Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Осуждение Фауста» – премьера в Большом театре

Автор: Александр Шварценштейн (1 августа 2016 23:55)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 22-24.07.2016

Место: Большой театр, Историческая сцена

Состав:

22 июля 2016
Маргарита – Ксения Дудникова
Фауст – Саймир Пиргу
Мефистофель – Дмитрий Белосельский
Брандер – Николай Казанский
23 июля 2016
Маргарита – Юстина Грингите
Фауст – Артуро Чакон-Крус
Мефистофель – Александр Виноградов
Брандер – Александр Рославец
24 июля 2016, 12:00 (дневной спектакль)
Маргарита – Ксения Дудникова
Фауст – Нажмиддин Мавлянов
Мефистофель – Николай Казанский
Брандер – Александр Рославец
Дирижер – Туган Сохиев

«Осуждение Фауста» – премьера в Большом театре

Перед премьерой «Осуждения Фауста» Гектора Берлиоза в Большом я специально старые записи не переслушивал. Ну, во-первых, для свежести впечатлений. Во-вторых, я же изначально на три спектакля подряд собирался — вдруг надоест? И вот после трех спектаклей не так-то просто проанализировать и, главное, сформулировать, впечатления. Во всяком случае, у меня сразу не получается. Большинство удовлетворились одним посещением, и им всё ясно. Уже и выводы сделали. Мне бы их уверенность. В общем, я решил не выпендриваться, да и не повторяться, а просто рассказать, как все было. Сначала несколько слов о постановке, которая вызвала столько споров. Там было несколько неожиданностей — как приятных, так и не очень.

Итак, первое, что меня поразило на всех трех спектаклях — это уровень внимания публики. Такое впечатление, что люди сидели, затаив дыхание. Причем, все три дня подряд (или это мне так повезло с соседями?). Хотя публика, как вы понимаете, очень разная была — как всегда в Большом театре. Да и произведение к разряду популярных и легко воспринимаемых я бы не отнес. Структура сложная и, скажем так, неоднородная, а постановка Петера Штайна — точно в соответствии с этой структурой. Просто было там несколько моментов, где сочетание музыки Берлиоза и того, что происходило на сцене, реально завораживало. Это, на мой взгляд, прежде всего, сцена в погребе Ауэрбаха и так называемое «Воззвание к природе». Сужу по реакции публики. Не берусь анализировать остальные картины и давать окончательную оценку постановки в целом. По моим впечатлениям, она — яркая, разнообразная, местами очень контрастная и не такая простая, как многим кажется.

Теперь о главном — об исполнителях.


В первом спектакле (22 июля) на меня совершенно ошеломляющее впечатление произвела Ксения Дудникова в партии Маргариты. Причем, как Вы понимаете, я давно знаю эту певицу и с удовольствием ее слушаю. Думал, что знаю и все ее возможности. Но она пела необыкновенно хорошо! Такого лучезарно-ясного, абсолютно ровного и изумительно красивого звука я у нее еще не слышал! Ее голос просто купался в этой музыке, а она купалась в этой роли. Это был триумф! Стопроцентное попадание и, безусловно, самая удачная ее работа на сцене! Она затмила буквально всех! И это притом, что партия Маргариты совсем не такая объемная, как две главных мужских партии — Фауста и Мефистофеля. Хотя… Может быть, именно эта роль и задумывалась как камертон спектакля?

Как и ожидалось, очень ярок и артистичен был Дмитрий Белосельский в роли Мефистофеля. Каждое слово, каждая фраза у него звучали выпукло, очень выразительно, в том числе и за счет появившихся в голосе новых обертонов (вот они и стали для меня приятной неожиданностью). Его Мефистофель был злым волшебником — умным, циничным, всезнающим и очень харизматичным. И еще он был немного вальяжен — как, наверное, и полагается властелину черного мира. Вначале мне показалось, что самые верхние ноты у певца звучали с некоторым напряжением, хотя, честно говоря, когда поет Белосельский, я о красоте его голоса как-то не задумываюсь, потому что у него звук неотделим от образа, и все направлено на то, чтобы донести смысл. И это было блестящее исполнение!

