней заранее, рассмотреть ее, например, с бельэтажа, очень трудно, а деталь-то важная! И вообще, спектакль мне показался все-таки несколько «перегруженным». Ну, с другой стороны у зрителей будет повод еще раз прийти, чтобы уж окончательно все рассмотреть.

Идея камеры-обскуры как инструмента, позволяющего раздвинуть рамки времени и реальности, мне понравилась, особенно удачна сцена с кинопленкой. Но такое впечатление, что эта волшебная камера отразила не только булгаковскую Москву, а еще и некую современную реальность, симметрично расположенную по ту сторону Страстного бульвара, где в другом музыкальном театре другой режиссер (кстати, мастер сквозного действия) поставил спектакль, которым вся Москва (и я особенно) наслаждается уже больше пяти лет. Возможно, именно поэтому такие детали, как развинчивающаяся универсальная трость дьявола, закономерность, когда при его появлении все сразу начинает крутиться, механически дергающиеся под музыку люди, мизанцена с началом песенки Вагнера, когда он три раза просовывает голову между солдатами, и мизансцена, когда в немецком городке все ждут появления Маргариты, и она (особенно в исполнении Соиной) двигается как механическая кукла, а ее поклонник Зибель робко стоит справа с искусственными цветами в руке, оставили у меня лично четкое ощущение дежа вю. Такое же ощущение возникло и при перемещении подразделений солдат — но это уже были ассоциации со спектаклем «Осуждение Фауста», поставленный в Большом театре Петером Штайном.

Ну и, наконец, о тех моментах, которые не то чтобы шокировали, а, скорее, вызвали у меня чувство инстинктивного дискомфорта или неприятия, иногда даже по не совсем понятным причинам. Хотя я — атеист и, вроде, не ханжа, но мне как-то стало не по себе, когда Клетчатого со сложенными в виде креста барабанными палочками подняли на руки в качестве защиты от дьявола, или когда он подменил в колодце святую воду. Еще, несмотря на отсылку к Булгакову, все-таки явное отторжение у меня вызывает сцена с соломенными внутренностями и оторванной головой Валентина.

Конечно я написал об этих особенностях именно потому, что они всерьез меня затронули, а это как раз говорит о том, что постановка — с изюминкой, и я советую ее обязательно посмотреть. Московскую публику можно поздравить — у нее опять есть «Фауст» Гуно!

Похожие темы

  • «Осуждение Фауста» – премьера в Большом театре

    Перед премьерой «Осуждения Фауста» Гектора Берлиоза в Большом я специально старые записи не переслушивал. Ну, во-первых, для свежести впечатлений. Во-вторых, я же изначально на три спектакля подряд собирался — вдруг надоест? И вот после…

  • «Евгений Онегин» в Новой Опере открыл московский оперный сезон

    Уже который раз открываю музыкальный сезон походом в Новую оперу на «Евгения Онегина». Как же приятно снова прийти в этот зал, сесть в удобное кресло и замереть в приятном ожидании! И у всех чувствуется…

  • Два «Князя Игоря» в Новой Опере (22-23.08.2016)

    В Новой опере друг за другом прошли два спектакля «Князь Игорь» — оба с большим успехом. А я в очередной раз задумался: ведь несмотря на то, что с концепцией этой постановки согласны далеко…

Рубрика: Опера, Премьеры Фауст  Екатерина Миронычева  Валерия Пфистер  Анна Синицына  Елизавета Соина  Хачатур Бадалян  Алексей Богданчиков  Георгий Васильев  Илья Кузьмин  Евгений Ставинский  Алексей Тихомиров  Ян Латам-Кениг  Шарль Гуно  Екатерина Одегова 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Тоска
    (МАМТ 29.01.2015)

  •  

    Аида
    (МАМТ 25.12.2014)

  •  

    Елена Зеленская в Бетховенском зале Большого театра

  •  

    Концерт «Открытая опера» в Зеленом театре ВДНХ
    (06.08.2016)

  •  

    «Иродиада» Массне на Крещенском фестивале в Новой Опере

  •  

    «Зеркало» Андрея Тихомирова

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов