«Орфей и Эвридика» – музыкально, остроумно, зрелищно

Автор: Федор Борисович

Дата: 14.12.2015

Место: МАМТ, Малая сцена

Состав:

  • Орфей – Екатерина Лукаш
  • Эвридика – Инна Клочко
  • Амур – Дарья Захарова
  • Король – Денис Велев
  • Дирижер – Тимур Зангиев
«Орфей и Эвридика» в МАМТ, 13 декабря 2015

Даже те, кто достаточно часто бывает в МАМТ, не всегда имеют представление о том, что происходит на Малой сцене, ассоциируя театр исключительно с ультрамариново-белым основным залом и колоннадой. А ведь именно на Малой сцене по всем законам камерного театра безостановочно работает творческая мастерская.

Здесь живут необычные по формату спектакли, в которых по-новому раскрываются хорошо известные артисты (пример — «Так поступают все женщины» в постановке Александра Тителя). Еще именно здесь можно впервые услышать и увидеть юных артистов, только начинающих путь на основную сцену. Причем, эти, как бы студенческие, спектакли не только по названиям являются раритетами, но становятся приятным сюрпризом по качеству исполнения.

Из таких необычных постановок в прошлом году вслед за «Тайным браком» Чимарозы в постановке Игоря Ясуловича репертуар театра пополнила опера Глюка «Орфей и Эвридика» в постановке Ирины Лычагиной. В обоих случаях дирижером-постановщиком стал Тимур Зангиев.

Кто пробовал — знает: попасть на Малую сцену гораздо труднее, чем на основную. Мало мест, большой спрос у посвященных. Еще, по мистическому стечению обстоятельств, именно на дни, когда на Малой сцене дают спектакли, где-нибудь в Москве планируется что-то еще, совершенно обязательное для посещения. Поэтому сколько раз был на Малой сцене МАМТ — всегда вместо чего-то потенциально интересного на других московских площадках. Но, что характерно, ни разу не пожалел. На «Орфея и Эвридику» долго не мог попасть именно из-за накладок расписания своей бурной театральной жизни. Наконец, пожертвовал первым спектаклем «Роделинды» в Большом — и пришел в МАМТ.

Для оперного гурмана перед первым походом на спектакль бывает важно изучить доступные материалы, помимо либретто и собственно музыки — рецензии, аннотации создателей — чтобы снизить затраты времени и энергии на первичное осмысление. Мое скромное мнение: в данном случае такой подход, скорее, противопоказан. И вовсе не потому что спектакль прост, как рублевая монета. Напротив. Рецепт происходящего на сцене подобен редким блюдам, где заранее известные ингредиенты создают необычный вкус, вызывающий у каждого свои ассоциации. Хотите видеть незамутненную постановку оперы Глюка — пожалуйста. Хотите умное современное прочтение истории для последующего осмысления — к вашим услугам созданная режиссером многослойная и многоходовая комбинация, со вкусом положенная на музыку. Конечно, достоинства спектакля не исчерпываются масштабируемостью концепции.

Постановку спектакля осуществила Ирина Лычагина, выступив одновременно режиссером и хореографом. Наверное, это самая насыщенная танцами оперная постановка Москвы. На пространстве Малой сцены происходит именно то, что имеют в виду, когда называют Глюка реформатором оперы — музыка, пение и хореография создают однородный сплав оперного действия. Давно забытое ощущение — когда режиссер не воспринимает инстру­менталь­ные фрагменты как «длинноты» (которые в особо тяжелых случаях еще и пытается сократить), а наслаждается возможностью продолжить действие каскадом пластических решений. Поэтому на сцене, помимо солистов и хора, — танцоры: королева, фрейлины и мужская группа демонов преисподней, поддерживающая динамику спектакля… о, слово тут бессильно — это надо видеть!

Танец демонов, сцена из I акта. Фото © Олег Черноус
Танец демонов, сцена из I акта. Фото © Олег Черноус

Если, подобно автору этих строк, Вы не искушены в считывании историй, рассказываемых языком тела — нет повода для беспокойства: символика хореографии прозрачна, а отмеченная печатью перфекционизма гармония с музыкой делает восприятие танцев естественным.

Глюка в исполнении оркестра под управлением Тимура Зангиева было особенно интересно слушать после Моцарта, Россини и Чимарозы в трактовке этого молодого дирижера. В записях Глюк слышался мне более холодным и строгим. В спектакле «Орфей и Эвридика», не потеряв академичности, Глюк неожиданно раскрылся как лирик, вложивший в более свойственные своему времени барочные формы чувственные музыкальные образы, предвосхитившие героев классицизма. Солисты оркестра были хороши, а флейтовое соло Павла Магаева, сопровождающее танец в Элизиуме — так просто волшебным.

В некоторых сценах «Орфея и Эвридики» хор в наследует традиции античной драмы, не исполняя отдельную партию, а вступая в диалог с главным героем. И хор (хормейстер — Александр Рыбнов), представляя коллективного героя, — нимф, фурий — звучал аккуратно и выразительно.

Достойно восхищения исполнение партии Орфея Екатериной Лукаш. Юная певица не только показала четкое понимание стиля, максимально приблизив звучание голоса к инстру­ментальному. Не только рассчитала силы, спев эпизоды огромной партии по нарастающей. Главная ее заслуга — заинтересовавший слушателей полнокровный живой образ героя, вошедшего из мифа на сцену театра, к нашим современникам, чтобы рассказать свою историю.

Орфей – Екатерина Лукаш, Эвридика – Инна Клочко. Фото © Евгения Пиршина
Орфей – Екатерина Лукаш, Эвридика – Инна Клочко. Фото © Евгения Пиршина

С темпераментом истинно оперной героини, сильным и подвижным голосом, с чувственными интонациями спела партию Эвридики Инна Клочко. По-детски милый, шаловливый Амур получился у Дарьи Захаровой. Дерзким решением стала вставленная в музыку Глюка ария Короля в ярком исполнении Дениса Велева, чье появление недвусмысленно подталкивает к разгадке режиссерского замысла, но не настаивает на его обязательном принятии.

Режиссерский анонс на сайте театра, где речь идет о параллелях с судьбой Марии Антуанетты, поневоле заставляет наученного современными тенденциями театрала ждать чего-то напряженно-заумного. Что поделать — довлеет опыт многочисленных спектаклей, где режиссерская мысль, вступая в схватку с музыкой, напролом пробивает дорогу к слушателю — причем, к его мозгу, а не к сердцу. Не тот случай! Спектакль «Орфей и Эвридика» сложен ровно настолько, насколько Вы сами готовы его усложнить. Он годится и в качестве загадки для увлекательного разгадывания и для тех, кто хочет отдохнуть после трудового дня на сладкозвучной истории любви — тем более что Глюк избавил свою оперу от мрачного финала оригинального мифа.