Я ожидал многого и от исполнителя партии Фауста албанского тенора Саймира Пиргу, но не всем моим надеждам суждено было сбыться, во всяком случае в этот вечер. Вероятно, его голос относится к тем, которые лучше звучат в записи. Особенно вначале мне показалось, что голос звучит неровно, звук в середине тусклый, а наверху — слишком узкий и зажатый. И вообще в этом голосе есть что-то искусственное — в частности, в верхнем регистре. Возможно, меня еще раздражало, что я с большим трудом понимал его французский, не сразу распознал даже всем известное слово pourquoi! (Видимо, его французский слишком аутентичен, а может, просто особенности произношения) однако странно, со всеми другими исполнителями, у меня таких затруднений не было). Хорошо, что потом он распелся и озвучил все сложные места. В этом отдаю ему должное. Но хотя звук улучшился, честно говоря, мне все время мешала некоторая монотонность и недостаток эмоций. Впрочем, как сказал один из моих друзей: «Ты просто не умеешь его готовить слушать!». Он имел в виду, что мне не нравятся тембр и манера… Ну да, конечно, тут всё очень субъективно. Правда, именно в этот вечер я слышал в публике тезис о том, что тенора на премьеру специально выбрали с неприятным голосом, потому что Фауст в этом спектакле — отрицательный герой. Кстати, насчет героя… Возможно, так казалось на фоне Белосельского и Дудниковой, но, по-моему, образ разочарованного, а потом влюбившегося студента актерски тоже получился у Пиргу довольно-таки бледным. Впрочем, вероятно, я несправедлив, может, виновато премьерное волнение или просто день неудачный был у певца.

Николай Казанский в очень небольшой роли Брандера был звучен, спел все четко и выразительно. И, как всегда, классно сыграл!


На следующий день (23 июля) наиболее сильное впечатление в спектакле на меня произвел Александр Виноградов в партии Мефистофеля. Может быть, это потому, что я его очень давно не слышал и с нетерпением ждал этой встречи. Помимо очень добротного вокального исполнения Виноградов предложил и очень интересное и, как мне показалось, детально продуманное пластическое решение образа: его Мефистофель был очень энергичен, легок и быстр в движениях, и, простите за каламбур, чертовски опасен. Тембр у него за эти годы стал более плотным и богатым, а голос — достаточно объемным и весьма ровным по всему диапазону. Мне очень понравилось это исполнение.

Что касается, мексиканского тенора Артуро Чакон-Круса, то выяснилось, что как раз его голос в зале звучит лучше, чем в записи, во всяком случае, так мне показалось в этот вечер. Пел он достаточно добротно, но, главное, при этом эмоционально. Ну, иногда даже слишком, на самых верхних нотах из-за этого звучал слишком напряженно и иногда еще вибрато было слишком крупным (хотя тоже все, что надо, спел), но там, конечно, очень сложно партия написана. Когда он пел, я очень хорошо понял, что партия Фауста в этом произведении не только длинная и весьма сложная, но еще и самая неблагодарная. И герой оперы, вообще, выглядит малопривлекательно — то ли инфантильный пессимист, то ли неудачник и эгоист, то ли просто законченный мизантроп… Неслучайно же называется «Осуждение Фауста». Тем не менее, в целом Чакон-Крус произвел на меня весьма неплохое впечатление. И у него был «живой», характер, во всяком случае он попытался его создать. Правда, показалось, что к финальной сцене он немного устал, и звучность несколько упала. Но, вообще, когда его Фауст в ад провалился, хотя бы не было злорадных возгласов в зале.

Юстину Грингите, исполнявшую на втором спектакле партию Маргариты, я слышал ранее в концертном исполнении «Кармен» на сцене ММДМ. Но в этот раз она выступила еще удачнее, хотя мне кажется, что эта партия даже сложнее. Я искренне за нее порадовался. Ее голос в этот вечер звучал весьма плотно, ровно и надежно. Хотя тембр певицы, пожалуй, можно назвать немного прохладным и, если очень придираться, можно заметить, что у нее иногда резковато звучит верх, тем не менее, и объема, и звучности и стабильности наверху у нее для этой непростой партии хватает. И вообще исполнение было очень солидным, а трактовка — зрелой, хорошо осмысленной.

Брандера во второй и в третий день пел Александр Рославец. Хорошо спел и песенку, и провел последующую сцену, запомнился.


В третьем спектакле (24 июля, в 12.00) партию Мефистофеля исполнял Николай Казанский. Ну, не ожидал я, что он так здорово споет, несмотря на то, что давно его уже слушаю, и он всегда производит хорошее впечатление. Но тут певец превзошел самого себя, по-моему. И пел легко, свободно, темпераментно, с яркими верхами, и играл очень здорово. У него Мефистофель был такой очень лихой элегантный авантюрист с совершенно бесподобной пластикой. Пожалуй, больше всего он напоминал Олега Янковского в роли Дракона в одноименном фильме Марка Захарова в том финальном моменте, когда Дракон змея запускает, т. е. в самой что ни на есть дружелюбной ипостаси.

