Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале»
(Большой театр 19-20.04.2016)

Автор: Александр Шварценштейн (22 апреля 2016 01:06)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 19-20.04.2016

Место: Большой театр, Новая сцена

Состав:

19 апреля 2016
Дон Паскуале – Джованни Фурланетто
Доктор Малатеста – Игорь Головатенко
Эрнесто – Селсо Альбело
Норина – Венера Гимадиева
Карлотто – Даниил Чесноков
20 апреля 2016
Дон Паскуале – Николай Диденко
Доктор Малатеста – Константин Шушаков
Эрнесто – Алексей Татаринцев
Норина – Кристина Мхитарян
Карлотто – Даниил Чесноков
Дирижер – Михал Клауза

Начинаю заново открывать для себя «Дона Паскуале»: два дня подряд был на премьере этой оперы в Большом. А до этого только записи слушал. И, судя по всему, здорово ее недооценил. Дело в том, что она мне всегда какой-то странной казалась: для чисто комической недостаточно веселая, а для лирической слишком комическая. И вообще, она казалась явно слабее не только гениального, на мой взгляд «Любовного напитка», но и очень многих других опер Доницетти, в том числе и редко исполняемых.

Всегда любил этого композитора, и в тот период, когда я в основном записи слушал (а не по театрам ходил, как сейчас), собрал небольшую коллекцию из его произведений  — 34 оперы. Так что мне было с чем сравнивать. Другое дело, что я, видимо, тогда еще «не дорос» до музыки позднего Доницетти. Ну вот, теперь пытаюсь наверстать, ведь живого исполнения ничто заменить не может. Как здорово, что в Большом поставили «Паскуале»! И набрали два очень интересных состава! Но вопреки традиции, вначале я хочу сказать несколько слов именно о постановке, чтобы вы прониклись атмосферой потому что у молодого режиссера Тимофея Кулябина спектакль получился неординарным. Пожалуй, за два раза я еще, как говорит молодежь «не все фишки просёк», но все же хочу поделиться впечатлениями.

Итак, в Риме, в придуманном режиссером (и, видимо, драматургом Ильёй Кухаренко) университете святого Иеронима, куда мы попадаем с открытием занавеса, готовятся к юбилею знаменитого ученого-археолога Дона Паскуале. Под увертюру показывают документальный биографический фильм о его жизни и успехах. Сопровождение увертюры фильмом — прием не новый, сразу вспоминается, как удачно это было сделано в, увы, уже снятой со сцены «Майской ночи» в МАМТ, да и в спектаклях (и перед спектаклями) Георгия Исаакяна мы это видели… Но здесь тщательность, с которой сделан этот фильм, поражает. Дело не только в полном соответствии музыке, но и изрядной доле фантазии и остроумия, напомнившей мне начало «Амели»! И потом, ведь при наличии двух исполнителей заглавной роли пришлось снять два фильма!

Затем мы видим придуманных режиссером действующих лиц, которых не было у Доницетти. Но какие яркие типажи, какие прекрасные актерские работы! Строгая, но заботливая секретарша, чопорный проректор по административной работе — настоящий «человек в футляре», немного рассеянный завхоз и чересчур серьезный аспирант. И у каждого своя, четко продуманная «немая роль». Во всяком случае, мне было очень интересно за ними следить. И вообще, фантазии режиссеру явно не занимать.

А что касается характеров главных действующих лиц, то с двумя составами мы увидели два совершенно разных спектакля! И это очень здорово!

В первый день, 19 апреля, самое яркое впечатление на меня произвела, конечно, божественная Венера Гимадиева. Ее чистейший голос красивейшего тембра моментально заворожил весь зал. Плавное, чарующее легато с идеальной эмиссией сразу перенесло куда-то в рай. И даже колоратуры были не остро-игольчатыми, а какими-то мягко обволакивающими. В общем, роскошнейший голос, великолепный вокал, но вот, правда, возник некий когнитивный диссонанс: дело в том, что в этом спектакле Норина — весьма хладнокровная и, я бы сказал, безжалостная особа, а поёт совершенно ангельским голосом такого теплого тембра! Впрочем, роль свою Венера Гимадиева сыграла ярко и точно, хотя, и смягчив, как мне уже потом показалось, некоторые детали. А в общем — она великолепна!

Как всегда, очень интеллигентный вокал продемонстрировал Игорь Головатенко в роли Доктора Малатесты. Культурный звук благородного тембра с интереснейшими обертонами, хорошо продуманная фразировка, прекрасная дикция. Но главное — именно Малатеста стал главным действующим лицом, а точнее, внутренним двигателем всего действия в первом премьерном спектакле! Причем, это была именно внутренняя энергия персонажа, а не суета или какие-либо внешние эффекты. И движения, и жестикуляция были очень выразительными, но совершенно органичными. И везде проглядывала некая ирония, такой, знаете ли, взгляд со стороны, который придает образу дополнительную глубину. Пожалуй, больше всего удалась Головатенко сцена с Нориной в первом действии. Поймал актерский кураж! И спел просто блестяще! Неожиданно классно прозвучали и знаменитые скороговорки.

На роль Эрнесто был приглашен испанский певец Селсо Альбело, как выяснилось — отличный тенор! Голос совсем не маленький, очень чистого и приятного (во всяком случае, на мой взгляд) тембра без единого лишнего призвука, достаточно объемный и полетный. Эмиссия шикарная, владение голосом прекрасное. Вот только мне показалось несколько странным, что верхние ноты он почти все время брал в практически одной и той же силовой манере, которая, на мой взгляд, не очень подходит для исполнения музыки Доницетти вообще и этой партии в частности. При этом ясно было, что в принципе взять эти ноты он может как угодно, и вообще спеть всё что угодно любым способом, это было слышно и в серенаде, и в лирических дуэтах. Но в этот вечер он предпочитал петь громко и акцентированно, с энергичными крещендо до фортиссимо включительно, надо отдать певцу должное: звук на этих нотах оставался весьма качественным. Что касается актерского рисунка, то Альбело сыграл пожалуй, этакого увальня, недотепу и, как я понял, бывшего студента, отчисленного за неуспеваемость, но достаточно трогательного и симпатичного. Причем, сыграл хорошо, без пережима и нарочито пародийных красок.

А на роль самого Дона Паскуале был приглашен итальянский певец Джованни Фурланетто. Это интересный актер с весьма специфической пластикой, на которую я просто не мог не обратить внимания, еще когда слышал его в прошлом году в партии Феррандо в черняковской постановке «Трубадура» в Михайловской театре. Жесты и мимика у него совершенно уникальные. Но я поймал себя на мысли, что они, пожалуй, иногда выглядели слишком пародийно. Где-то это было весьма к месту, конечно. В частности Фурланетто прекрасно сыграл переодевание знаменитого и почтенного профессора-археолога в хипстера... или не хипстера? Плохо в этом разбираюсь. В общем, в человека, пытающегося соответствовать молодежной моде перед встречей с молодой невестой. Или же сцену в начале третьего действия, когда Норина «радикально изменила сценарий предстоящего юбилея». И вообще, именно он отвечал в этом спектакле за юмор и буффонаду. Однако, на мой взгляд, зачастую Паскуале выглядел гротескно и там, где это было, на мой взгляд, лишним, например, в самом конце или в сцене пощечины. Пел Фурланетто хорошо, главное, в стиле, особенно удавались знаменитые итальянские скороговорки. Мне, правда, показалось что звук в нижнем регистре у него кое-где был глуховат и немного тонул в оркестре. Впрочем, возможно, я ошибаюсь. Дело в том, что в первом спектакле то ли имел место какой-то акустический феномен, то ли просто оркестр сыграл слишком громко, как мне показалось. В результате именно в первом дуэте Малатесты и Паскуале, когда они находились в глубине сцены, обоих (!) певцов было плоховато слышно. С другой стороны, тенор с того же места звучал очень хорошо. Да и Малатеста уже начиная со второй сцены — в комнате Норины — как я уже говорил, звучал прекрасно. А вот у баса некоторая глуховатость внизу все-таки отмечалась в течение всего спектакля. Подчеркиваю, это мои индивидуальные ощущения.

