«Мазепа» в Новой Опере
Дата: 14.01.2015
Место: Новая Опера
Состав:
- Мазепа – Борис Стаценко
- Кочубей – Сергей Артамонов
- Любовь – Маргарита Некрасова
- Мария – Елизавета Соина
- Андрей – Михаил Губский
- Орлик – Дмитрий Орлов
- Искра – Дмитрий Пьянов
- Пьяный казак – Максим Остроухов
- Дирижер – Евгений Самойлов
Это действительно было большое событие. Особенно для меня, потому что у меня к этой опере с юности особое отношение, я ее открыл для себя в 1985 году, послушав запись на радио «Орфей» (тогда называлось просто 4 канал). Это была студийная запись высочайшего качества с прекрасными певцами.
А потом, когда ее поставили в Большом в 1986 году, я слышал ее в совершенно звездном составе! Правда, там она уже с купюрами шла… Во всех постановках обычно сокращают дуэт Марии и Андрея в первом действии и вообще выкидывают дуэт Андрея и Мазепы в третьем. Тем большей радостью было то, что в Новой опере под управлением дирижера Евгения Самойлова ее наконец-то давали без сокращений. И всё-таки я не ожидал, что Борису Стаценко удастся спеть Мазепу на таком высочайшем уровне, при стопроцентном попадании в образ! Это стало для меня главным сюрпризом спектакля, несмотря на то, что я уже слышал Стаценко в партиях Риголетто, Набукко и Пролога/Тонио/Таддео. Прежде всего он меня поразил объемом выдаваемого звука, мощнейшим эмоциональным накалом и широчайшей палитрой используемых динамических оттенков. Нет, такого Мазепу я еще не слышал! Он просто гипнотизировал своим голосом в каждой картине! А когда я услышал этот звук на фортиссимо в кульминации арии «…и рааааааай», у меня просто перехватило дыхание от восторга. Брависсимо!
Вторым приятным сюрпризом стало очень уверенное выступление Михаила Губского в партии Андрея. Дело в том, что партия этого, казалось бы, не самого главного персонажа весьма коварна, и я сам был свидетелем, как один весьма опытный и знаменитый певец недооценил ее сложность, и… впрочем, я теперь решил помнить только хорошее! Так вот, у Губского партия оказалась хорошо впета, исполнял он её разнообразно, с нюансами. В начале я еще ощущал некоторые мелкие недостатки в лирических местах, но потом положительные стороны вокала (прежде всего, надежность в среднем регистре, уверенная атака верхних нот) всё это перевесили. А больше всего ему в этот вечер удались драматические фрагменты, особенно сцена перед арией в третьем действии «В бою кровавом…» Это было очень эмоциональное и убедительное исполнение!
Порадовала меня в этот вечер и Елизавета Соина, хотя я волновался, как молодой певице удастся исполнить эту партию, сложную не только вокально. Все-таки сцена сумасшествия Марии — это то еще испытание! Пожалуй, исполнение Соиной можно считать хорошей заявкой на будущее. сначала фразы у нее звучали несколько угловато, а где-то — наоборот, слишком старательно, но потом у нее как бы открылось второе дыхание, вокал стал более уверенным, фразировка — более осмысленной и даже тембр более ярким. Это особенно чувствовалось в дуэте с Мазепой, где наиболее полно раскрылись все возможности голоса певицы.
С огромным интересом я ждал выступления в роли Кочубея Сергея Артамонова. Но первые фразы партии, правда, прозвучали как-то расплывчато и глуховато, видимо, сказывалось волнение. Потом звук улучшился, сфокусировался, все наладилось, зазвучало выразительно. Тут еще надо учитывать, во-первых, партия Кочубея, как я понимаю, не намного легче партии Мазепы, она требует особой «тягучести» голоса, но при этом она не такая эффектная, а во-вторых, рядом был Стаценко, харизма которого затмевала всё. Но сцена заговора против Мазепы явно удалась, и еще мне очень понравилась молитва перед казнью.
Очень драматургически важную партию Любови Кочубей спела Маргарита Некрасова. Сначала звук у нее был, как мне показалось, немного неровный, матовый на переходных нотах. Но потом все выровнялось, и монолог в сцене заговора «Очнись от горя, Кочубей» прозвучал мощно, очень выразительно и грозно. Пожалуй, это была кульминация образа. В дуэте с Марией певице, пожалуй, чуть-чуть не хватало чёткости дикции, ну, там очень сложное это перечисление при бесконечном нагнетании страстей, а в целом, конечно, впечатление тоже очень сильное.
Максим Остроухов, как я и ожидал, превратил свое выступление в роли Пьяного казака в незабываемый актерский шедевр. И голосом своим характерным он столько всего передает, что другие интерпретации тех же маленьких ролей кажутся пресными. Например, я до сих пор его Подьячего вспоминаю из «Хованщины»!
Хорошее впечатление оставил и оркестр под управлением Евгения Самойлова (только чуть выделялась в самом начале туба, или это я близко сидел?) и хор (девушки тоже в самом начале меня немного напугали, какая-то там нестройность мне почудилась, но, видимо, это случайность, потому что потом о хоре можно было говорить только в превосходных тонах — как всегда)! А на самом деле это был замечательный вечер, спасибо Новой опере за возможность услышать в таком прекрасном исполнении одну из самых моих любимых опер полностью, без купюр!
Фото: Даниил Кочетков
Похожие темы
«Сельская честь» и «Паяцы» (Новая Опера 11.12.2014)
Кто как, а я рад трансформации в концертные исполнения не самых любимых моих постановок Новой Оперы. Это относится и к «Пиковой даме», и к «Сельской чести» с «Паяцами». Посетив, в свое время, эти спектакли по одному разу
«Король Рогер» на Крещенском фестивале
Кароль Шимановский — композитор, чье творчество в полной мере может быть оценено лишь музыкантами и достаточно тонкой прослойкой искушенных слушателей, способных получать удовольствие от гармонически сложной музыки
«Аида» – концертное исполнение в ММДМ
На сегодняшней «Аиде» я поймал себя на мысли, что все-таки акустика в Светлановском зале Дома музыки оставляет желать много лучшего. Например, отмечается явное эхо.
Огненный ангел (Большой театр 28.02.2014)
Оперы Прокофьева оставляют у меня ощущение приятной дрожи от соприкосновения с потусторонним и чувство внутреннего обновления, когда спрашиваешь себя не «что это было на сцене?» а «куда это я попал, выйдя из театра?»