«Каменный гость» – премьера в Большом театре (11.03.2016)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 11.03.2016

Место: Большой театр, Новая сцена

Состав:

  • Дон Жуан – Федор Атаскевич
  • Лепорелло – Петр Мигунов
  • Донна Анна – Анна Нечаева
  • Дон Карлос – Николай Казанский
  • Лаура – Агунда Кулаева
  • Монах – Вячеслав Почапский
  • Первый гость – Павел Валужин
  • Второй гость – Даниил Чесноков
  • Статуя командора – Валерий Гильманов
  • Гости Лауры – Марат Гали, Валерий Гильманов, Годердзи Джанелидзе, Александр Короткий, Юрий Маркелов, Константин Сучков
  • Дирижер-постановщик – Антон Гришанин
  • Режиссер-постановщик – Дмитрий Белянушкин
  • Художник-сценограф – Виктор Шилькрот
  • Художник по костюмам – Ирэна Белоусова
  • Художник по свету – Евгений Виноградов
«Каменный гость» - премьера в Большом театре

Больше фотографий

Сегодня был на премьере «Каменного гостя» в Большом театре. Надо сказать, что раньше слышал эту оперу только в записях и находил ее весьма своеобразной и, честно говоря, достаточно сложной для восприятия — ведь там за исключением двух песен Лауры одни речитативы, которые, как мне казалось делают оперу драматургически монотонной. Я очень надеялся на эту постановку, ведь в театре живьем музыка воспринимается гораздо лучше, особенно если хорошая постановка.

Сразу предупреждаю: изложу сейчас только самые первые впечатления, они не претендуют на глубокий анализ, это просто моментальный срез эмоций. Итак, я начинаю. Не могу сказать, что постановка вызвала у меня восторг, но в целом она произвела очень приятное впечатление — прежде всего, своей внятностью, лаконичностью, отсутствием претенциозности.

На сцене металлические конструкции — что-то вроде готического храма, они сразу отсылают нас к тем временам, когда рыцарь мог сказать «Уф, наконец достигли мы ворот Мадрида!» Поэтому эта первая фраза рождается очень естественно. И вообще, я склонен согласиться с авторами постановки. которые утверждают, что хотели сделать современную постановку, но не по декорациям и костюмам, а по духу. Смотреть интересно. Начинается как прибытие д’Артаньяна в Менг: таинственная рука высовывается из занавешанного паланкина и передает зловещий свиток — видимо, приказ, об убийстве Дон Жуана группе людей, одетых в черное, часть одеты как дворяне со шпагами (кстати, они потом станут гостями на ужине у Лауры), часть в капюшонах инквизиции (капюшоны прямиком из оперы «Дон Карлос»). Таким образом налицо заговор, целью которого является наказание ужасного грешника — Дон Жуана. Эти черные фигуры периодически появляются на сцене вместе с темой командора в музыке. Это мне как раз понравилось.

Но вот когда на сцене появились Дон Жуан с Лепорелло, я даже растерялся, потому что, извините за дикую мысль, но мне сразу захотелось поменять их местами. Конечно, это было невозможно, потому что в опере кастинг определяется не типажами, а голосами. И Федор Атаскевич пел Дон Жуана тенором, а Петр Мигунов — Лепорелло, естественно, басом, это правильно. Но вот внешне… Точнее, именно по типажу смотрелись они с точностью до наоборот, конечно, это мое индивидуальное восприятие, к тому же это была первая, наверняка, дурацкая мысль. И ничего плохого про этих певцов я сказать не хочу и не могу, кстати.

Федора Атаскевича я давно знаю, слышал его раньше в концертах. У него есть главное достоинство, требующееся для этой оперы — прекрасная, изумительно четкая дикция. К тому же, голос у него весьма ровный и хорошо сфокусированный, и, по-моему, хорошо летит в зал, во всяком случае, ни одного слова — слова великого Пушкина — не потерялось. Но есть у него в тембре, точнее, даже в обертонах и манере некая характерная составляющая, которая мне лично не очень нравится, может быть, это я так воспринимаю его голос. И вот именно этот компонент не очень ассоциируется у меня с образом Дон Жуана. Возможно, это только первое впечатление. Кстати, никаких претензий к вокальному исполнению у меня больше нет, и видно, что Атаскевич серьезно поработал над ролью — хотя на мой взгляд органичности ему все же немного недостает — именно потому, что не тот типаж. Но не его это вина, хорошо спел.

А вот Петр Мигунов был слишком похож именно на героя-любовника. И для Лепорелло, пожалуй, слишком статен, благороден и серьезен. Я понимаю, конечно, что я мыслю стереотипами, и нигде не написано, что Леопрелло должен быть именно таким или сяким. Но, признаюсь Вам, что когда я представлял себе эту оперу на сцене Большого театра, то в роли Лепорелло видел исключительно Валерия Гильманова. Опять-таки, я ничего плохого не хочу сказать про Мигунова, возможно, я воспринял так его просто от неожиданности. Пел он очень хорошо, правда, мне показалось, что в отличие от роскошного исполнения им Великого Инквизитора (когда я его слышал в предпоследний раз — боже, как он пел! и играл!) звук был чуть менее сфокусированным и немного расплывался. И я ловил себя на мысли, что хотел бы, чтобы у Лепорелло было побольше обертонов в голосе, конечно, они обычно есть у Мигунова, но, видимо, на этот раз певец либо волновался, либо был немного нездоров. Кстати, он еще заметно переигрывал, что тоже совершенно для него нехарактерно, причем, это даже заметили и обсуждали между собой другие зрители. Я это отношу за счет премьерного волнения. Наверняка потом всё устаканится.

«Каменный гость» – премьера в Большом театре (11 марта 2016)
В порядке появления
  • Монах – Вячеслав Почапский
  • Дон Карлос – Николай Казанский
  • Лаура – Агунда Кулаева
  • Лепорелло – Петр Мигунов
  • Донна Анна – Анна Нечаева
  • Дон Жуан – Федор Атаскевич

Постановщики:

  • Дирижер-постановщик — Антон Гришанин
  • Режиссер-постановщик — Дмитрий Белянушкин
  • Художник-сценограф — Виктор Шилькрот
  • Художник по костюмам — Ирэна Белоусова
  • Художник по свету — Евгений Виноградов

Потом на сцене появился Монах в черном капюшоне. Вот это было здорово! Просто поразительно, как звучит голос Вячеслава Почапского — объемно, фактурно, сочно, весомо — вот это бас! Такая маленькая роль (и партия), а какой шедевр — запоминается!

А потом была моя любимая картина в комнате Лауры. Агунда Кулаева эту роль сыграла блестяще! Очень красивый, очень интеллигентный, очень яркий звук. И еще он очень ровный — без всяких резких нот наверху или, допустим «отвалов» внизу — всё очень мягко и плавно спето. Обе песни — на ура! Игривая, рисковая и чертовски обольстительная Лаура в ярком изумрудном платье — верх женственности! Но завлекает и обволакивает она все-таки голосом! И как же мне было ее жалко, когда ее неожиданно убили приспешники Командора! Покарали за грехи…

Нового любовника Лауры, Дона Карлоса играл Николай Казанский. Его зычный голос звучал очень хорошо, и тоже, дикция прекрасная, очень здорово вокально все было. Но вот сценический рисунок поведения его персонажа мне показался немного статичным и не всегда убедительным, впрочем, возможно, я и здесь руководствуюсь стереотипами. Но мне кажется, что дело тут не в артисте, а именно в линии образа, заданной режиссером. Мне Дон Карлос более страстным представлялся — но это, конечно, дело вкуса.

И, наконец, прекрасная Донна Анна. Анна Нечаева была очень убедительна и вокально, и актерски. Какую гамму чувств, какую перемену настроений она сыграла! Каждый жест, каждый взгляд был очень точен. Ничего лишнего, никакого нигде наигрыша. И эти все речитативы, когда она пела, я даже забыл, что это речитативы, настолько выразительно, разнообразно и интересно они звучали! Последняя сцена решена таким образом, что когда занавес открывается, Донна Анна и Дон Жуан находятся в постели. Режиссер поставил это таким образом, что не возникло противоречия ни в тексте, ни в музыке, и ни малейшей пошлости — одна любовь. Донна Анна так влюбилась в Дон Жуана, что просто потеряла голову. И у Нечаевой это тоже выглядит очень убедительно, как и вся сцена, когда Дон Жуан признается, что является убийцей ее мужа.

А Командор так и не вышел из паланкина, оттуда показалась опять только рука. Но не она схватила руку Дон Жуана. Его просто закололи шпагами эти наемные убийцы — черные рыцари и инквизиторы. Смотрелось это достаточно эффектно, особенно, как в это время пытался Лепорелло пытался удержать Донну Анну! Но все-таки конец мне показался чуть смазанным, уж не знаю, чего я ожидал.

Как я уже говорил, постановка в целом показалась интересной, мне вот только отдельные моменты не понравились. Я понимаю, что при такой концепции заговора и наемных убийц Лаура тоже должна быть наказана, но… как же ее жалко!!! И потом: ведь Донна Анна тоже в итоге согрешила, но она остается жива… Опять же, Командора почему-то хотелось увидеть воочию… Впрочем, может, я с первого раза не все понял и проследил…

Оркестр (дирижер Антон Гришанин), по-моему, играл четко и ритмично. Получилось, опять-таки, внятно и со вкусом.

На самом деле я все-таки открыл сегодня для себя оперу «Каменный гость»! Большое спасибо авторам буклета: там есть очень ценный раздел, который называется «Комментарии к музыке». Я его прочитал и, кажется, начал, наконец понимать задумку Даргомыжского. Разумеется, это только начало, и надо обязательно послушать еще, и не один раз. Это же Пушкин и Даргомыжский! А сегодня поздравляю с замечательной премьерой — спасибо всем!

PS после второго просмотра.

Со второго раза мне, кажется, удалось проследить линию заговора, во всяком случае, судьбу зловещего свитка. Его в качестве приказа Командор из-за занавесок паланкина отдал своим приспешникам, как уж они там его «размножили», я не понял, в общем у кажого оказался свиток с приказом. Этот свиток показывают Лепорелло, когда он жалуется на Дон Жуана, но тот его не берет, таким образом отказываясь участвовать в заговоре. А потом Лаура, когда Дон Карлос сидит с завязанными глазами, извлекает этот свиток у него из ботфорта, а потом отдает его Дон Жуану в качестве подтверждения, что жизнь его в опасности. Она спасает Дон Жуана, выталкивая его из дома (ах, какая женщина!), но ценой своей жизни, ибо ее тут же убивает Первый гость, кстати, возможно, не только по приказу Командора, но и из ревности, ведь он был очень недоволен, когда она его вытолкала вместе со всеми и оставила у себя Дон Карлоса. А Дон Жуан достает этот список, чтобы припугнуть Лепорелло и заставить его пригласить статую Командора, так что, видимо, в этом приказе Лепорелло тоже фигурирует… В общем, интересное решение с этим заговором. Я еще подумаю над ним.

Этот (третий по счету) премьерный спектакль также был исполнен очень достойно.  Сергей Радченко в роли Дон Жуана, безусловно порадовал. Опять-таки хочу отметить четкую дикцию, общую внятность исполнения. Надо сказать, у певца приятный тембр, который действительно может обаять женщин. И пел он с разно­образной динамикой и интересными обертонами — то ирони­ческими, то немного высокомерными, то страстными. Единственно, самый верх иногда звучал немного напряженно, особенно к концу партии. Образ тоже интересный получился, хотя в первые минуты Дон Жуан-блондин вызывал некоторое удивление, впрочем, это самые настоящие предрассудки — считать, что Дон Жуан не может быть блондином! Очень даже может! Во всяком случае в этом спектакле пара Дон Жуан-Лепорелло смотрелась прекрасно.

Это еще и из-за того, что Станислав Трофимов в роли Лепорелло выглядел весьма колоритно, но в то же время был органичен, не переигрывал и не злоупот­реблял характер­ностью. Ярчайший типаж получился как бы сам по себе. Правда… в этом образе, на мой взгляд, пожалуй, все-таки русского было больше, чем испанского… Я не в упрек: ведь в этой опере испанцы показаны глазами Пушкина и Даргомыжского! Но какой же феноменальный у Трофимова голос! И тембр очень богатый и красивый, и объем шикарный, и эмиссия весьма качественная! Браво!

А Лауру пела очень милая Юлия Мазурова. Очень приятный у нее голос, который хорошо летит в зал. Пожалуй, пока ему немного не хватает объема и сочности в нижнем регистре, но, я думаю, у певицы все впереди, и это обязательно придет. Легкая, изящная Юлия создала воздушный, романтический образ совсем юной танцовщицы. Видимо, от волнения она была чуть скована во время танца в первой песне, но во второй уже порхала, как прекрасная бабочка. И замечательно сыграла сцену с Доном Карлосом.

А партию Дона Карлоса исполнял Александр Миминошвили, он всегда хорошо играет. И здесь получился такой нетривиальный образ. Во всяком случае, было видно, что Дон Карлос влюблен, но всё время себя сдерживает. Мне такая трактовка показалась интересной. Звук сначала был немного жестковат и однообразен, но затем всё почти наладилось, и в итоге очень даже внятно получилось. Хорошая работа!

О замечательной Анне Нечаевой в роли Донны Анны я уже писал, так как слушал ее в первом спектакле. С огромным удовольствием послушал второй раз и Вячеслава Почапского в небольшой партии монаха.

Весьма заметен среди друзей Лауры был Павел Валужин. У него там, безусловно, важные фразы, спетые четко и даже ярко, да и роль его в интриге достаточно важна, ведь именно он убивает бедную Лауру. Не потерялся и колоритный Даниил Чесноков — тоже голос хорош.

Хочу, наконец, воздать должное и оркестру. Я понял: в первый раз я его «почти не заметил», потому что он очень хорошо играл! Просто, из-за недостатка музыкального образования я не могу сформулировать составляющие этого успешного выступления. На самом деле я только сейчас начинаю осознавать важность именно оркестровой партии в этой опере! Безусловно, нужно будет послушать ее еще несколько раз, тем более, я не слышал еще некоторых солистов, например, Оксану Волкову, которая запомнилась мне в партиях Кармен и Ольги.

Что касается постановки, то в целом я могу сказать, что она мне нравится, несмотря на отдельные оговорки. Ну, во-первых, мне было интересно «разгадывать» ее детали, и со второго просмотра я почти все углядел, разве вот не знал, что речь идет именно о францисканцах… ну, так критики просветили, спасибо. Во-вторых, все детали оказались не случайными, а сложились во вполне цельную картину — практически во всем адекватную музыке Даргомыж­ского и тексту Пушкина. И картина эта получилась вовсе не антикварной, а современной в хорошем смысле. Я уже говорил, что мне показались спорными два момента: слишком, на мой взгляд, статичный образ Дона Карлоса и финал с групповым убийством Дон Жуана. Я понял, почему мне не очень нравится финал: не только из-за расхождений с текстом оперы (где же оно — «пожатье каменной десницы»?). Дело в том, что в 90-е, если не ошибаюсь, годы, в студенческом театре ГИТИСа я видел удивительный спектакль «Сельская честь», поставленный режиссером Бармаком. Там в конце Туридду убивал не Альфио, а ножами — все жители деревни — точно так же, как эти рыцари и францисканцы Дон Жуана. Там это было придумано гениально. А здесь… то ли я воспринял этот вариант, как вторичный, то ли он все-таки смотрится здесь не совсем органично…

В любом случае обязательно посмотрю еще раз этот весьма занятный и весьма компактный спектакль. Спасибо всем, кто в нем участвовал!

Фото: Федор Борисович, Александр Шварценштейн