Во втором спектакле — 20 апреля — мотором всего действия был уже именно Дон Паскуале в потрясающем исполнении Николая Диденко! Этот изумительный голос с бархатными низами всегда восхищал меня в «Сомнамбуле». Но, как выяснилось, актерское дарование этого певца не ограничивается комедией, в среду наряду с искрящимися юмором эпизодами он сыграл в конце трагедию пожилого, больного человека со всеми его несбывшимися надеждами. Если бы Вы видели его глаза в слезах и слышали его голос, когда он говорит в конце, что всех прощает, у Вас бы не осталось никаких сомнений в жанре получившегося в итоге спектакля — это достаточно горькая трагикомедия. Или сцена, где после подписания брачного контракта монашка-невеста вдруг превращается в фурию. Какими глазами на нее смотрит Паскуале! И опять же: всё это сыграно умно, тонко, с чувством меры. А как спето — об этом рассказывать бесполезно, это надо слушать, я ловил каждый звук, открыв рот.

Очень сильно выступил в партии Эрнесто во второй день Алексей Татаринцев. Так приятно было слышать этот ставший уже родным голос в Большом театре в классической белькантовой партии! Звук шел, как по маслу, связно, без отрывов, с бесконечной кантиленой. И пел Татаринцев именно в лирическом ключе, очень мягко, таким нежным тембром. Причем, он нашел для этой партии новые «трепетно-жалобные» обертона, и особенно в тех местах, где Эрнесто жалуется на свою судьбу, и там звук был даже немного «со слезой». Великолепно прозвучали серенада Эрнесто и последующий любовный дуэт с Нориной — такие изумительные были диминуэндо, тающие на пианиссимо. У Татаринцева Эрнесто получился больше романтик и мечтатель, ну, пожалуй, немного наивный и инфантильный, но нежно любящий. И, пожалуй, его отчислили из университета за прогулы из-за любовных свиданий… Очень интересный образ!

Норина во второй день тоже была совсем другая — ее партию пела Кристина Мхитарян. Пела очень технично, выразительно, в очень точной и сдержанной манере, все колоратуры рассыпала четко, как горошинки. И играла очаровательную, но холодную и расчетливую и даже бездушную женщину, у которой видимо, было трудное прошлое. Это — человек- манипулятор, и она хочет стать богатой и благополучной любой ценой. Старика Паскуале она откровенно презирает, Эрнесто не любит, относится к нему скорее снисходительно, а Малатесту использует, пока нужен. Мне кажется, таков был характер по задумке режиссера… И ведь нашла Кристина Мхитарян в своем красивом голосе оттенки и прохладные, и жесткие для изображения такого характера. И осталась при этом совершенно неотразимой! Правда, красота такая холодная, колючая даже. Но очень здорово сделана роль! Я даже не ожидал.

Порадовал меня и Константин Шушаков, который во второй день пел партию Малатесты. Молодой певец сделал большой шаг вперед, я еще сужу по партии, которую он исполнил в опере «Роберто Деверё», которую я, к сожалению, смог услышать только в записи, но все равно было понятно, что прогресс в вокале налицо. Голос стал звучать и более ровно, и более округло, и более мягко. Ну, осталось немного поработать над верхним регистром, где звук пока остается немного резковатым и иногда угловатым, но, честное слово, я думаю, совсем скоро это будет вообще шикарный голос! И актерски Шушаков заметно прибавил. Он сыграл предприимчивого, изобретательного и очень современного «администратора по общим вопросам», чуть вальяжного и знающего себе цену. Мне понравилось. Боже, как они с Диденко спели дуэт с великолепной скороговоркой в третьем действии! Блестяще просто!

Еще не могу не сказать об исполнителе самой маленькой партии в обоих спектаклях. Роль племянника Малатесты Карлотто, выдающего себя за нотариуса, очень ярко сыграл Даниил Чесноков, петь там, правда, совсем мало, но он сам весьма колоритной внешности, да и роль, запоминающаяся.

Вот такой получился спектакль. Образы я немного обрисовал (ну, так, как я их понял), теперь расскажу о сценах, которые мне особенно понравились. Впрочем, они понравились не только мне, но и практически всем остальным зрителям. Про кино и переодевшегося профессора я уже сказал — здорово сделано! Изумительно начало третьего действия: вечеринка в стиле 2000-х годов поставлена с такой изобретательностью, что публику охватывает синдром Стендаля и она разражается хохотом и овацией. Бурными аплодисментами и громким смехом встречают зрители и находку в искрометной сцене дуэта со скороговоркой Малатесты и Паскуале, когда в конце из развернутых на сцене толстых шлангов начинают быстро распускаться аляповатые красные цветы, ползком, как удавы, подбираясь к персонажам. Очень неожиданно, остроумно и смешно! И главное — соответствует искрометной музыке! Вообще, спектакль хорош именно внимательным отношением режиссера к музыке, которое проявляется практически везде, даже там, где он многое переосмыслил. Например, в сцене «хора научных работников», где тоже смех сквозь слезы: после явного унижения со стороны молодой стервы-жены профессора они разом бросают свои портфели и увольняются… И в хоре-то тоже у каждого — своя роль! Замечательно!