Ксения Дудникова на третий день спела в том же прекрасном ключе. На сей раз, как мне показалось, балладу о Фульском короле она спела еще лучше, чем в первый день, а вот романс Маргариты — пожалуй, чуточку слабее. Но возможно мне это просто показалось из-за того, что я в третий день сидел на акустически неблагоприятном месте и слишком справа. Я просто третий спектакль захотел поближе посмотреть, а там звук немного «перелетает».

В третьем спектакле партию Фауста исполнял Нажмиддин Мавлянов. Начало было сделано в весьма меланхолическом, даже мрачном ключе, и голос был скорее темным и матовым. А потом вообще была трагическая сцена с горькими, беспросветными интонациями. И если в первых двух спектаклях зрители несколько иронично хмыкали, когда Фауст брал мааленький графинчик с ядом и выливал его содержимое в ооочень большой бокал, то здесь этого несоответствия размеров даже никто и не заметил, ибо данная сцена была сыграна так, что никто в серьезности намерений Фауста не усомнился — он действительно собрался покончить с собой, и пасхальные гимны отвлекли его в самый-самый последний момент. В лирических фрагментах с Маргаритой голос певца стал более светлым, мечтательным, а потом и страстным. Хотя не обошлось без некоторых шероховатостей, дуэт и последующий терцет прозвучали очень выразительно благодаря удачной фразировке и полной гамме динамических оттенков (в частности, он красиво спел на пиано фермату на словах «Marguerite est à moi»). А в «Воззвании к природе», начав петь матовым голосом, затем добавил звука, и этот фрагмент получился самым драматичным. И вообще образ Фауста в исполнении Мавлянова мне очень понравился именно тем, что он был многогранным и, в то же время, цельным. И потом, все-таки очень приятно слушать такой красивый тембр.

Надо сказать, что наибольшее неприятие у публики, как я заметил за эти три дня, вызывают три последние сцены оперы. Особенно «Адская скачка» — черные кони ада в виде большой люльки на двух канатах, действительно, выглядят архаично, но там такая изумительная музыка и такие видеопроекции на заднике, что я уже к третьему разу привык. Затем следует картина падения в ад и хор демонов. Многие считают, что она выглядит слишком карикатурно и дидактично. Может быть. Зато в яркости ей не откажешь. А последнюю сцену — прощение Маргариты и ее вознесении на небо — большинство находит уж слишком пафосной. Ну, такова она у Берлиоза. Видите, в конце мы снова вернулись к постановке. Пожалуй, она может вызвать противоречивые чувства, но мне кажется, стоит еще над этим подумать, прежде чем ее высмеивать и осуждать.

Про оркестр под руководством Тугана Сохиева могу сказать только хорошее. Восхищаюсь четкой и слаженной работой хора и миманса. В этой интереснейшей постановке Петера Штайна есть очень сложные и очень зрелищные сцены, которые были бы невозможны без них. Во многом благодаря дирижеру, оркестру, хору, и, конечно, всем солистам я заново открыл для себя это интереснейшее произведение — «Осуждение Фауста» Берлиоза. Большое спасибо всем участникам спектакля! Я очень рад, что мне удалось всех услышать. На этой торжественной ноте я и закрыл свой оперный сезон.

Похожие темы

  • «Каменный гость» – премьера в Большом театре (11.03.2016)

    Сегодня я был на премьере «Каменного гостя» в Большом театре. Надо сказать, что раньше я слышал эту оперу только в записях и находил ее весьма своеобразной и, честно говоря, достаточно сложной для…

  • Премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале» (Большой театр 19-20.04.2016)

    Начинаю заново открывать для себя «Дона Паскуале»: два дня подряд был на премьере этой оперы в Большом. А до этого только записи слушал. И, судя по всему, здорово ее недооценил. Дело…

  • Премьера «Аиды» в МАМТ

    Последние несколько лет Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко привлекает внимание публики не только успешной реализацией амбициозных проектов, но и тем, что постановки эти осуществляются почти исключительно силами штатных…

Рубрика: Опера, Премьеры Юстина Грингите  Ксения Дудникова  Дмитрий Белосельский  Александр Виноградов  Николай Казанский  Нажмиддин Мавлянов  Саймир Пиргу  Александр Рославец  Артуро Чакон-Крус  Туган Сохиев  Гектор Берлиоз  Большой театр 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Мадам Баттерфляй
    (МАМТ 01.03.2015)

  •  

    Ольга Перетятько и Александр Гиндин
    (БЗК 07.12.2014)

  •  

    Пиковая дама
    (Новая Опера, 24.10.2014)

  •  

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  •  

    Концерт Романа Улыбина к 100-летию Г.В. Свиридова
    (МАМТ 15.11.2015)

  •  

    Париж – Москва
    (Большой театр, 05.12.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов