«Риголетто» – премьера в Большом театре

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 17.12.2014

Место: Большой театр России, Новая сцена

Состав:

  • Герцог – Сергей Романовский
  • Риголетто – Димитриос Тилякос
  • Джильда – Кристина Мхитарян
  • Спарафучиле – Александр Цымбалюк
  • Маддалена – Юстина Грингите
  • Джованна – Ирина Долженко
  • Монтероне – Вячеслав Почапский
  • Марулло – Константин Шушаков
  • Маттео Борса – Арсений Яковлев
  • Граф Чепрано – Николай Казанский
  • Графиня – Дарья Давыдова
  • Привратник – Сергей Васильченко
  • Паж герцогини – Руслана Коваль
  • Дирижер – Эвелино Пидо
Премьера «Риголетто» в Большом театре, 17 декабря 2014 (Фото: Александр Шварценштейн)

Посетил третий премьерный спектакль «Риголетто» в Большом театре. Впечатления противоречивые, и связаны они не только с вызывающей столько споров постановкой Роберта Карсена.

Кстати, самой большой проблемой в этой постановке, на мой взгляд, является не изображение разврата герцога Мантуанского и его окружения. И даже не перенос всего действия в цирк, это мне как раз показалось вполне допустимым. И даже понравилась эта темно-красная основная цветовая палитра. Там есть очень неприятный намек на некий аспект в отношениях между Риголетто и Джильдой, я себя убеждаю, что он мне почудился, потому что его кроме меня, кажется, никто не заметил. Но если он мне не почудился, то это вообще опрокидывает всю концепцию и, главное, не имеет ничего общего с музыкой Верди. Мне не хотелось бы углубляться в эту тему, да и вообще я ограничусь лишь некоторыми основными моментами постановки, без которых нельзя обойтись, рассказывая о певцах. Все-таки певцы в опере — главное, без них ничего не получится.

Баритон Димитриос Тилякос, как мне показалось, постарался спеть партию Риголетто очень разнообразно, с массой нюансов, прежде всего, динамических. Но все дело в том, что его голос звучал как-то пустовато, по моему мнению, в нем не хватало плотности, наполненности и драматизма. Некоторые фразы выглядели достаточно тускло, и, как мне показалось, иногда немного «уплывала» и интонация. И как-то все воспринималось фрагментарно, мне кажется, цельности не хватало. И яркости. Возможно, такое восприятие связано с тем, что часть партии певцу приходится петь в маске, а, может быть, мне просто не близка его манера исполнения.

Кристина Мхитарян пела Джильду чистым, хорошо сфокусированным звуком, очень удачно филировала ноты наверху, и вообще порадовала музыкальностью, надежностью и стабильностью. Причем, я подозреваю, что петь Caro nome, вися над сценой на трапеции, совсем не просто, а она с этим прекрасно справилась. И по ходу спектакля, как мне показалось, только «прибавляла». Заключительная сцена ей особенно удалась. Хотя в целом голос у Мхитарян небольшого объема, но за счет правильной позиции и техники звуковедения он хорошо летит в зал. Я думаю, что певица еще наберется опыта и будет звучать еще эффектнее, просто пока некоторые фрагменты были исполнены все-таки слишком старательно и немного по-ученически.

Партию Герцога исполнял Сергей Романовский — певец опытный. Мне кажется, он достойно справился со своей партией. Пел надежно, уверенно брал верхние ноты, порадовал ферматами. Ну, пожалуй, в начале наверху иногда проскальзывало слишком крупное вибрато, но потом все нормализовалось. Больше всего мне понравилось, что он исполнял эту сложную партию без всякого видимого напряжения, хотя петь кабалетту с трудными верхними нотами, поднимаясь по высокой и не очень устойчивой лестнице в халате, мягко говоря, некомфортно. Но он все озвучил без проблем. Ну, правда, от Герцога, конечно, всегда ждешь ослепительной привлекательности и блеска, но в таких сложных условиях не стоит этого требовать. К тому же, в этой концепции блеск, наверное, не предусмотрен. Хотя обычно я спокойно отношусь к пению Сергея Романовского, но в данном случае не могу не отдать ему должное за хорошее исполнение партии и роли в таких сложных условиях.

Из других исполнителей хочу отметить Александра Цымбалюка, который очень выразительно и весомо спел и сыграл Спарафучиле.

Оркестр под управлением Эвелино Пидо, по-моему, сегодня играл корректно и четко.

Возможно, этот спектакль потом «обкатается» и станет ярче, ибо подозреваю, что некоторые отмеченные мною недостатки в исполнении связаны с усталостью артистов после многочисленных репетиций перед премьерой, ведь постановка сложная и технически, и психологически. Поэтому я говорю всем спасибо и желаю удачи!

Комментарии

Галина

20 декабря 2014 • 20:58

Вчера была на этом же составе. Понравилась Мхитарян, очень милая Джильда с красивым голосом. Романовский поет нормально, только голос уставший, с верхними нотами плохо дружит. У Риголетто образа нет вообще. Наверное, из-за клоунского грима, но и голос безликий, без экспрессии. Может, тоже устал. Хуже всего было с музыкой. Слышно, что музыканты хорошие, все ноты играют. Но драмы в звуке оркестра нет, как на танцплощадке. Может, так надо было для этой постановки? О том, что происходит на сцене вообще не хочу говорить. Может, молодым такое прикольно смотреть, но я была с сыном (23 года) и он плевался больше меня, сказал, что если захочет посмотреть на такое, то пойдет в настоящий цирк. Говорят, спектакль недолго будет в репертуаре, я этому очень рада!

Спасибо, очень полезный сайт! Пишете со знанием дела, читать познавательно и увлекательно, хорошим языком. Буду заходить обязательно.

Alexandr Shvartsenshteyn

20 декабря 2014 • 21:11

Галина, спасибо за интересный комментарий! Рад, что наши впечатления во многом совпали.

В настоящее время возможность комменти­рования на сайте «Голос публики» отключена