Мадам Баттерфляй (МАМТ 01.03.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 01.03.2015

Место: МАМТ

Состав:

  • Чио-Чио-сан – Елена Гусева
  • Пинкертон – Нажмиддин Мавлянов
  • Шарплес – Евгений Поликанин
  • Сузуки – Наталья Владимирская
  • Горо – Евгений Либерман
  • Бонза – Феликс Кудрявцев
  • Дирижер – Вячеслав Волич
Наталья Владимирская - Сузуки, Евгений Поликанин - Шарплесс, Нажмиддин Мавлянов - Пинкертон, Елена Гусева - Чио-чио-сан
Наталья Владимирская - Сузуки, Евгений Поликанин - Шарплесс, Нажмиддин Мавлянов - Пинкертон, Елена Гусева - Чио-чио-сан

Только что я посмотрел такой замечательный спектакль «Мадам Баттерфляй»! Пожалуй, один из лучших за все время! Голоса, актерский ансамбль — всё совпало! А какая была атмосфера на сцене! Я постараюсь ее описать…

Я сегодня впервые услышал в партии Чио-Чио-сан Елену Гусеву, ну она всего второй раз эту партию поет, но как же здорово! Мне очень понравилось! Звук такой объемный, наполненный, заливистый. Верх шикарный! Весьма удались и драматические фрагменты (крепкий такой звук, в голосе стержень чувствуется), и жанровые сценки. Очень мне понравилось, как она изображала разными голосами воображаемую сцену в американском суде и там еще про Ямадори… Очень хорошее дыхание, звук на опоре, поэтому ровный такой и округлый, загляденье, а не звук, и наверх хорошо идет. Ну, там, кажется, пара крошечных шероховатостей проскользнула случайно, а так вообще без замечаний! А как замечательно выглядела Гусева! У нее был очень удачный грим и прическа! Ей так идет! Совершенно очаровательна! И как играла! С Пинкертоном просто — глаза в глаза, в любовных сценах она была так трогательна! И с Сузуки полное взаимопонимание и в дуэте, и вообще! А когда в обморок чуть не упала, так я вправду подумал, что певице плохо стало, настолько натурально она всё изобразила! И монолог очень драматично прозвучал, а сцена прощания с сыном — просто душераздирающе! Брависсима!

Уж, казалось бы, Нажмиддина Мавлянова я столько раз слушал, что вряд ли он меня чем удивить может. Тем не менее, сегодня он такой звук выдавал, которого я у него в этой партии еще не слышал. По-моему, никогда еще его голос не звучал так легко и свободно, с таким беспредельным дыханием и бесконечной кантиленой. Такое было впечатление, что звук идет сам по себе, без всякого усилия, и вверх просто как по маслу. А там, наверху раскрывается, как цветок, причем никакого верхнего предела нет, и звук пылает, как факел. Но, мне кажется, и в нижнем регистре голос стал звучать плотнее, сочнее и еще красивее, как будто там какой-то клапан дополнительный открылся. После Мусоргского, что ли? Крупный, сочный звук, в «Dovunque al mondo» — на широких пуччиниевских фразах — аж сердце от него сладко щемило. И так выразительно и разнообразно в любовном дуэте пел, там такое вибрато было… Ну, а уж как играл, я много раз пытался рассказать, но это видеть надо. А потом в дуэте в конце первого акта было такое верхнее «до» — звонкое, тембристое, умопомрачительное! В последнем акте очень интересно прозвучала небольшая сцена возвращения и мук совести, с таким количеством динамических оттенков, обертонов… И ария была исполнена так страстно и с таким драматическим накалом, что все в зале просто оцепенели, по-моему! В общем, совершенно потрясающее выступление!

Евгений Поликанин, как всегда, проде­монстри­ровал более чем добротный вокал и продуманный и после­довательный актерский рисунок. И смотреть, и слушать его всегда очень интересно, чаще всего — одно удовольствие. Шарплес у него — человек, знающий жизнь и людей. И из-за Пинкертона он попадает в очень щекотливую ситуацию, и, как порядочный человек чувствует себя неудобно, потому что ему приходится участвовать в нехорошем деле. И так выразительно, в сердцах он бросает, мол, черт побери этого Пинкертона, из-за него приходится тут такую хорошую женщину обманывать. И вот он все это очень здорово играет и в сценах с Пинкертоном в первом акте, и в сценах с Чио-Чио-сан. Голос звучит надежно, очень выразительно и так естественно, что я иногда вообще переставал замечать, что он поет, и воспринимал Шарплеса как персонажа очень хорошего фильма. Только сейчас в фильмах актеры так хорошо не играют. Очень здорово!

Наталья Владимирская, по-моему, просто вжилась в роль Сузуки. Я ее сегодня даже уже японкой воспринимал! Она так ухаживала за Чио-Чио-сан, переживала за нее, разделяла с ней все радости и горести, занималась с ее сыном, словом играла очень здорово! И голос у нее с одной стороны, хорошо оттенял голос Гусевой, а с другой стороны, красиво сливался с ним в дуэте. В общем, идеальное попадание в образ!

Евгения Либермана я первый раз слушал в партии Горо, хотя он, как я понимаю, второй раз ее сегодня спел. Сначала его голос звучал, как мне показалось, немного надтреснуто. Впрочем, для такого типа, как Горо, это вполне допустимо, тем более, что потом звук, кажется, наладился. И играл Либерман тоже очень хорошо — он вообще всегда подвижен на сцене, и на этот раз образ получился выпуклый, запоминающийся. Порадовал своим красивым и своеобразным голосом Феликс Кудрявцев в двух небольших партиях Бонзы и Ямадори, приятно было послушать. Словом, все сошлось сегодня, такой великолепный спектакль получился! Я в восторге! Спасибо всем, дорогие!