Теперь о том, что мне пока что показалось спорным, или, может, до меня пока не дошло. В первый день мне показалась не очень убедительной концепция роли самого Дона Паскуале, но после второго дня все вопросы отпали, потому что сыгранное Диденко является, на мой взгляд, стопроцентным попаданием в образ, как я его себе представляю. А вот образ Норины мне показался слишком жестким. Возможно, я неправ, но по музыке у меня сложилось впечатление, что она лукавая, озорная женщина себе на уме с авантюристической жилкой, но не более. И больше всего вопросов у меня вызвала сцена пощечины, где в музыке явно чувствуется, что Норина понимает, что переборщила, и жалеет Паскуале, во всяком случае, сочувствует ему. А здесь на сцене она жалеет себя, потому что ударила так сильно, что ушибла, или даже вывихнула себе руку. Впрочем, возможно, я еще не до конца понял замысел режиссера и драматурга или замысел самого Доницетти.

На мой взгляд, спектакль очень хороший, многослойный по смыслу и его надо смотреть не один раз. И молодой режиссер, как мне кажется, очень талантлив.

Про оркестр под управлением Михала Клаузы могу сказать только хорошее. Пожалуй, за исключением нескольких фрагментов, где он, как мне кажется переусердствовал с громкостью. На первом спектакле вначале первой картины это было очень заметно, потом наладилось. На втором спектакле, по-моему, вначале было чуть громче, чем нужно, но затем — вообще идеально. В целом — что придираться, хорошо ведь играли! Большое спасибо всем создателям и участникам спектакля, я получил огромное удовольствие!

Похожие темы

  • «Дон Паскуале» в Большом театре — чуть больше, чем комедия

    Конец тридцатых — начало сороковых годов XIX века — не только расцвет композиторского таланта Гаэтано Доницетти, но и время его царствования на Олимпе оперных композиторов. Он создает произведения по заказам самых престижных…

  • «Свадьба Фигаро» – премьера (Большой театр 30.04.2015)

    Ну, наконец добрался я до «Свадьбы Фигаро» -хоть в последний день премьерной серии — 30 апреля. Правда, пока свое мнение относительно постановки я еще окончательно…

  • «Иоланта» с причудами — премьера в Большом театре (28.10.2015)

    На околотеатральной орбите не получается безмятежно вращаться в скафандре, ограждающем от слухов, домыслов и сплетен. Как ни стараешься изолировать себя от закулисных историй — непостижимым образом они просачиваются в сознание. Не помню откуда я впервые услышал,…

  • Премьера «Кармен» в Большом театре (15.07.2015)

    Премьера — всегда ожидания и волнения. На этот раз особенно сильные, ведь повод обязывает. «Кармен» в Большом театре — звучит не репортажной прозой, а восторженной поэзией под бравурную музыку! Мой обстоятельный рассказ…

Рубрика: Опера, Премьеры Дон Паскуале  Венера Гимадиева  Кристина Мхитарян  Селсо Альбелло  Игорь Головатенко  Николай Диденко  Алексей Татаринцев  Джованни Фурланетто  Даниил Чесноков  Константин Шушаков  Михал Клауза  Гаэтано Доницетти  Большой театр  Тимофей Кулябин 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    (Мариинский театр 16.02.2016)

  •  

    Оперные конфессии

  •  

    Алексей Богданчиков – концерт в Зеркальном фойе
    (Новая Опера 08.02.2015)

  •  

    Наталья Петрожицкая - Сцена письма
    (Зеленый театр ВДНХ 06.06.2015)

  •  

    Чародейка
    (Большой театр 08.10.2014)

  •  

    Об оркестре в премьерной «Царской невесте»

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов